Внефракционный народный депутат Украины - о ходе реформ в лесном хозяйстве
Hubs неоднократно писал о давлении Еврокомиссии (ЕК) на правительство с тем, чтобы украинский Кабмин инициировал отмену моратория на экспорт круглого леса из Украины. Мораторий был введен в прошлом году Законом № 325-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» о временном запрете экспорта лесоматериалов в необработанном виде».
Авторами Закона № 325-VIII выступили внефракционные депутаты Дмитрий Добродомов, Олег Мусий и Остап Еднак, Николай Томенко из БПП, Виталий Чепинога из БЮТ и другие.
Позиция ЕК в этом вопросе может негативно повлиять на выделение очередного транша МВФ и финансовой помощи Украине странами-донорами, — полагают эксперты. Таким образом, эта организация защищает интересы европейских деревообработчиков, которые зависят от украинского лесосырья. Кстати, предыдущее правительство (во главе которого стоял предыдущий премьер — Арсений Яценюк) даже подготовило законопроект об отмене моратория, однако до рассмотрения документа в Верховной Раде дело не дошло.
О перспективах отмены моратория, а также о ходе реформ в лесном хозяйстве Hubs побеседовал с внефракционным депутатом, который прошел в ВР по спискам «Самопомощи», — Остапом Еднаком, представителем комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Для него нынешний депутатский созыв является первым. До этого он работал директором ООО «Интервудкоммерц» в городе Броды Львовской области. Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, компания занималась торговлей деревом и деревообработкой. Поэтому не удивительно, что деревообработчики между собой называют его лоббистом отрасли лесного хозяйства, и принятие упомянутого моратория на вывоз необработанной древесины во многом считают его заслугой.
О моратории на экспорт круглого леса
— Сейчас много говорят о том, что мораторий на экспорт круглого леса под давлением ЕК может быть отменен. Каков ваш прогноз на этот счет?
— Еврокомиссия давит на Кабмин, чтобы тот инициировал отмену моратория на экспорт необработанной древесины. Мол, мораторий противоречит Договору о зоне свободной торговли (ЗСТ). По сути, ряд европейских деревообрабатывающих компаний, которые зависят от украинского сырья, давят на Еврокомиссию, а та, в свою очередь, на отечественное правительство. Предыдущее правительство подавало законопроект об отмене моратория, но, поскольку у нас изменился состав КМУ, этот законопроект канул в Лету. Новую редакцию законопроекта не зарегистрировали. Но даже если правительство и подготовит такой законопроект, то я на 90% уверен, что в парламенте не будет голосов для отмены моратория, поскольку народ не одобрит это решение.
— То есть предприятия, которые сейчас инвестируют в деревообработку в Украине, могут быть уверены, что лесосырье останется в стране?
— Думаю, да.
Об эффективности нардепов
— Мораторий на экспорт кругляка называют одной из малочисленных законодательных заслуг ВР. Вас же при этом считают эффективным депутатом. А вы считаете себя эффективным народным избранником?
— Да. Можете посмотреть в Facebook мой отчет за последние полгода работы. Около сотни депутатских обращений. Особая гордость — в середине июля в первом чтении были приняты важные законопроекты в сфере экологии: №2009а-д «Об оценке влияния на окружающую среду» и №3259 «О стратегической экологической оценке». Я считаю их основными системными законами, ключевая миссия которых — контролировать экологическую безопасность.
— А как вы оцениваете эффективность работы депутатского корпуса действующего созыва?
— Количественными показателями оценки эффективности депутата являются: посещение пленарных заседаний, количество зарегистрированных законопроектов, количество принятых ВР законодательных инициатив депутата, а также количество депутатских обращений. Можно найти парламентариев, которые подали сотни законопроектов, но мало из них были поддержаны в сессионном зале.
Еще очень важное направление в депутатской деятельности – работа в комитетах. Например, в комитете по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в котором я работаю, есть депутаты, которые ни разу не появлялись на заседаниях.
О лоббизме
— В европейских странах интересы компаний и отраслей продвигают лоббисты. Это отдельная профессия. На такую деятельность выдается лицензия, как у нас на нотариальную. Кроме того, существует реестр лоббистов. На ваш взгляд, могут ли депутаты лоббировать интересы бизнеса?
— Депутаты — это субъекты законодательной инициативы. Они должны защищать интересы государства. Если интересы какой-то отрасли отвечают интересам страны и при этом депутат ориентируется в этом направлении, то он может продвигать инициативы, которые будут способствовать развитию отрасли. Например, я хорошо знаю ситуацию в деревообрабатывающей сфере и стараюсь влиять на ход реформ в этом секторе экономики с помощью законодательных инициатив.
