Большая часть выделенных 280 млн грн может уйти на техэкспертизу, а не на само строительство
Hubs продолжает отслеживать хроническую проблему долгостроя запорожских мостов. В этой ситуации произошли небольшие подвижки – выделили средства (280 млн грн), которых явно не хватит на завершение работ. Положение с мостами перекликается и с другой близкой темой – состоянием автомобильных трасс в Запорожской области. Безденежье плодит бездорожье, — в этом убедился запорожский корреспондент Hubs Леонид Романовичев.
Мосты, так и не соединившие Запад с Востоком
В Запорожье из Киева пришла благая весть. Вот так она выглядит на страничке Facebook запорожского городского головы Владимира Буряка: «Мостам в Запорожье быть. В бюджете нашего города зарезервировано 40 млн грн, из областного бюджета выделено 20 млн грн, плюс 220 млн грн выделило государство. Первый этап пройден. Сейчас на заседании временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам проведения технической экспертизы строительных работ и проверки эффективности использования бюджетных средств при строительстве мостовых переходов через реку Днепр в городе Запорожье при участии вице-премьер-министра Украины Владимира Кистиона обсуждаем дальнейший график возобновления и технические аспекты главной стройки нашего города».
Весть в свете реалий последних двух лет, когда финансирование высокотехнологичного строительства просто остановили в ожидании, пока все само рассосется, действительно неплохая. Правда, с поправкой на то, что обещать – согласно стилю работы правительственных чиновников — не значит жениться. Это во-первых. А во-вторых, обычный «запорожский стандарт» в 150 млн грн, который, хоть и с горем пополам, поступал на стройку ежегодно, нынче урезан донельзя. Ведь поначалу это были почти $30 млн, затем — чуть больше $18 млн, а нынче практически речь идет об одиннадцати миллионах долларов.
Поэтому радостные ожидания мэра Буряка нам не совсем понятны. Исходя из названия упомянутой комиссии ВР, создание которой было инициировано народным депутатом Петром Сабашуком, немалых денег будет стоить экспертиза последствий упомянутого выше финансового погрома. Hubs уже рассказывал о том, что обстановка на мостах, спроектированных по всем канонам самых современных европейских технологий, с начала 2014 года напоминает реанимацию. В той ее ситуации, когда доктора бросили умирающего и ищут по всем аптекам бинт, вату и зеленку.
Поэтому сейчас актуальнее (кроме, разумеется, экспертизы) выглядит консервация объектов, налаживание охраны (уже украдено металла на 15 млн грн) и обслуживание строительных конструкций. Речь идет, в первую очередь, о регулярном обследовании водолазами состояния основания опор.
И здесь самое время обратить внимание вот на что. С самого начала запорожской «стройки века» правительству было выгодно считать мосты сугубо городским проектом. Не обращая никакого внимания на стратегическое значение переправы в Запорожье. Напомним, что самое оптимальное расстояние по дорогам между Днепром (Днепропетровском) и Новой Каховкой (двумя соседними с запорожскими мостами переправами) составляет 283 километра. Между Никополем и Каменкой-Днепровской в навигацию ходит еще небольшой паромчик. И это – все. Отсюда сверхнормативная загруженность существующих мостовых переходов в Запорожье. Ведь на весь транзитный и городской транспорт ныне существуют всего три полосы движения в одном направлении. По две – на плотине Днепрогэса, и по одной – на мостах Преображенского. К слову сказать, в Правобережной части Запорожья проживают примерно 300 тыс. (из 750 тыс. всего населения города) горожан, и минимум 150 тыс. – это жители спальных микрорайонов, добирающиеся к основным местам работы на Левом берегу.
В 2011 году появились робкие ожидания, что правительство Николая Азарова все же оценило стратегическое значение строящихся мостов. Но оказалось, что стройку у города отняли по другим причинам. Во-первых, чтобы «просители» из Запорожья больше не раздражали киевское начальство и не требовали денег, а во-вторых, чтобы дать подзаработать каким-то «своим» дорожникам из Умани. Которые в 2012 году получили рекордные 750 млн грн. Правда, строительство собственно мостов не продвинулось ни на шаг, а вот забор на острове Хортица стоит, тысячи деревьев по трассе вырублены, и «мост в никуда» через железную дорогу тоже построен. Да и асфальт по заповедному острову положен, причем – качественно, поскольку четвертый год не требует ремонта.
Запорожские мосты, кроме важнейшей практической их составляющей, могли бы стать и настоящим символом единения Запада и Востока Украины. Напомним, что только международная трасса Харьков-Симферополь в районе Запорожья полностью проходит по Левобережью. Все остальные дороги – из Киева (Золотоноша-Кременчуг-Днепр) на Симферополь, из Львова (Тернополь-Хмельницкий-Винница-Умань-Кропивницкий-Кривой Рог) на Донецк и Мариуполь – пересекают Днепр в районе Запорожья. Кратчайший путь из Одессы на Донецк тоже проходит по запорожским переправам.
Знают ли это в Министерстве инфраструктуры? Возможно, знают, но верится в это с трудом.
