От этого лишь пострадают потребители
За частичную отмену спецрежима НДС для сельхозпроизводителей украинцы уже заплатили из собственных кошельков, что касается госбюджета — он вряд ли получит дополнительные средства. Так считает эксперт аграрного рынка, директор харьковской компании «Паритет-АГРО» Игорь Ботштейн. Также он рассказал Hubs о том, насколько внутренние и внешние факторы влияют на цену украинской сельхозпродукции.
Об отмене спецрежима НДС
— Ваша компания занимается выращиванием, переработкой и экспортом сельхозкультур. Можете ли вы уже сказать, какое влияние на отрасль оказала отмена спецрежима НДС?
— Раньше, когда спецрежим еще действовал, деньги, которые сельхозпроизводители платили в виде НДС, аккумулировались на их собственных спецсчетах. С этих денег они покупали запчасти, дизтопливо, удобрения. Теперь производитель должен отдать эти средства в бюджет. Как следствие — аграрии поднимают цены, чтобы компенсировать свои расходы по НДС. В первую очередь, на пшеницу, потом — на кукурузу, ячмень, в общем, на все, на что откликается рынок.
А почему рынок откликается? Потому что раньше экспортер покупал у сельхозпроизводителя товар с НДС, для которого был спецрежим, и он не имел права оставлять у себя этот налоговый кредит при экспорте. Он должен был сделать условную продажу и доначислить себе тот налоговый кредит, который получил при покупке у сельхозпроизводителя.
Сегодня это все отменили, аграрии платят НДС, экспортерам этот НДС остается. Поэтому любой нормальный экспортер, и я в том числе, может дороже купить у сельхозпроизводителя продукцию с НДС. Поэтому если на Новый год цена кукурузы была 3200 грн/т, то сейчас — 4000 грн./т. Потому что у меня остается налоговый кредит, при этом экспортные валютные цены не поменялись, а даже упали.
— То есть сельхозпроизводитель несет убытки из-за отмены спецрежима?
— Если работает грамотно и по-белому, то не несет. Он продает с НДС, покупает себе что-то с НДС и у него к уплате — только его наценка, ведь только прибыль его облагается НДС. В конечном итоге отмена спецрежима НДС ударила не по производителю, он поднял цены — и рынок откликнулся. Она ударила по потребителю. Потому что продовольственная пшеница стала на 15% дороже, из-за этого на столько же подорожала мука, хлеб тоже поднимется в цене, по сравнению с декабрьскими ценами, если рентабельность его производства останется на нынешнем уровне.
Но с хлебом есть нюанс такой, что в буханке хлеба сырье — это не 100%, там еще есть коммуналка, которая тоже подорожала, есть зарплаты, их тоже нужно повышать.
Как следствие, отмена спецрежима в итоге привела к росту цен, а самое главное — в бюджет больше денег не пришло. Аргументируя необходимость этой налоговой новации, говорили о том, что казна дополнительно получит 24 млрд грн. Но как-то забыли, что при этом трейдер себе на 20% больше вернет. Скорее всего, это будет перекрываться не деньгами, а какими-то внутренними платежами, но в итоге, по моим прогнозам, бюджет недополучит из-за трейдеров, у которых будет оставаться налоговый кредит, где-то 30 млрд грн.
— Акции протеста аграриев с требованием вернуть спецрежим НДС в том виде, в котором он действовал до 1.01.2016 г., длятся до сих пор. Вы считаете, они могут увенчаться успехом?
— Думаю, это нереально. Сельхозпроизводителям объяснят, что они в итоге ничего не потеряли. В первую очередь это касается крупных компаний, которые грамотно ведут свою хозяйственную деятельность. Средним и мелким хозяйствам сложнее. Они просто не разобрались в том, как правильно администрировать НДС, ведь процедура усложнилась. Я думаю, что многие попадут под различные штрафы. Но в итоге и они научатся, если нет — будут объединяться, нанимать бухгалтеров соответствующего уровня.
О ценах в мире и в Украине
— Ощутят ли украинцы недавнее падение цен на подсолнечник на мировых рынках? Повлечет ли оно за собой снижение цены на подсолнечное масло в розничной продаже?
