Hubs публикует данные налоговиков за 1-2 мес. 2016 г.: темпы роста налогов 30% при инфляции в 40%
Глава Государственной фискальной службы (ГФС) Роман Насиров неоднократно публично обещал регулярно обнародовать детальные данные о результатах работы возглавляемой им службы. Однако на практике руководство ГФС минимально информирует бизнес-сообщество о своих «подвигах».
Ни на официальном сайте фискалов, ни в каких-либо иных источниках не публикуется детализированная информация о задолженности по возмещению НДС, о переплатах, об отказах в регистрации налоговых накладных, об остатках на НДС-счетах налогоплательщиков, о налоговом долге и многих других общественно значимых данных. Часть же информации (например, о контролируемых поступлениях, начислениях и т.п.) публикуется с задержкой во времени и в максимально усеченном виде, лишая специалистов возможности для проведения анализа.
Hubs частично восполняет пробелы в подотчетности ГФС перед налогоплательщиками: нам стали известны результаты работы ГФС в январе-феврале 2016 г. Общие косвенные выводы: номинальные темпы роста налогов отстают от темпов инфляции, прибыль украинских компаний падает, налоги фискалы продолжают выбивать наперед, задолженность государства перед бизнесом по НДС снижается, но ручной режим возврата НДС по-прежнему процветает.
Общие поступления
По итогам двух месяцев 2016 г. налоговики и таможенники собрали в госбюджет «грязными» (без учета возмещения НДС) 80,4 млрд грн, или 111,3% от плана Минфина. «Чистые» поступления (с учетом возмещения НДС) составили 64,4 млрд грн. Соответственно, за январь-февраль 2016 г. бизнесу возместили почти 16 млрд грн НДС.
Номинально «чистые» поступления за два месяца 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. выросли на 30,2%, а «брутто» сбор платежей – на 39,7%.
Однако увеличение «чистых» налоговых сборов не может свидетельствовать об улучшении администрирования налогов и оздоровлении экономики. Дело в том, что при сравнении показателей 2016 г. с показателями прошлого года нужно делать поправки на ряд показателей. Это:
— инфляция в 40% за год;
— девальвация гривны;
— повышение ставок целого ряда налогов в Налоговом кодексе на 2016 г. (НДФЛ, акцизов, почти всех рент, единого налога и т.д.);
— расширение базы налогообложения (например, за счет НДС для сельхозпроизводителей);
— усложнение администрирования (например, система электронного администрирования НДС).
С учетом этих факторов можно сделать вывод о том, что номинальное увеличение сбора налогов на 30,2% де-факто говорит об ухудшении работы ГФС в 2016 г. Ведь даже при сохранении прошлогоднего качества администрирования рост поступлений никак не мог быть меньше инфляционного показателя в 40%.
Ситуация усугубляется и тем, что достигнутые общие 39,7% роста (а это дополнительные 22,8 млрд грн) более чем наполовину сформировались благодаря… росту налоговых переплат! За первые два месяца текущего года переплаты в госбюджет выросли с 36,4 млрд грн до 48,9 млрд грн – на 34,3%, или на 12,5 млрд грн!
А это уже означает, что доходы в бюджет в большой степени наперед выбиваются путем административного давления на бизнес. Тогда как качество администрирования налогов даже по сравнению с 2015 г., когда оно и так оставляло желать лучшего (что, кстати, привело к отставке всего прежнего руководства ГФС), в 2016 г. стало еще хуже.
Поэтому, если не учитывать упомянутый прирост переплат, «грязные» поступления за январь-февраль нынешнего года в сравнении с таким же периодом прошлого года увеличились всего на 17,9%.
В марте, видимо, объем переплат несколько уменьшится по объективным причинам – в частности, из-за годовых начислений по налогу на прибыль, которые погасят часть переплаты по этому налогу. Но в марте 2015 г. была аналогичная ситуация. Поэтому в целом возникшая тенденция роста переплат, безусловно, сохранится.
Важно отметить, что в январе-феврале 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года значительно выросла сумма возмещенного на счета плательщиков НДС: на 75,8% – с 9,1 млрд грн до почти 16 млрд грн. Совокупный же сбор этого налога увеличился с 32,4 млрд грн до 46,4 млрд грн, то есть на 43,2%.
Опережающий темп роста возмещения по сравнению с темпами сбора говорит о том, что в ГФС, наконец, начали пытаться погашать накопившуюся задолженность по возмещению НДС. Что, конечно, можно только приветствовать. Действительно: с начала 2016 г. остатки невозмещенного НДС, заявленного к возмещению на текущие счета предприятий, уменьшилась с 19,9 млрд грн до 17,1 млрд грн.
Однако и в этой бочке меда имеется ложка дегтя. Во-первых, без улучшения качества администрирования налогов долго это не продлится – денег попросту не будет хватать. Во-вторых, при довольно существенном сокращении невозмещенных остатков просроченная задолженность по возмещению сократилась в гораздо меньшей степени – с 7,1 млрд грн всего до 6,5 млрд грн. Это означает, что возмещение происходит не в календарной очередности, то есть не по мере подачи заявок на возмещение, а в традиционном ручном режиме, который просто не может не предполагать наличия коррупции…
Структура налогов
В структуре бюджетных поступлений (см. ниже «Параметры сбора в бюджет…») наиболее заметное изменение – резкое сокращение поступлений налога на прибыль (традиционно важного для бюджета платежа). Еще по итогам января-февраля 2015 г. налог на прибыль составлял 8,3% от всех сборов ГФС, являясь третьим по объему налоговым источником после НДС и НДФЛ (а до 2015 г. налог на прибыль был и вовсе вторым по размерам источником).
Как видим, в январе-феврале 2016 г. налога на прибыль было собрано в 2,2 раза меньше, чем годом ранее, а его доля в структуре всех платежей стала меньше, чем совокупно от уплаты акцизных налогов, ренты и даже ввозной пошлины! Этот факт лишний раз указывает на плачевное состояние экономики страны: большая часть экономических субъектов работает в условиях убыточности.
Опережающий рост поступлений «внутреннего» НДС над «импортным» объясняется прежде всего тем, что темпы инфляции в течение последних 12 месяцев были выше девальвации гривны – цены отыгрывают «отставание», проявившееся из-за резкой девальвации гривны в первом квартале прошлого года. Другая причина – постепенное ухудшение качества работы таможни как таковой вследствие целенаправленных действий власти по уничтожению этого органа, которые предпринимаются уже четвертый год.