Но сыграет на руку отечественным деревообрабатывающим предприятиям
С первого января 2017 года в полную силу должен вступить мораторий на экспорт необработанной древесины (леса-кругляка). До этого момента под ограничения на вывоз древесины попадало большинство экспортных видов необработанного древесного сырья, кроме сосновых пород.
Как мы уже сообщали ранее, частичный мораторий был введен первого ноября 2015 года Законом № 325-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» о временном запрете экспорта лесоматериалов в необработанном виде».
«Мораторий на экспорт необработанной древесины (леса-кругляка) был поддержан украинским парламентом. Прошел год, мы увидели положительный результат от частичного действия моратория. В то же время сосну по-прежнему бесконтрольно рубили и вывозили, нанося непоправимый урон лесам. Поэтому я и мои коллеги по партии, а также ряд депутатов из других партий поддерживаем запланированный ранее полный ввод моратория на экспорт необработанной древесины. В полную силу мораторий на экспорт сосны должен вступить с 1 января 2017 года, конечно, если его не попытаются отменить под давлением зарубежных лоббистов. Но я надеюсь, что мы сможем этому помешать», – заявил народный депутат лидер РПЛ Олег Ляшко.
Соответствующий законопроект №3471, усиливающий действие моратория и поддерживающий украинских предпринимателей, депутаты готовятся подать в Раду еще до Нового года.
Напомним, основной аргумент чиновников и представителей деревообрабатывающих компаний из ЕС в пользу снятия моратория – то, что он якобы противоречит Договору о зоне свободной торговли (ЗСТ). Но, по мнению уполномоченного по вопросам предпринимательства при Государственной фискальной службе Тараса Качки, это не так.
«Введение моратория в полной мере соответствует положениям ГАТТ 1994 (генеральный договор по тарифам и торговле. – Ред.), поскольку: он не дискриминационный (распространяется на все страны) и носит временный характер (непосредственно связан с существованием экологической угрозы), что позволяет принимать меры по сохранению природных ресурсов», – объяснил он.
Чиновник добавил, что по сути сегодня ряд европейских деревообрабатывающих компаний, которые зависят от украинского сырья, давят на Еврокомиссию, а та в свою очередь ищет рычаги давления на украинское правительство. Но если мораторий отменят, больше всех пострадают украинские предприятия.
«Недавнее заявление президента Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о необходимости снятия Украиной моратория на вывоз леса вызвало немалый резонанс не только среди депутатов, общественных деятелей и экологов, но и в рядах украинских предпринимателей, занимающихся деревообрабатывающей промышленностью. Поскольку отмена моратория на вывоз кругляка ударит по внутреннему украинскому рынку поставок древесины, и так испытывающему дефицит ресурсов», – заявил народный депутат, глава комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк.
Мораторий и рост производства
Благодаря мораторию украинская деревообрабатывающая промышленность сумела продемонстрировать рост производственных показателей, поскольку на внутренний рынок начали поступать ресурсы, ранее массово вывозившиеся за границу. Особо показательным является рост деревообрабатывающего производства на фоне общей стагнации промышленного комплекса.
«Объем реализации промышленной продукции за последние девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 4 %. В то же время деревообрабатывающая промышленность выросла на 16 %, мебельная — на 15%, бумажная — на 5 %. То есть вышеперечисленные деревообрабатывающие производства выросли, несмотря на проседание промышленности в целом», – прокомментировал сложившуюся ситуацию руководитель офиса по финансовому и экономическому анализу в ВР Виктор Мазярчук (см. таблицу «Объем реализации продукции»).
Инфографика комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства
По словам эксперта, данные ГФС за последние девять месяцев свидетельствуют о существенной выгоде, которую мораторий приносит не только деревообрабатывающей промышленности, но и экономике Украины в целом. Благодаря перенаправлению на внутренний рынок экспортируемых ранее ресурсов вышеперечисленные деревообрабатывающие отрасли принесли в бюджет свыше 2 млрд грн налоговых поступлений. Это на 17 % больше, чем поступления за аналогичный период прошлого года.
Теневой экспорт
В то же время, по словам народного депутата Виктора Галасюка, мораторий не решает всех проблем с древесиной. В Украине полным ходом процветает нелегальный экспорт лесных ресурсов, что негативно сказывается не только на экологической составляющей, но и на состоянии деревообрабатывающей промышленности.
«На протяжении текущего года мы видим сокращение экспорта лесных материалов. Например, за последние девять месяцев экспорт кругляка сократился на 600 тыс. тонн, но в то же время каким-то дивным образом экспорт дров вырос на 200 тыс. тонн. Это демонстрирует вероятный масштаб контрабанды леса-кругляка под видом дров», – сообщил Галасюк на заседании комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства (см. таблицы «Объем экспорта обработанных лесоматериалов» и «Экспорт леса-кругляка и топливной древесины»).
Инфографика комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства
Его слова подтверждают представители промышленности, чьи предприятия постоянно страдают от действий незаконных экспортеров.
«Мы были одними из первых, кто после принятия моратория, выступал за глубокую переработку древесины и развитие внутреннего украинского рынка. Также мы выступили за усиление контроля по вывозу древесины с региона и пресечение незаконного экспорта сырья, поскольку наши предприятия страдают от этого в первую очередь. На данный момент, даже несмотря на действие моратория, производственная база частично простаивает из-за нехватки сырья. И это касается всех регионов Украины», – пояснил глава «Ассоциации деревообрабатывающих предприятий Прикарпатья» Игорь Соболевский.