Но при лоббизме должны быть своего рода предохранители. Депутат не должен лоббировать интересы определенного бизнеса, компаний, и, в частности, иметь свою выгоду. То есть его действия должны касаться всей отрасли, иначе то, что он делает, не отвечает интересам государства.
О реформировании лесного хозяйства
— Почему вы стали лоббистом деревообрабатывающей отрасли?
— До того, как стать депутатом, я работал в различных деревообрабатывающих компаниях и хорошо знаю о состоянии отрасли. Скажу откровенно, существующая ситуация мне не нравилась. Поэтому я поставил перед собой задачу изменить правила игры: чтобы не было коррупции, был прозрачный доступ к лесосырью и т.д.
На данный момент деятельность Гослесагентства основывается на других принципах, но то, что нам удалось принять закон о моратории на экспорт круглого леса, — большой плюс.
В целом сегодня отрасль работает нормально. Общие показатели неплохие. За первое полугодие 2016 г. предприятиями Гослесагентства было уплачено налогов всего на 1,6 млрд грн, из которых 0,5 млрд грн поступили в местные бюджеты. Однако Гослесагентством управляет не специалист. И.о. главы Государственного агентства лесных ресурсов Украины Кристина Юшкевич — юрист, который плохо представляет, как работает лесное хозяйство. Соответственно, системных изменений нет. Последний год проводились якобы прозрачные конкурсы на руководителей лесхозов, однако не было ни одного назначения, одобренного местной общественностью, не назначались люди, которые проводили качественные системные изменения в лесхозах.
То есть «продавались портфели», руководителей с одного лесхоза ставили на другой. При этом критерием выбора была лояльность, исполнительность. У меня есть большие подозрения, что на конкурсах, и вообще в Гослесагентстве присутствует системная коррупция.
— Многие участники рынка ждут осени, когда будет назначен руководитель Гослесагентства. Что слышно об этом назначении?
— Я надеюсь, что осенью состоится открытый конкурс на руководителя Гослесагентства, а перед этим будет сформирована комиссия из высших чинов госслужбы, что предусмотрено новой редакцией Закона Украины «О государственной службе». Комиссия выберет специалиста, а он, в свою очередь, представит свое виденье реформ. Надеюсь, что этот человек будет проводить системные изменения в лесном хозяйстве, которые повлекут за собой новые назначения в областных лесхозах.
— И благодаря этому через несколько лет мы получим эффективное лесное хозяйство?
— Не совсем. Дополнительно необходима реформа экологической инспекции. Министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак обещал представить коренные изменения в этом ведомстве, необходимые для внешнего контроля за деятельностью лесхозов. К примеру, если в каком-то лесхозе выявлены незаконные рубки или прочие нарушения, то Гослесагентство отправляет туда свою комиссию. Но поскольку лесхозы находятся в подчинении Гослесагентства, получается, что они проверяют сами себя, а значит, нарушение можно скрыть, замять.
Нужен внешний контроль, чтобы лесхозы, которые находятся в структуре Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, контролировала экологическая инспекция или полиция, подчиняющаяся Минэкологии и природных ресурсов.
— Насколько я знаю, экологическая инспекция уже существует. А внешнего контроля, по вашим словам, нет. Что не так?
— Она не рабочая. Во-первых, действует мораторий на проверки. Во-вторых, этот орган тоже коррумпирован, его нужно перезагружать. Если новому министру экологии и природных ресурсов это удастся, то мы получим орган, который будет бороться со злоупотреблением в лесхозах. То есть появится дополнительный контроль.
— В конце прошлого месяца премьер-министр заявил о планах на аэрофотосъемку лесов. Это будет способствовать уменьшению незаконных рубок леса?
— В лесхозах говорят, что готовы выполнять команду премьер-министра, но я не представляю, как это будет сделано технически. Кроме того, аэрофотосъемка не должна стать одноразовой акцией. Скорее всего, в лесхозах полетают на вертолетах, отчитаются об использовании бюджетных средств, но на ситуацию в лесном хозяйстве это не повлияет. Леса Украины нуждаются в инвентаризации и системном учете древесины. Необходим национальный проект для инвентаризации земель под лесами с присвоением кадастрового номера. Нужно также не забыть о лесных запасах. Это большой и ресурсоемкий проект. Хорошо, если бы правительство обратило на него свое внимание.
— Согласно новой редакции Закона Украины «О государственной службе», Минагрополитики не должно влиять на Гослесагентство. Как вы сказали, руководителя этой структуры назначают уже не в министерстве. А по факту? Есть ли в Минагрополитики рычаги давления на Гослесагентство?
