Пережить кризис

Десять советов начинающим бизнесменам от главы украинского офиса Google

Глава украинского офиса Google Дмитрий Шоломко считает, что Украине в ближайшее время не стоит рассчитывать на иностранные инвестиции. В качестве иллюстрации Шоломко приводит Грузию. «Вы помните, какая Грузия в 2008 году была быстрорастущая страна? Но как только по ней потоптались «зеленые человечки», Грузия больше не растет за счет внешних вливаний». Шоломко уверен, что никакой бизнесмен не рискнет вкладывать деньги в страну, которая может быть захвачена в течение суток в любой момент. «К сожалению, у нас сейчас так», — рассуждает руководитель украинского Google.

Как выживать стартапам в такой ситуации? Об этом Шоломко рассказал на iForum.

О ситуации

Ситуацию в стране можно сравнить с падением карточного домика. Все мы знаем, что 23 года ею никто не занимался. Думали о своих успехах, домах и дачах, кораблях и яхтах, недвижимости за границей. Наша экономика представляла собой карточный домик – две-три карты из него выбили, и он рухнул.

Это страшно, потому что у нас не было ничего, государственные механизмы остановились. С другой стороны — у нас есть большой кусок пластилина, из которого сейчас мы можем вылепить все, что угодно.

Западные коллеги переживают, спрашивают, интересуются. Был разговор с французом. Он сказал, что чувствует себя привилегированным – его жизнь расписана: он знает, что будет завтра, что он будет есть на ужин и обед, где будут учиться его дети. Я поинтересовался у него, доволен ли он происходящим во Франции. Он ответил, что, конечно, изменил бы что-то. И тогда я ему сказал: «Представь, что ты живешь во времена Шарля де Голля и у тебя есть возможность повлиять на ход событий. Вот именно поэтому я себя чувствую привилегированным, потому что у нас сейчас такая ситуация. Мы можем в этой стране построить что-то новое, все в наших руках. Это важно».

Кризис всегда предоставляет возможности для тех, кто эти возможности может находить и использовать их.

Чего нельзя делать?

  • Не читайте новости, не читайте их регулярно. Не тратьте драгоценное время своей жизни на чтение лент в социальных сетях, этого делать не нужно. Это только вас сбивает с толку.
  • Не сокращайте свои расходы. Не надо экономить деньги сейчас. Все большие капиталы, все большие деньги росли во время кризиса.
  • Не надо нервничать за пределами своей ответственности. Не надо переживать и психовать, что что-то происходит там, где вы не находитесь. Нельзя нервничать за то, за что вы не отвечаете. Вы должны переживать только за себя, за свою работу и за свою семью, друзей. Все, что находится за этими приделами — не ваша ответственность.
  • Увольнять людей и сворачивать бизнес сейчас тоже нельзя. По одной простой причине – людям нужно помогать, нужно договариваться.
  • Жить и работать по-старому тоже нельзя. Ситуация изменилась, рынок изменился. Я еще несколько лет назад говорил, что надеяться и ориентироваться на Россию не имеет смысла – мы слишком разные страны. События последних нескольких месяцев показывают, что даже очень разные. У нас нет общих рынков, мы больше не друзья и думать, что все будет как раньше, тоже нельзя.

Для тех, чей бизнес ориентирован на украинскую или российскую аудиторию, я советую подумать, что можно делать для других стран. Если вы были ориентированы на Россию, обратите внимание на Казахстан – там все будет хорошо и есть большие возможности для бизнеса. Там все говорят по-русски. Привлекательны также рынки Китая и Бразилии, но нужно учить язык. При этом мы в сравнении с этими рынками очень сильно развиты.

Украина выглядит немного неорганизованной страной. Но украинский интернет – один из самых умных, которые я видел. Люди, которые делают бизнес здесь, могут делать его где угодно.

Что нужно делать?

  • Нужно искать новые направления бизнеса.
  • Инвестировать средства в развитие. Сейчас это делать легко, потому что рабочая сила дешевеет. Все дешевеет — люди экономят, соответственно, многие вещи можно покупать и делать дешевле.
  • Конвертировать «традиционный бизнес» в онлайн. Есть такое красивое правило: «Если на рынке кризис – значит, интернет будет расти и дальше». Очень многие люди используют интернет как новую возможность, как средство спастись, сэкономить деньги. Поэтому любые конвертации с оффлайна в онлайн будут успешны.
  • Осваивать PR- умения и мобильный маркетинг.
  • Чаще общаться с друзьями и партнерами. Это надо делать по двум причинам. Во-первых, вы друг другу помогаете, во-вторых, вы друг друга успокаиваете.
  • Будьте позитивно настроены, хорошо спите, занимайтесь спортом – это элементарные вещи, от них отказываться нельзя.

 

*

Top