«Укргаздобыча», несмотря на заявления о прозрачности работы, закрыла доступ к общественно значимой информации
Hubs публикует цикл статей об оплате труда топ-менеджеров государственных компаний и компаний с госдолей в энергосекторе Украины. Напомним, что в январе-апреле 2016 г. в медиа прокатились скандалы относительно высоких (как для украинской экономики) зарплат топ-менеджмента государственного ПАО «Укргаздобыча». Несмотря на заявления нынешних реформаторов в государственном энергосекторе о борьбе с коррупцией и прозрачности работы энергокомпаний, к личным доходам от деятельности этих компаний они относятся весьма щепетильно. И это при том, что тема формирования тарифов в энергосекторе (на которые безусловно влияет и уровень расходов на зарплаты) является сегодня одной из наиболее скандальных с точки зрения непрозрачности их формирования.
Наша цель — оценить уровень оплаты руководящего состава предприятий, которые либо целиком, либо в значительной доле принадлежат налогоплательщикам через государственные органы. А также то, как размер этого вознаграждения связан с результатами деятельности компании. Таких компаний (опять же несмотря на декларации правительства о глобальной приватизации) сегодня можно насчитать более 20.
Общественно значимые секреты
Как правило, процесс отбора кандидатов на руководящие должности в энергосекторе, и уж тем более размер их зарплаты со всеми бонусами и надбавками, скрыт от широкой общественности. Свидетельство тому — постоянные конфликты и скандалы вокруг назначений на стратегические госпредприятия.
В то же время в Украине действуют Законы «Об информации» и «О доступе к публичной информации», в которых определены основные критерии общественно значимой информации, подлежащей огласке. В число распорядителей публичной информации входят и госпредприятия. В частности, в ст. 29 закона об информации сказано, что огласке подлежит даже информация с ограниченным доступом, если она является общественно необходимой. Также статья дает перечень видов такой информации, однако он не исчерпывающий.
В то же время согласно ст. 23 закона о доступе к публичной информации ее распорядителями являются субъекты хозяйствования, которые владеют информацией, представляющей общественный интерес.
Как показали последние события вокруг «Укргаздобычи», информация о размере зарплат топ-менеджеров крупных государственных предприятий и корпораций без сомнения является общественно значимой (представляет интерес для общественности).
И не только потому, что компании, о которых идет речь, де-факто принадлежат гражданам. Но и потому, что многие из этих корпораций сегодня являются монополистами в том или ином секторе энергетики, а их деятельность и стоимость их услуг напрямую влияют на благосостояние подавляющего большинства украинцев.
К примеру, от новых рыночных цен на газ, которые уже выставила государственная «Укргаздобыча» (входит в систему НАК «Нафтогаз Украины»), зависит благосостояние всего населения, потребляющего этот энергоноситель. Нового гендиректора «Укрнафты», в которой государство владеет контрольным пакетом акций (через тот же НАК «Нафтогаз Украины»), правительство Арсения Яценюка наняло специально, чтобы он обеспечил выплату налогового долга в 11 млрд грн и дивидендов, которые эта компания должна государству. Дивиденды «Укрнафта» выплатила, а вот налоговый долг – нет. Как уже писал Hubs, досудебная санация, которая предлагается для этих целей, вполне может обернуться банкротством, в результате которого госбюджет уже точно никогда не получит эту колоссальную сумму.
В такой ситуации нам видится очень важным, чтобы общественность знала о том, сколько получают топ-менеджеры крупнейших государственных и полугосударственных энергетических компаний, и насколько эти суммы сопоставимы с результатами их деятельности.
В европейских и других развитых странах публикация рейтингов зарплат руководства крупных компаний, в том числе и частных – обычная практика для деловых СМИ. Причем публикуют они как размер самой зарплаты, так и бонусов, которые руководитель получил в последнем отчетном году.
Hubs разослал запросы на имя руководителей в более чем 20 энергетических компаний, а также министров энергетики и экономического развития Украины с просьбой в соответствии с Законом «О доступе к публичной информации» предоставить данные о зарплате (помесячно) руководителей и их заместителей государственных и «полугосударственных» энергетических компаний, которую они получали в 2015-м и 2016-м гг. А также мы попросили предоставить декларации о доходах менеджмента. Последнее важно, поскольку является маркером, позволяющим хоть как-то судить об открытости людей, стоящих во главе предприятий, принадлежащих государству.
Сейчас мы публикуем первые и промежуточные ответы некоторых компаний.
Странности Нефтегаза
По истечении пяти дней, после того, как были отправлены запросы, Hubs получил ответы от пресс-служб только шести компаний: НАК «Нафтогаз Украины», «Укргаздобыча», «Укртрансгаз», «Укрнафта», «Укртранснафта» и «Харьковоблэнерго».