— У меня нет таких фактов, но, полагаю, что возможность давления есть. В частности, Минагрополитики влияет на формирование бюджета Гослесагентства. При этом южные и восточные регионы Украины по части лесного хозяйства не являются самоокупаемыми, то есть в лесхозах Херсонской, Запорожской, Одесской, Днепропетровской, Николаевской и других областей фактически только присматривают за лесом, предотвращают незаконные рубки и пожары. У них нет такого объема лесоресурса, который позволил бы им быть прибыльными, а значит, они полностью зависят от бюджета Гослесагентства, утверждаемого Минагрополитики.
К тому же министерство может влиять на выделение средств из госбюджета на содержание лесхозов, но пока оно своих функций не выполняет. В прошлом году на финансирование проблемных лесхозов не было выделено ни копейки. При этом количество незаконных рубок растет — только в Днепропетровской области зафиксировано более 1 тыс. такого рода нарушений. Какая может быть лесная охрана с зарплатой в 1,5 тыс. грн? А с существующими тарифами на газ незаконных рубок станет еще больше.
— Наверное, в данной ситуации необходимы какие-то инициативы на местах. Что может сделать общественность для улучшения ситуации в лесном хозяйстве?
— Сейчас действуют неплохие общественные инициативы на местах. Например, во Львовской области общественность требует от областного лесхоза публиковать на сайте всю информацию о плановых рубках. То есть, если человек увидит рубку, то сможет определить место, где она проводится, затем зайти на сайт областного лесхоза и посмотреть, законно рубят лес или нет. Это и есть прозрачность, а когда есть прозрачность, то незаконно вырубать лес сложнее.
О досрочных выборах и будущем «Самопомощи»
— Скоро год как вы покинули «Самопомощь» и стали внепартийным и внефракционным депутатом. Не появилось ли у вас желание примкнуть к другой партии?
— Среди политических сил я пока не вижу партии, которая отвечает моим принципам и стандартам. За пределами парламента сейчас происходит процесс созданиям новых демократических сил. Обновился «ДемАльянс», создается партия Саакашвили. Но это попытки, а не системный процесс. Хочу посмотреть, как все будет развиваться. Я могу примкнуть к серьезной партии, с близкой мне идеологией.
— Вы не верите в будущее «Самопомощи»?
— Я этого не говорил. Я вышел из «Самопомощи», потому что стараюсь выполнять свои обещания, данные избирателям. В период избирательной агитации «Самопомощь» обещала реформы, частью которых является децентрализация власти. Но когда в парламенте проходило голосование за изменения в Конституцию в части децентрализации, фракция «Самопомощь», в угоду своим популистским интересам, не поддержала такие изменения. На этом наши пути разошлись.
Было еще одно серьезное расхождение во мнениях: по квоте «Самопомощи» был назначен министр аграрной политики Алексей Павленко, который, в свою очередь, назначил непрофессионального человека управлять лесным хозяйством. При этом в ведомстве проявлялись все признаки коррупции. Я просил фракцию вмешаться, публично заявить о своей позиции, объявив недоверие, но фракция, включая «главного антикоррупционера» Егора Соболева, не отреагировала.
— Уже почти год, как в парламенте говорят о досрочных выборах. Как считаете, ВР доработает всю каденцию или нет?
— Некоторые политические силы, в частности «Батьківщина», «Самопомощь», «Радикальная партия Олега Ляшко», хотят перевыборов, чтобы, так сказать, капитализировать свои текущие электоральные преимущества. У них сейчас высокие рейтинги, поэтому они расшатывают деятельность парламента. Я думаю, что в текущем году досрочных выборов не будет. Если ситуация выйдет из-под контроля, то, возможно, выборы пройдут осенью 2017 г. Хотя все будет зависеть от того, как будет держаться парламентское большинство.
— Что конкретно вы подразумеваете под капитализацией электоральных преимуществ?
— Если говорить о капитализации «Самопомощи», то эта партия во время предвыборной кампании 2014 г. начинала с рейтинга 1,5%. На парламентских выборах получила 11%, поскольку партийные списки формировались, в основном, исходя из репутации кандидатов. Но на следующих выборах при составлении списков будут выбирать тех, кто управляем, лоялен к партии и лично к Андрею Садовому. Так партия с низкими рейтингами, которая заботилась о своем имидже, превратится в партию вождистского типа, как «Батьківщина» и «Радикальная партия Олега Ляшко». По аналогии с бизнесом – это будет закрытое акционерное общество.