ритейл

А ритейлеры, потерявшие магазины на оккупированных территориях, осваивают южные регионы

По данным Государственной службы статистики Украины, за семь месяцев 2016 года оборот розничной торговли в Украине увеличился на 2,4% (до 628,9 млрд грн) по сравнению с аналогичным периодом года минувшего. При этом в целом за 2015 год он упал на 20,7%. В то же время в Госстате говорят, что только в I квартале 2016 года доход населения, который может быть потрачен на закупку товаров и услуг (располагаемый доход), вырос на 11% (до 297 млрд грн) по сравнению с I кварталом 2015-го.

Все эти тенденции могут говорить об увеличении спроса на товары народного потребления и оживления в ритейле — розничной торговле. Hubs разбирался, какая ситуация сейчас на рынке ритейла, в частности, у крупных торговых сетей, и каких изменений стоит ожидать в скором времени.

Участники рынка ритейла утверждают, что в каждом из сегментов (продуктовый, drogerie (косметика, средства гигиены,  фармацевтические препараты), БТиЭ (бытовая техника и электроника), гаджеты, fashion, beauty) ситуация отличается. Но при этом отмечают  и общую тенденцию: в 2014-2015 годах все они сдерживали рост цен, поскольку инфляция и девальвация привели к резкому падению покупательской способности населения, и продавать товар с прежней наценкой  стало невозможно.

Ритейлеры уверяют, что оборот растет не за счет увеличения продаж, а за счет инфляции и девальвации, а в количественном исчислении продажи упали. Но объективных данных нет: сами ритейлеры не хотят раскрывать их, Госстат же оперирует суммами, а не единицами продукции.Эксперты прогнозируют, что в наиболее выигрышном положении сейчас будут крупные сети-дискаунтеры, которые могут себе позволить конкурировать за счет более низких цен. Тем же, кто не может этого делать, придется либо оптимизировать затраты на бизнес и выплаты по кредитам, либо же сокращать объемы бизнеса или уходить с рынка.

Ритейлеры наверстывают упущенное

Кризисные явления стали ударом для всего ритейла. Правда, от продуктов питания потребитель откажется не так просто, как от покупки вещей не первой необходимости. «Практически все сети (в первую очередь, одежды и обуви, товары для красоты) постарались смягчить скачок цен, пожертвовав прибылью.  Цены они повышали  не так сильно, как девальвировала гривна. И тот, кто был жестко завязан на курс национальной валюты (например, БТиЭ), отметил резкое падение продаж. А продуктовые сети пересмотрели ассортимент импортных товаров и принципы работы с посредниками, перейдя на прямые контракты с производителями. Но в целом снижение маржи у ритейлеров уже осталось в прошлом. Во втором квартале этого года сети начали постепенно повышать цены, стараясь компенсировать потери предыдущих двух лет», – рассказала Hubs генеральный директор Ассоциации ритейлеров Украины Марина Черненко.

Опрошенные Госстатом ритейлеры сообщили о росте продаж в апреле-июне. Из 657 респондентов его зафиксировали 38%, еще 30% ответили, что по сравнению с I кварталом выручка не изменилась, а 31% — что уменьшилась. С ответом затруднился или не ответил 1%. Треть ритейлеров полагает, что выручка их компании в июле-сентябре вырастет. При этом 47% опрошенных ожидают и дальнейшего роста цен, несмотря на зафиксированную в июне и июле дефляцию. Лишь 2% считают, что товары в розничной торговле подешевеют.

Правда, несмотря на наметившийся рост цен, предпоссылки для увеличения спроса не столь очевидны. «О росте продаж на 3-4% ритейлеры говорили уже с марта. Но уже осенью население будет тратить много денег на коммунальные услуги», — поделился с Hubs прогнозами генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей (УАПТС) Алексей Дорошенко.

По его мнению, недавний штраф, который наложил на ряд супермаркетов Антимонопольный комитет Украины, поспособствовал развитию конкуренции. «Если раньше ритейлеры могли сесть за один стол и договориться о повышении цен, то сейчас такого нет. Удержаться можно за счет более низких цен, не могут игроки сейчас идти на сговор», — уверяет он.