По его словам, когда был введен мораторий, западноукраинские общественные организации при поддержке областных и районных администраций подключились к контролю железнодорожных сообщений, которые ранее использовались для незаконного экспорта леса.
«Наши совместные действия привели к тому, что экспортеры, которые каким-то образом стали собственниками леса, начали бояться транспортировать «теневое» сырье на Запад, и развернули свои «потоки» на восток Украины и в сторону южных портовых городов, таких как Николаев и Одесса. Когда волна повышения контроля докатилась до Одессы и ее портов, незаконный экспорт частично приостановился, что привело к появлению избытка ресурсов. Дельцы тут же попытались избавиться от излишков товара. Дело дошло до того, что наши предприниматели ездили в Одессу и покупали там карпатскую смереку по цене 300 грн /м3. В то время как у нас аналогичная древесина продается по 2 тыс. грн/м3», – рассказал Соболевский.
Перспективы
«Многие политические силы начали пиариться на проблемах карпатских лесных хозяйств, стали выступать с громогласными заявлениями и обещаниями защиты отрасли. Но позвольте спросить, а где вы были в прошлом году, когда для лесного хозяйства был принят нулевой бюджет? В этом году также не выделили средств для поддержания работы и восстановления отрасли. А если еще и мораторий отменят – ситуация окончательно выйдет из-под контроля», – возмущается Соболевский.
В свою очередь, глава Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко обратила внимание на другую сторону медали.
«На сегодняшний день, лишь в Ивано-Франковсой области стоит 34 тыс. га сухой смереки. В высокогорных районах Карпат гниет около 5 млн кубометров древесины. А чистить этот лес нельзя, поскольку существует запрет Кабмина на санитарные рубки леса, находящиеся выше 1 км над уровнем моря и считающиеся эрозивными. Это якобы должно помешать незаконным рубкам, которые проводились под видом чисток. Но низкий уровень контроля и отсутствие финансирования сводит на нет все усилия по нормализации ситуации», – возмутилась Тимочко.
По мнению представителей лесохозяйственной отрасли, для изменения ситуации требуется не только децентрализация финансовой составляющей (около 80 % прибыли региональных леспромхозов отправляется в Киев), но и корреляция полномочий лесхозов в части лесоводства, лесовосстановления и охраны лесных угодий.
«Мы будем отстаивать интересы украинских лесхозов и деревообрабатывающих предприятий. Уже сейчас зарубежные инвесторы, рассматривающие Украину не только как сырьевой придаток, но и как перспективный рынок производства продукции, вкладывают средства в украинскую деревообрабатывающую промышленность. Например, объем импорта деревообрабатывающих верстаков новейшего образца (одна из составляющих отрасли) вырос по сравнению с прошлым годом в три раза. Такая активизация инвестиционной деятельности, на фоне девальвации гривны, это наглядный индикатор будущего роста экспорта продукции с добавленной стоимостью, создания новых рабочих мест и дополнительных поступлений в бюджет», – заявил президент Ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий и организаций «Черниговлесдеревпром» Сергей Сагаль (см. таблицу «Объем импорта верстаков для обработки дерева»).
Инфографика Комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства
«Инвесторы нам поверили и начали вкладывать средства в украинскую деревообрабатывающую отрасль. Наша задача – создать наиболее приемлемые условия для работы украинских предприятий и не позволить иностранным лоббистам повлиять на отмену моратория по экспорту древесины. Помимо этого, следует повысить уровень контроля за исполнением действующего законодательства, а также принять сбалансированное решение, которое позволит честным предпринимателям развивать собственное производство», – добавил народный депутат, заместитель главы Комитета ВР по вопросам промышленной политики и производства Виктор Галасюк.
Интересно, что во вторник представители ЕС в Украине на официальной страничке организации в Фейсбуке, некоторым образом, также высказались в поддержку интересов украинцев.
«Представительство ЕС хотело бы заверить украинцев, что мы разделяем ваше желание защитить природную среду Украины. Политика ЕС и европейская интеграция никоим образом не ведут к вырубке лесов; напротив, они помогают ей противодействовать. Если Украина захочет интенсивнее защищать свои леса – в частности, уникальную биосферу Карпатских гор – в этих усилиях ЕС поддержит ее», – говорится в сообщении представителей ЕС в Украине.
Но сразу уточняется: «Вполне легитимными и приемлемыми является запрет на любую лесозаготовку, ограничения на нее или даже ограничения доступа на некоторые защищенные зоны по обоснованным и доказанным экологическим причинам – при условии, если такие запреты или другие ограничения применяются ко всем субъектам, на равных условиях».
Кроме того, представители ЕС акцентирую внимание на том, что, несмотря на запрет экспорта леса-кругляка, в Украине продолжается незаконная лесозаготовка и контрабанда древесины.
«Причина этого заключается в том, что существующий запрет на экспорт не достигает целей предупреждения незаконной вырубки леса. Он только служит нуждам некоторых заинтересованных групп в деревообрабатывающей промышленности, позволяя им получать исключительный и неограниченный доступ к лесным ресурсам, чтобы собственноручно ими воспользоваться», — считают в представительстве ЕС в Украине.