The New York Times: Россия лихо искажает правду об Украине

Российские СМИ громко и непрерывно призывают мировое сообщество урегулировать ситуацию, которую, по утверждениям Украины, США и Евросоюза, изо всех сил дестабилизирует сам Кремль.

Утром 15 апреля на странице Дмитрия Медведева в Facebook появилась запись, в которой российский премьер призвал украинцев самих решать свою судьбу — «без самозванцев, националистов и бандитов. Без танков и БТР. И без тайных визитов директора ЦРУ».

«Так начался очередной день бахвальства и гипербол, дезинформации, преувеличений, теорий заговора, гневной риторики, а порой и откровенной лжи о политическом кризисе на Украине, которые исходят из высших эшелонов Кремля и подхватываются государственным российским телевидением, час за часом, день за днем, неделя за неделей», — пишет журналист The New York Times Дэвид Хершенхорн.

Вне всякого сомнения, новое украинское правительство и его западные союзники тоже иногда прибегают к дезинформации, признает автор. Так, 15 апреля некоторые американские официальные лица распространяли непроверенные фотографии, на которых пророссийские активисты якобы были запечатлены с российскими РПГ в руках.

«Российское руководство не волнует то, как его воспринимают в окружающем мире, в мире коммуникаций, в мире, где существует плюрализм информации, и где сведения могут подтверждаться и проверяться. Это радикальная перемена отношения к Западу, — рассказала журналисту Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги. — Мы ничему не можем верить. Даже у советской пропаганды, обращавшейся к советскому народу, были определенные правила. Теперь никаких правил нет. Можно придумывать что угодно».

Хершенхорн сравнивает российское телевидение с «круглосуточной воронкой алармистских высказываний о западной агрессии, гадких заявлений о подъеме фашизма и возбужденных рассказов о неизбежных боевых действиях со стороны «незаконного» украинского правительства».

Марк Галеотти, профессор Нью-Йоркского университета, называет российскую пропаганду в Крыму во многом топорной, но, тем не менее, поразительно эффективной. «На каком-то уровне она была прозрачной, до стыдобы прозрачной, — говорит он. — Но из разговоров с разными людьми в правительстве я знаю, что она вызвала своеобразный паралич или нерешительность».

На Востоке Украины пропагандистские усилия тоже приносят плоды. «Если не располагать более точной информацией, то кажется, что Украина превратилась в охваченный анархией пустырь а-ля «Безумный Макс», на котором банды неофашистов охотятся на этнических русских, так что, конечно, нужно что-то делать», — цитирует профессора Хершенхорн.

*

Top