По словам Дорошенко, продуктовые супермаркеты станут больше зарабатывать на так называемых социальных продуктах. Правительство решило сократить перечень социальных продуктов, а по возможности и вовсе отказаться от государственного регулирования цен на продовольствие. С такой инициативой выступило Минэкономразвития. Эксперимент стартовал15 августа, на 3-4 месяца цены на все продукты питания и услуги отпустили.  Речь идет о хлебе, муке, макаронных изделиях, молоке, сыре, масле, яйцах и т.д.

«Если до этого была граничная наценка на социальные продукты питания 15%, то теперь ритейлеры явно не станут на этом останавливаться», — прогнозирует он. И добавляет, что цены в стране на самые дешевые продукты питания растут быстрее, чем на дорогие: именно эти товары обедневшее население покупает все больше.

К финишу придут не все

В любом случае компенсировать потери прошлых лет  смогут теперь не все: часть ритейлеров уже ушла с нашего рынка. Так, в 2014 году его покинули несколько крупных представителей мировых брендов одежды и аксессуаров: Bosco, Esprit, OVS, River Island, s.Oliver и s.Oliver Kids, Minelli, Lee Cooper и New Look.

«Из крупных игроков ушли в основном российские операторы, такие как Bosco, «РосИнтер Украина», Centro, Kira Plastinina, «Перекресток» и другие. Их место активно занимают операторы из Турции (такие как LC Waikiki, Laboca), Европы (Steiff, Falke), США (Calvin Klein, Arena, New Balance). Также активно развиваются украинские производители одежды, открывая все больше магазинов хороший пример: магазины Goldi, Arber, U Dress и другие», — отмечает Марина Черненко.

По ее словам, если говорить о БТиЭ и fashion-ритейле, то цены выросли на все импортные товары. «Рост составил (по сравнению с началом 2014-м) 70-250%, разброс очень большой. Конкретно в fashion рост составил 30-50% в 2015-м, и еще 20-40% в 2016-м. В сегменте косметики рост в 2016 составил от 15 до 60%, за 2015-му данные самые различные: некоторые держали, повышая на 5-10% каждый квартал, другие проводили повышение в несколько этапов март, июнь август, сентябрь – декабрь: каждый раз от 5 до 20%. Общая тенденция реакцию потребителей старались смягчить, не повышая сразу на необходимую для сохранения маржи при продажи импортной продукции сумму, а растягивая ее во времени. Но подорожали все без исключения категории товаров», — поделилась цифрами руководитель ассоциации ритейлеров.

Крепкие орешки

FMCG-сегмент (быстрооборачиваемые потребительские товары: продукты питания, бытовая химия, сигареты и другие товары повседневного спроса — ред.), добавляет Черненко, оказался самым устойчивым, и основные операторы рынка активно развиваются: «АТБ», Fozzy, «Наш Край», EVA, Prostor, Watsons. «Из продуктовых сетей свернул свою активность только «Амстор», но тут причина не столько в бизнесе, сколько в корпоративном конфликте и экспроприации боевиками магазинов сети на оккупированных территориях —  в ОРДЛО», — объясняет Марина Черненко. То, что ранее собственники потеряли бизнес в Крыму и на Донбассе, повлияло на рост количества торговых сетей в других регионах. Правда, участники рынка заметили, что люди стали больше покупать в небольших магазинчиках. Они жертвуют удобством супермаркета, где можно купить сразу все необходимое, предпочитая отыскать подешевле, скажем, в двух точках. Кроме того, нестабильный курс гривны уже не раз приводил к тому, что украинцы бросались закупать долгохрянящиеся продукты впрок.

Согласно ежегодному исследованию компании GT Partners Ukraine, в 2015 году лидеры украинского рынка продовольственного ритейла увеличили свои сети на 162 650 кв м. Общая площадь магазинов первой десятки по темпам роста достигла 1,286 млн кв м. В первую десятку входят всеукраинские сети Fozzy Group («Сильпо», «Фора»), «АТБ», Novus, «Караван», «Наш край», «Таврия В» (Одесса и область, Николаев, Херсон,Киев, Хмельницкий), «Рукавичка» (Западная Украина), «Лоток» (Киевская и Хмельницкая обл.), «Обжора» (Донецкая обл.), «Файно-маркет» (Кировоградская обл.).

