бензин

Конкуренция и низкий спрос сдерживают средние цены по рынку

В прошедшие выходные, 19-20 марта, на большинстве украинских автозаправок подорожало топливо. По данным консалтинговой компании UPECO, на разных АЗС цены увеличились на 30 коп—1 грн за литр.

Как выяснил Hubs, аналитики и участники нефтерынка считают, что основными причинами подорожания стали рост мировых цен на нефть, повышение курса валют по отношению к гривне, а соответственно, — и налоговой нагрузки на операторов, которые платят акциз в евро.

Валютно-нефтяной след

В январе 2016 года среднерыночная цена бензина была на 43 копейки ниже, чем та, которую рассчитало Минтопэнерго: 19,37 грн за литр против 19,8 грн за литр. Тогда нефтяные котировки шли вниз, и Кабмин с Минтопэнерго требовали от операторов дальнейшего снижения розничных цен.

Однако рынок ответил, что повышение налогов, в частности ставки акцизного сбора, полностью нивелировало эту возможность. Сегодня же нефть наконец пошла вверх, и, как считают операторы, поводов для стабилизации цены бензина на украинских автозаправках нет, и уж тем более для их снижения.

«С февраля тренд по нефти развернулся в сторону роста. Если в январе цена барреля опускалась до $25, то в марте она была уже более $40. Соответственно, это сказалось и на европейских котировках на нефтепродукты, которые с января по март выросли на $60-100 $ за тонну, в зависимости от вида», — рассказывает руководитель департамента маркетинга сети АЗК «ОККО» Васыль Дмытрив.

С ним согласен и коммерческий директор компании KLO Вячеслав Стешенко, который подчеркивает, что нефть и валютный курс — главные факторы, которые будут влиять на бензиновые цены в Украине. «Все перечисленные объективные факторы говорят о том, что цены на топливо должны расти. Соответственно, на сегодня имеем ситуацию, когда большинство ведущих нефтетрейдеров работает в условиях нулевой маржи», — добавляет генеральный директор компании WOG Сергей Корецкий.

Директор специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев напомнил, что доля налогов в стоимости нефтепродуктов в Украине приблизилась к 50%.  По оценкам компании WOG, этот показатель уже достиг и 55%. А бюджетные отчисления, в частности розничный акциз, нефтетрейдеры платят по ставке, установленной в евро (0,042 EUR/литр). Поэтому говорить о снижении цен в условиях роста валютного курса не имеет смысла. «Если в январе 1 доллар стоил 23,5 грн, то сейчас — 26,5-27 грн», — сетует Васыль Дмытрив. В то же время все операторы без исключения настаивают на том, что им подорожание бензина не выгодно, поскольку спрос на топливо в целом уверенно сокращается.

Спрос и посевная

Аналитики нефтерынка полностью разделяют мнение операторов. Кроме того, они добавляют, что в марте аграрии уже начали посевную, которая традиционно подстегивает спрос на топливо внутри страны, а соответственно подстегивает рост цен. «Хотя многие крупные аграрные компании сейчас закупают нефтепродукты самостоятельно без посредников, что безусловно служит тому, что цены растут не так быстро, как могли бы», — пояснил аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сененко.

Геннадий Рябцев добавляет, что в данный момент топливо могло бы подорожать и больше, чем на 1 грн за литр, однако этого не случилось из-за ряда сдерживающих факторов. «Потенциально скачок цен на нефтепродукты мог быть и больше — до 2 грн на литре. Но от этого удержала жесткая конкуренция, поскольку есть компании, торгующие по ценам ниже рыночных. Кроме того, сам спрос на нефтепродукты, даже несмотря на посевную, все еще остается низким. Будут ли цены расти и дальше, зависит от валютного курса», — считает он.

Следует подчеркнуть, что как уже писал Hubs, в Украине ощутимо упал спрос на бензин из-за снижения объемов производства по стране. А также из-за того, что потребители все чаще переходят с бензина на газ.

Прогноз

«Сегодня тенденция такова, что цены на топливо будут расти дальше, — считает Александр Мельничук, директор департамента стратегического маркетинга компании «Стейт Оил», управляющей сетью АЗК «БРСМ-Нафта». — Основным фактором, влияющим на рост, является поднятие котировок на нефть и топливо. В марте стоимость выше, чем  в феврале — по бензинам на 8%, а по ДТ — на 16,5%, причем рост продолжается».

В то же время операторы подчеркивают, что снижение нефтяных цен и стабильность гривны являются главными условиями для того, чтобы цены на топливо стабилизировались. Однако не питают больших надежд по поводу того, что гривна станет стабильной, а нефть снова сильно подешевеет.

Однако, по мнению Геннадия Рябцева, февральское подорожание нефти — это не что иное, как временный откат в общем тренде падения цен на нефть. «Не знаю, на сколько он затянется по времени, но в целом падение цен на нефть продолжится. Поскольку, во-первых, спрос на нефтепродукты в мире по-прежнему низкий, во-вторых, есть перепроизводство нефти. То есть нет предпосылок для формирования устойчивого тренда роста цен. К тому же есть вероятность, что некоторые нефтедобытчики захотят воспользоваться ростом цен на нефть и увеличат производство, что только простимулирует падение цен», — сказал он.

При этом эксперт считает, что снижение нефтяных цен вряд ли поспособствует тому, что бензин в Украине подешевеет. «Упадут ли цены на нефтепродукты в Украине из-за ожидаемого мирового падения цен на нефть? Скорее всего, нет. Поскольку в нашем случае все зависит от валютного курса», — сказал Рябцев.

*

Top