Запрашиваемых данных на момент публикации статьи никто из них не предоставил. Все так называемые «прозрачные и демократичные» руководители предпочли отказать в доступе к уровням их зарплат. Единственным, кто пообещал это сделать, оказался НАК «Нафтогаз Украины», пресс-служба которого прислала промежуточный ответ с уведомлением о том, что подготовка данных требует времени, и компании необходимо воспользоваться двадцатидневным сроком, который в таких случаях дает «Закон о доступе к публичной информации» (см. ниже копию ответа).
Пока что о доходах топ-менеджмента «Нафтогаза» можно судить лишь по декларации главы правления компании Андрея Коболева, которая вывешена на сайте компании. А также – из информации о зарплате, которую он сообщал в СМИ. Ждем ответа по существу. Но уже сейчас по имеющейся в открытом доступе информации есть ряд странных нестыковок в вопросе оплаты труда менеджера.
В частности, издание «Экономическая правда» в конце марта опубликовало данные (якобы в ответ на запрос журналистов), согласно которым Андрей Коболев с учетом оклада, премий и надбавок получает в месяц около 35 тыс. грн. В то же время в его декларации за 2015 г. в качестве зарплаты указана сумма 1 104 504 грн. Это означает, что ежемесячно в виде зарплаты он получал 92,042 тыс. грн. Если эта сумма указана без вычета налогов, то отняв НДФЛ 18% и военный сбор 1,5%, можно посчитать, что «чистыми» зарплата главы «Нафтогаза» составляла чуть более 73 тыс. грн в месяц. Но никак не 35 тыс. грн.
В то же время деклараций о доходах заместителей Коболева на корпоративном сайте «Нафтогаза» нет, равно как и сведений о размере их зарплаты. Напомним, 2015 г. НАК «Нафтогаз Украины» закончил с убытком 25,1 млрд грн, что в 3,6 раза меньше, чем в 2014 г.
Укргаздобыча – скрытный «демократ»
А вот во входящей в структуру «Нафтогаза» «Укргаздобыче» отказались предоставить данные о зарплате руководителя компании Олега Прохоренко и его заместителей. В письме за подписью главы пресс-службы компании указано, что информация о зарплате руководства компании не является такой, которая представляет общественный интерес согласно Закону Украины «Об информации» (см. ниже копию ответа).
Действительно, в упомянутом законе есть перечень видов информации, которая является общественно важной, и в нем нет упоминания о зарплате руководителей госкомпаний. Но этот список не является исчерпывающим, поэтому утверждать, что зарплата руководителя крупнейшей добывающей госкомпании не входит в него, также нельзя.
В компании подчеркивают, что по закону госкомпании являются распорядителями публичной информации только в отношении госзакупок (тендеров). А также ссылаются на то, что информация об имущественном состоянии человека является конфиденциальной и требует его согласия на разглашение. Запрос Hubs был составлен на имя руководителя «УкрГазДобычи» Олега Прохоренко. Ответ за всех топов почему-то подписала руководитель пресс-службы. В общем декларируемая Олегом Прохоренко на ток-шоу «прозрачность» в «Укргаздобыче» продемонстрирована во всей своей красе.
И дело даже не в юридических тонкостях. Интересно, что по упомянутым выше данным из «Экономической правды» следует, что «Укргаздобыча» предоставила информацию журналистам о заработной плате. То есть для данного издания информация оказалась не конфиденциальной? А для Hubs, который критически освещает деятельность госслужащих, – конфиденциальной. Кроме того, в этих данных указано, что со всеми надбавками г-н Прохоренко получает якобы 398 тыс. грн в месяц. Но это всего лишь сумма его оклада.
Напомним, что ранее в СМИ уже появилась детальная информация о реальных зарплатах (оклад, надбавки, премии и т.д.) в феврале Олега Прохоренко и топ-менеджмента «Укргаздобычи». По этим данным ему было начислено за февраль чуть больше 1 млн грн, а на руки он якобы получил 798 тыс. грн.
Учитывая непонятную скрытность главы компании, мы еще раз публикуем структуру его дохода и данные о з/п его замов, полученные из открытых источников. Может быть, руководство «Укргаздобычи» решится прокомментировать эти цифры по факту нашей публикации (см. ниже инфографику «Зарплаты в «Укргаздобыче» за февраль 2016 г.»).
Пользуясь случаем, напоминаем, что по итогам 2015 г. «Укргаздобыча» получила убыток 242 млн грн. Цена поставки газа компанией в 2015 г. была поднята с 349 грн за 1 тыс. куб м до 1590 грн за 1 тыс. куб м. А ранее сам Олег Прохоренко в беседе с журналистами жаловался, что ему надо отдать $400 тыс. кредита (почему за наши с вами деньги?). На должность же главы огромной компании, крупнейшего добытчика газа в стране, г-н Прохоренко был назначен не имея аналогичного опыта управления (ранее он работал в международной консалтинговой компании McKinsey & Co, но никогда не руководил крупным производством). Также напомним, что в мае Генпрокуратура и СБУ провели обыски в «Укргаздобыче» в рамках ряда уголовных дел.