— Подсолнечник подешевел ситуативно из-за того, что Аргентина убирала урожай и вышла на рынок с дешевыми предложениями по подсолнечному маслу. Где-то в феврале цены снизились на $40 за тонну. Но все равно мы эти $40 не ощутили, потому что межбанк вышел с курсом доллара выше 27.
А на сегодня вообще все возвращается на круги своя. Уже известно о неурожае из-за засухи в Южной Африке, поэтому они переходят в разряд импортеров. Уже есть заказы оттуда на подсолнечное масло, хотя этот регион крайне редко его импортирует. Сейчас в Украине цена на подсолнечник и масло вернулась на предыдущие позиции. Единственное — на цену продолжает влиять курс доллара. Недавно, когда доллар падал в цене с 26,8 грн/долл. до 26 грн/дол., а это много — 3%, на тонне масла это 700 грн, ориентировочно 70 коп на бутылке. Но вряд ли это может отразиться на ценниках в магазинах, ведь речь не идет об устойчивой тенденции. Удешевление доллара также ситуативное, оно не говорит об укреплении гривны.
— То, что снижения цены ждать не стоит, понятно, а есть ли причины для подорожания?
— Объективных причин для подорожания подсолнечного масла в Украине пока нет. До уборки нового урожая цена, в долларовом эквиваленте точно, сохранится на нынешнем уровне.
Что касается гривны, делать какие-либо прогнозы трудно. Политика Нацбанка такова, что чуть ли не каждый день происходят какие-то скачки. И все на рынке на это реагируют: и рыночный, и межбанковский курс, и импортеры, и экспортеры.
Что касается запасов сырья, их достаточно, чтобы загрузить наши внутренние мощности. Хотя сейчас за него идет серьезная битва.
Напомню, что на подсолнечник есть экспортная пошлина. Благодаря этому мы здесь загружаем наше производство, по-другому это невозможно было бы сделать. Также из-за пошлины наше масло проигрывает в себестоимости на мировых рынках аргентинскому и российскому.
А вот на остальной ряд растительных жиров цены в последнее время, хоть и незначительно, но выросли. Их за собой тянет небольшое увеличение стоимости нефти. Речь идет о тех растительных жирах, которые используются для производства биотоплива, в частности — пальмовое и рапсовое масло.
О посевной и урожае
— Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с состоянием посевов озимой пшеницы на Харьковщине. У вашего предприятия есть поля в разных районах области, как повлияла осенняя засуха на сегодняшние всходы?
— Ситуация осенью была настолько неблагополучной, что в некоторых хозяйствах были засеяны 40% от запланированных площадей. При входе в зиму мы думали, что будет неурожай. Всходов было 1,5 млн/га при норме 6,5 млн/га. При выходе из зимы мы взяли монолит и увидели 5,5 млн/га и решили, что есть смысл вкладывать деньги в минеральные удобрения. Поэтому могу сказать, что в Харьковской области урожай пшеницы будет нормальным, а вот какого класса она будет — зависит от того, сколько денег агрофирмы готовы потратить на ее реанимацию и поддержку.
Пересев, конечно, есть, но опять же — пересевать нужно чем-то. Твердыми сортами пшеницы этого делать никто не будет. В основном — подсолнечником и кукурузой. То, что у нас будет избыток подсолнечника на следующий год, это однозначно. И это еще один фактор, говорящий о том, что подсолнечное масло дорожать не будет.
— Прогнозы по гречке такие же оптимистичные, или эта популярная среди украинцев крупа постепенно перейдет в разряд праздничных блюд?
— До нового года основным поставщиком этой культуры был украинский производитель, кроме того, гречка активно ввозилась в Украину из России, где она дешевле. С начала этого года на российскую крупу ввели пошлину 20%. Этим, а также девальвацией гривны и обусловлено подорожание. Сейчас в Украине гречки мало. Поэтому она будет дорожать и дальше по мере того, как захочет сельхозпроизводитель. В нынешних условиях он сможет установить любую цену на сырье, хоть 50 грн. Поэтому импортерам самое время задуматься, откуда ее привезти. В России многие не хотят покупать принципиально, но вот, к примеру, поставки из Казахстана, где гречки много и она дешевле, смогли бы остановить рост цен.
Автор: Юлия Пожидаева, Харьков