В прошлом году по открытию новых продуктовых магазинов лидировал «АТБ-Маркет» – 54 новых магазина. Впрочем, развиваются продуктовые сети не так активно, как ранее. Для сравнения: в 2013-м десятка лидеров прибавила 181 000 кв м,  общая площадь их магазинов составила 1,355 млн кв м. Из продуктового ритейла ушли сети «Амстор», «Би-Маркет», «Барвинок», «Край» и «Страна».

Среди drogerie (косметика) в 2015 году активнее других развивалась сеть рroStor открылись 109 новых магазинов. Больше всего магазинов бытовой техники и электроники, 17 новых, открыла сеть Comfy.

Продаться подороже не выйдет

Эксперты сходятся в том, что сети супермаркетов и гипермаркеты FMCG-сегмента  в скором будущем ожидают перемены. Это обусловлено недостаточными темпами роста потребительского спроса, а также тем, что бизнесу приходится экономить или изыскивать способы для поиска средств на выплату кредитов. Единственное, в чем нет единого мнения, это  масштабы изменений и жертв, на которые будут вынуждены пойти ритейлеры.

Гендиректор УАПТС Алексей Дорошенко прогнозирует, что уже в скором времени рынок ритейла ожидают слияния и поглощения. Причина, по мнению эксперта, в том, что многие торговые сети не в состоянии дальше полноценно обслуживать свои долги.  По его прогнозам, в ближайшие пару лет на украинском рынке усилят позиции  крупнейшие продуктовые розничные сети, такие как «АТБ», «Сильпо» и «Ашан». Которые будут поглощать те супермаркеты, что в первую пятерку не входят.

Собственно, если говорить о долгах, ритейлеров нешуточно «трусит». Банки-кредиторы выбивают долги из сети магазинов «Фуршет», «Фудмаркета» («Велика кишеня»), «Фоззи-Фуд» («Сильпо») и др. Желающие могут найти конфликт на любой вкус: здесь и ссоры совладельцев, и разнообразные попытки вывести бизнес из-под удара…

По мнению Дорошенко, от этого выиграют, в том числе, и потребители, поскольку владеть большей частью супермаркетов в стране будут более успешные игроки. Да и поставщикам станет лучше, если рынок очистится от недобропорядочных компаний, которые подрывают отношения, накапливая значительные долги перед поставщиками.

Здесь можно говорить об угрозе монополизации рынка крупнейшими компаниями. По закону об экономической конкуренуции, одной компании достаточно занять 35% рынка, чтобы считалось, что она занимает доминирующее положение, а пяти игрокам надо для этого занимать вместе 80%. Со стороны поставщиков и так уже были нарекания, что такие компании ставят их в жесткие рамки.

«Сейчас по формальным признакам даже близко лидеры не стоят с этими ограничениями. Но это те сети, которые всегда жестко конкурируют. Они могут руки выкручивать, но они платят! Второй эшелон задерживает выплаты и платит не всегда. Про третий и говорить нечего», — отвечает на это Дорошенко. Правда, никто не может поставщикам гарантировать, что так будет всегда и им не придется жаловаться уже на крупные компании, которые задерживают платежи.

Говоря о предстоящих покупках ритейл-бизнеса, следует понимать, что в общем-то речь идет не о покупке недвижимости. Для оценки  стоимости торговой сети принято подсчитывать годовой товарооборот и добавлять его к стоимости недвижимости, если она не взята в аренду. Именно товарооборот является определяющим фактором при установлении стоимости сети, и чтобы продать ее подороже, перед продажей собственник старается товарооборот увеличить, показав при анализе положительную динамику. Не исключено, что кто-то из украинских ритейлеров даже несколько приукрашивал данные, чтобы продать бизнес подороже.

Но, уверяет Дорошенко, за последние несколько лет стало видно, что на капитализацию бизнеса многие надеялись зря.  «Когда сеть выставляется на продажу, более сильным конкурентам интересен не их бизнес, ведь он зачастую не прозрачен и без четкого позиционирования. Интересны только торговые площади. Но практически все игроки работают на арендованных площадях. Цена покупки-продажи торговой сети часто складывается из стоимости торгового оборудования и бонуса за уступку торговых площадей. В результате цена поглощения невысока», — объясняет он.