Кроме того, как стало известно зимой, по итогам 2015 года «УкрГазДобыча» снизила объемы добываемого ею газа на 620 млн куб м, или на 4,6%. Между тем, как видно из приведенных выше данных, в феврале 2016-го глава «УкрГазДобычи» получил премию за производственные результаты, которая превышает размер его оклада – 440 тыс. грн.
Круговая порука?
Впрочем, как мы уже указали, столь скрытно повели себя и другие крупные энергетические компании.
В предоставлении данных отказали в «Укрнафте», ссылаясь на то, что компания вообще не имеет отношения к государственному сектору экономики. Хотя запрос был составлен на имя главы Марка Роллинса, ответ пришел в виде электронного письма пресс-службы компании. Формально «Укрнафта» действительно не относится к госкомпаниям. Но контрольным пакетом компании владеет государство, пускай и через НАК «Нафтогаз Украины». И кандидатуру на пост руководителя компании утверждает не кто-нибудь, а Кабинет министров.
По данным, которые появились в СМИ сразу после назначения Роллинса на пост главы «Укрнафты», его месячный оклад должен составлять $500 тыс., а годовые бонусы — 2% от прибыли компании. В 2015 г. компания получила 5,4 млрд грн убытка, а в I квартале 2016-го – 510 млн грн.
Отказались предоставлять данные, ссылаясь на приведенные выше нормы закона также и в «Укртранснафте» (письмо за подписью директора по управлению персоналом) и «Укртрансгазе». Также отказался говорить о зарплате и.о. главы правления государственного «Харьковоблэнерго» Владимир Яворский (см. копии ответов в конце статьи).
Hubs также получил промежуточный ответы от пресс-службы Минэнерго с просьбой подождать с ответом, учитывая, что запрашивается довольно большой объем информации. Однако в министерстве не могут назвать точных сроков предоставления ответа. Просили подождать и в «Укрэнерго», ссылаясь на временное отсутствие на предприятии руководства компании.
А что у частников?
Как отмечают аналитики DiXi Group Тарас Ткачук и Роман Ницович, по информации из открытых источников можно сделать вывод, что в среднем топ-менеджеры украинских энергетических госкомпаний и компаний с госдолей с учетом оклада, всех бонусов и премий якобы получают в среднем от 28,6 тис. грн до 398 тис. грн.
Однако, если информация о февральских зарплатах «Укргаздобычи» достоверна, эти суммы могут быть значительно больше. По информации DiXi Group, в частном секторе украинской энергетики уровень зарплат достигает $15-108 тыс. с учетом бонусов: «Доходы руководителей частных компаний в Украине являются более приближенным к нижней границе зарубежных аналогов, однако все равно не достигают этого уровня – учитывая разницу в масштабе и покупательной способности соответствующих валют».
При этом в частных компаниях более тщательно следят за зависимостью уровня оплаты труда от эффективности менеджера (чего в госсекторе, как видим, не наблюдается).
Как рассказала начальник отдела по управлению персоналом ЧАО «Нефтегаздобыча» (в ходит в группу компания ДТЭК) Ольга Коновалова, частные компании, как правило, связывают размер оклада руководителя и любого другого сотрудника с производственными результатами компании, а также с ситуацией на рыке труда. «Мы используем грейдовую систему оплаты труда, – поясняет Коновалова. – Для каждой должности в компании определен свой размер оклада в зависимости от важности этой должности и ситуации на рынке труда. Также действует система KPI (ключевых показателей эффективности). В зависимости от выполнения поставленных целей и задач сотрудникам выплачивается бонус. Такая система мотивации стимулирует сотрудников, повышает их вовлеченность в общее дело. Если компания хочет, чтобы ее сотрудники работали не «для видимости», а на результат, – необходима качественная система мотивации».
P.S. Hubs надеется уже в ближайшее время получить от НАК «Нафтогаз Украины», Минэнерго, Минэкономразвития более подробную информацию об оплате труда топ-менеджеров энергетических госкомпаний.
Список субъектов, которым выслан запрос на предоставление информации о зарплатах топ-менеджеров:
Министерство энергетики и угольной промышленности Украины
Министерство экономического развития и торговли Украины
Фонд Государственного имущества Украины
НАК «Нафтогаз Украины»
ПАО «Укрнафта»
ПАО «Укртрансгаз»
ПАО «Укртранснафта»
ПАО «Укргаздобыча»
ГП «Энергорынок»
ГП «НЭК «Укрэнерго»
ГП «НАЭК «Энергоатом»
ГП «Уголь Украины»
АО «Харьковоблэнерго»
ОАО «Запорожьеоблэнерго
ПАО «Укргидроэнерго»
ГПВД «Укринтерэнерго»
ПАО «Центрэнерго»
Ответы энерегетических компаний, полученные в ответ на запрос Hubs