«Ямочный ремонт» как план тушения пожара до 2025 года включительно
Раз уж мы заговорили о Мининфраструктуры, то грех не откликнуться на целую серию заявлений правительственных чиновников по уровню изношенности (разрушенности) украинских автомобильных дорог. Здесь можно ограничиться коротким комментарием: в доме повешенного – ни слова о веревке. Впрочем, совсем недавно по поводу дорог высказался и лично премьер-министр Украины Владимир Гройсман: «Осенью мы проверим абсолютно все. Мы выберем 5-7 объектов. Мы проверим все то, что фактически было сделано, закажем специальные экспертизы. Найдем все фирмы, которые перечисляли средства, и, если мы найдем, что какие-то средства были обналичены, «вымыты» – будете сидеть».
Как известно, в строители всегда ходили неробкие ребята, а нынче в дорожные строители — два раза неробкие. Поэтому надеемся, что после угроз премьера к осени хотя бы какие-то профинансированные работы будут выполнены и по отремонтированным (реконструированным, построенным) дорогам можно будет ездить. Почему столько скептицизма? Да потому, что практически все деньги, которые в режиме «в год по чайной ложке» все же поступают, например, запорожским дорожникам, используются на т.н. «ямочный ремонт». Автору этого замечательного изобретения на постсоветских просторах самое время ставить памятник. Почитаем, например, справочку из Запорожского облавтодора – по состоянию на начало июля 2016 года.
«Під час весняного обстеження доріг Запорізької області було виявлено 189550 м² “ямковості”, в т.ч. на дорогах державного значення — 71626 м² і 117924 м² — місцевого значення. Всього з початку року ліквідовано “ямковості” на площі 226415 м², з них 152281 м² на автомобільних дорогах державного значення та 74134 м² на автодорогах місцевого значення. Таким чином, на дорогах державного значення “ямковості” було ліквідовано більше, ніж виявлено під час весняного обстеження дорожнього покриття – на 80655 м²».
Таким образом, отлажен беспрерывный процесс обнаружения и ремонта ям на дорогах, которому не видно ни конца, ни края. И не по вине дорожников, а по вине чисто символического финансирования.
В прошлом году на все про все запорожским дорожникам выделили 127,5 млн грн. Из них на ямочный ремонт потратили 97,4 млн. В этом году (на 1 июля), если исходить из площади «ямочности», уже могло быть потрачено минимум 61 млн грн. И это при плане выделения под упомянутый ремонт не более 63 млн грн на весь год!
Почему возникла подобная ситуация? Да потому, что, по словам руководителя Запорожского облавтодора Геннадия Тимченко, «на дорогах Запорожской области осуществляется лишь технический ремонт, конструктивно дорогу мы не усиливаем, поскольку денег на капитальный ремонт дорог государством в этом году не предусмотрено. Все мелкие ямы мы закрыть не можем, потому разрушение дорожного полотна длится и после нашего ремонта».
То есть речь идет о вечном двигателе наоборот и с ростом отрицательного «КПД»: с каждым годом состояние дорог только ухудшается, а денег на их поддержание в проезжем состоянии придется тратить все больше и больше. И здесь даже выхода нет. Все как с запорожскими мостами, куда единовременно нужно изыскать не менее 1,2 млрд грн, а потом не меньшие суммы еще в течение двух лет. Чтобы окончательно закрыть тему. Если же вы будете собирать $10 млн в год, значит, в лучшем случае вашу стройку окончательно не разворуют и не приведут в полную негодность. О завершении строительства в обозримом будущем стоит просто забыть. Так же и с инфраструктурными проектами на украинских дорогах: планирование десятков миллионов гривен на «ямочные ремонты» в текущем году – это планирование тушения пожара. Понятно, что тушить надо, но может быть, дешевле потратить какие-то деньги сразу и в буквальном смысле – не латать ямы в режиме вечного двигателя?
Но и это еще не все. Международные трассы Харьков-Симферополь и Одесса-Новоазовск в пределах Запорожской области никак не соответствуют своему статусу. Обычный асфальт, как правило, с одной полосой в одном направлении, с отсутствующими полосами разгона, двухуровневыми развязками и прочим. Мало того, огромный транспортный поток, например на Крым, двигается по улицам трех населенных пунктов – Запорожья, Васильевки и Мелитополя. И если райцентр Васильевку трасса цепляет по касательной (городок просто ее «переступил» своими строениями), Запорожье перекрывает автомагистраль десятком светофоров, то в Мелитополе ситуация просто катастрофическая. 27 тысяч единиц транспорта в сутки проносится по центру 150-тысячного города. Число жертв на одной улице Хмельницкого исчисляется десятками в год.
Выход, естественно, в строительстве объездной дороги, о которой говорят с десяток лет, но безрезультатно. Давно пора думать о новой окружной дороге и вокруг Запорожья (или строительстве хотя бы двух-четырех двухуровневых развязок на существующей). Но этого пока нет даже в проектах. Нужен и еще один мост в Запорожье, который однозначно придется строить севернее Днепрогэса.
Это если у нас по-настоящему займутся инфраструктурными проектами, а не «ямочными ремонтами». И тогда из Киева, минуя Кременчуг по новому мосту, объехав Днепропетровск и Запорожье, можно будет с ветерком добраться и до Крыма, и до Мариуполя с Донецком. По трехполосным трассам – таким, как ныне Киев-Чоп, и с минимальной потерей времени, нервов и бензина. Но в эпоху пожарных мер под названием «ямочный ремонт» это выглядит фантастикой.
Автор: Леонид Романовичев