По его словам, те, кто не может продать актив по справедливой цене, просто начинает сокращать площади под магазинами, переходя в более экономные форматы. В качестве примера он приводит центр оптовой торговли «Метро», который сокращает площадь, занимаемую в принадлежащих ему торговых комплексах. «Гипермаркеты станут меньше по площади, а освободившаяся площадь будет сдаваться в аренду. Фактически гипермаркет превратится в торговый комплекс. Таким образом, изменится формат работы одного из лидеров украинского ритейла. Сеть сможет сэкономить на обслуживающем персонале, коммунальных услугах, а также заработать на аренде», — говорит Алексей Дорошенко. О том, чтобы переформатировать сеть, собственники задумались еще около трех лет назад. В 2013 году уже поднимался вопрос возможного выхода сети из Украины, но рынок посчитали перспективным.

Однако Марина Черненко считает, что в сегменте FMCG нет предпосылок для значительных слияний и поглощений. «Новые игроки на рынок не выходят, уже работающие не имеют достаточных свободных ресурсов для поглощения крупных сетей. По нашему прогнозу, возможны локальные сделки, когда речь идет не о покупке всей сети, а о приобретении отдельных торговых точек» ,— прокомментировала она Hubs.

По ее наблюдениям, таким путем расширяются «АТБ», «Фора», «Сильпо», «Наш Край» и т.д. «Часть операторов предпочитают по каким-либо причинам сворачивать свою активность в разных городах (например, Billa рассматривает возможность сократить свое присутствие в регионах), освободившиеся локации занимают магазины других сетей. Но еще раз повторю, это нельзя назвать слиянием или поглощением, этот процесс идет постоянно и беспрерывно», — говорит Черненко.

Как отмечают в ассоциации ритейлеров, сейчас активно развивается ритейл (и не только продуктовый) в Южных и Западных областях Украины. Это связано с тем, что раньше многие сети концентрировали свое внимание на столичном регионе, а также на Центральной и Восточной Украине. После начала боевых действий в ОРДЛО многие ритейлеры (прежде всего — «АТБ» и «Брусничка») стали больше внимания уделять экспансии на Юг: это -Одесская, Николаевская, Херсонская и Запорожская области. В Западной Украине активно развивают свои бренды Fozzy Group, локальный оператор Volwest Group, сети drogerie Eva, Prostor. Но при этом, обращает внимание руководитель ассоциации, международные операторы сворачивают свои планы развития. Так, BILLA  в 2014 году открыла 4 магазина из 11 запланированных, а с начала 2015-го ни одного нового маркета сети в Украине не появилось.

«Чур, я в домике»

Да и площадей под торговлю сейчас больше, чем рынку необходимо. Так, в этом году запланировано введение в эксплуатацию трех современных ТРЦ (New Way, Lavina Mall, ЦУМ) в Киеве и одного (Victoria Gardens) во Львове. Но работу начал только New Way, даты открытия всех остальных перенесли. В первую очередь — из-за недостатка арендаторов. Хотя участники рынка отмечают нехватку свободных помещений для стрит-ритейла в оживленных локациях Киева и снижение вакантности действующих ТРЦ: сейчас она составляет в среднем около 6% против чуть выше 10% годом ранее. В то же время ритейлеры отдают предпочтение уже работающим ТРЦ, не рискуя инвестировать в открытие магазинов в строящихся торговых центрах. Практически каждую неделю сообщается об открытии новых торговых точек в крупнейших ТРЦ, таких как Gulliver, Ocean Plaza, «Проспект».

Ритейлеры непродуктовой группы оптимизируют работу. Часть магазинов, таких как «Алло» и Comfy, используют концепцию виртуального магазина: в торговой точке представлен ограниченный ассортимент продукции, остальное можно заказать с помощью установленных в локации гаджетов. В ТРЦ РайON благодаря внедрению новых технологий площадь магазина Comfy снизилась в два раза. Увеличивает арендные площади Auchan — например, в киевских центрах открываются точки WOG Cafe. Из других методов экономии Черненко называет то, что сети аккуратней подходят в формированию ассортимента, осторожничая при закупке товаров под реализацию, сокращают периоды распродаж и акций, уменьшают предлагаемый размер скидок.

*

Top