Важнейшие события международной политики, касающиеся Украины, - в обзоре Hubs
«Европейская неделя в Брюсселе», а точнее — конференция высокого уровня Европейского парламента и Верховной Рады Украины — завершилась для Украины практически провально. И не только из-за того, что параллельно Еврокомиссия отложила представление Совету ЕС по отмене виз для Украины, хотя именно это решение европейских чиновников и стало главным, пусть и ожидаемым поводом для разочарования.
Что касается самой «безвизовой отсрочки», то ее запрограммировала сама украинская власть. И не стоит говорить, что во всем виноват только парламент – ведь на две крупнейшие фракции ВР имеют прямое и непосредственное влияние президент и премьер-министр. Да, закон об электронном декларировании доходов был принят в издевательской для Европы форме. Но так до сих пор и не были созданы два важнейших антикоррупционных ведомства – Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции и Государственное бюро расследований. Не говоря уже о том, что европейцы прекрасно осведомлены о том, как на самом деле (не)ведется в Украине борьба с коррупцией (при отсутствии упомянутых органов она могла бы быть эффективней в разы).
Тем не менее, провластные депутаты и эксперты из возможных вариантов поведения выбрали едва ли не худший: начали перекладывать вину на… саму Европу. Отсрочку «безвиза» оправдывали то неуступчивостью Нидерландов, которые проводят консультативный референдум об ассоциации Украины и ЕС 6 апреля. (На самом деле не обязательно увязывать ассоциацию и безвизовый режим: гражданам Новой Зеландии, ОАЭ и Малайзии визы в страны ЕС не нужны, хоть с Евросоюзом они и не ассоциированы). Впоследствии была вброшена и вовсе конспирологическая версия: якобы безвизовый режим Украине предоставят не только после того, как Украина урегулирует все вопросы на Донбассе, но и с РФ частично снимут санкции. Причем едва ли не сама Украина должна всячески этому снятию способствовать.
Второй очевидный провал – это доклад и дорожная карта, озвученные европейскими экспертами в Европарламенте, касающиеся реформирования самой Верховной Рады. Вот в каких выражениях характеризуют украинский парламент европейские коллеги: «…Отсутствие дисциплины во время проведения заседаний…; непонимание или невыполнение законодательных процедур…; отсутствие четкого понимания роли и полномочий комитетов…; отсутствие прозрачности финансового состояния или деловых интересов депутатов…; получение жалоб, что отдельные депутаты вошли в состав Верховной Рады исключительно ради получения неприкосновенности».
Напоследок украинских депутатов упрекнули в бесполезном продуцировании огромного количества законопроектов, у которых немного шансов даже просто «дожить» до рассмотрения в сессионном зале (по словам бывшего президента ЕП Пэта Кокса: «законодательный спам» и «законодательное цунами»).
Возникает закономерный вопрос: неужели для того, чтобы заметить все эти проблемы, потребовалось вмешательство европейских экспертов? Разве они не были очевидными для всех, кто хоть раз сталкивался с работой украинского парламента?
И третье: предложение взять под фактическое внешнее управление работу Кабмина, озвученное евродепутатом Яцеком Сариуш-Вольски, — в виде некоего евроофиса с правами инициировать отставки министров и проверять законопроекты на соответствие нормам ЕС. Пока это лишь предложение, но намек более чем прозрачный.
Краткий вывод: как бы не пытались евробюрократы подсластить пилюлю обещаниями, что безвизовый процесс начнется «не позже начала 2017-го» года, и что «Европа не устала от Украины», — не стоит тешить себя излишними иллюзиями. Если в 2017-м что-то и начнется, то разве что «техработы» по подготовке отмены туристических шенгенских виз. «А все другие визы, связанные с разрешением работать, с культурным или деловым обменом, остаются» (Генрик Литвин, посол Польши в Украине). Вот, собственно, и всё. Так что не в визах дело, а в поиске Евросоюзом ответа на вопрос: Is Ukraine a failed state or not? И в ответе, который украинская власть просто-таки подсовывает Брюсселю.
«Минск-2 ½». 2 марта в Минске Трехсторонняя контактная группа подписала два документа. Первый посвящен определению районов Донбасса, для которых будут составлены карты минных полей для последующего разминирования. Срок выполнения – до 31 марта. Второй – о запрете учений с применением всех видов вооружений по обе стороны линии соприкосновения в тридцатикилометровой зоне. Вступает в силу с 4 марта.
Казалось бы, безобидные договоренности, направленные на деэскалацию, снижение напряженности и т. д. Как бы ни так! Вот мнение Александра Диордиева, волонтера 28-й омбр, который непосредственно занимается поддержкой артиллеристов:
«Обычно, если русня устраивала серьезную провокацию, наша арта выдвигалась на позиции и ждала развития событий, чтобы отвесить плюх. В журнале боевых действий такие выезды записывались как «учения», чтобы ОБСЕ не достебывалось, что это были боевые выезды. Сейчас нам такие «учения» запретили делать. Украина-то свои обязательства выполнит. А про вторую сторону сами можете догадаться. В принципе, можно не вести журнал боевых. Но каждый выезд чреват травмами личного состава, расходом топлива, повреждениями техники и проч. Как это объяснять офицерам нашей «догадливой» прокуратуре, которая и так регулярно создает проблемы на ровном месте? Просто выкосят стоящих артиллеристов…»
И отдельным комментарием для Hubs по поводу разминирования Александр Диордиев сообщил: «Если Марьинку и Красногоровку в одном месте разминируют – то хрен удержим. Их-то и с артой в том году сложно было держать, пока фугасов не наставили. Но там хоть участок фронта – 50 км. А в Луганской 140 км – по новостям примерно видно, сколько там ДРГ, и как часто… Минирование – почти единственный вариант хоть как-то держать позиции».
Что ждем от Нормандии? Сегодня, 3 марта, в Париже начинается и очередной раунд переговоров министров иностранных дел в Нормандском формате. Главная точка преткновения – вопрос о выборах на Донбассе. Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер еще 1 марта, выступая в Конгрессе США (!) заявил, что «четверка» обсуждает «следующий шаг» соблюдения Минских соглашений: «договоренность о новом избирательном законодательстве, которое будет организовывать выборы на Востоке Украины». Предполагаемый срок проведения выборов, на который ориентируется Штайнмайер, – первая половина т. г.
Это предложение немецкой стороны можно прокомментировать кратко: оно для Украины неприемлемо ни с этической, ни с юридической, ни с политической, ни с военно-стратегической точки зрения. Или словами Романа Безсмертного, представителя Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы: «Хочется спросить тех, кто при сегодняшнем кризисе вбрасывает тему выборов: «Разум, где ты?»
UPD: Переговоры, собственно, закончились ничем и были охарактеризованы Штайнмайером как чрезвычайно сложные. Судя по вот этому посту Юрия Луценко в Facebook, Украину действительно склоняли к скорейшему проведению выборов на Донбассе.
«Супервторник» в США прошел без особых неожиданностей. Демократ Хиллари Клинтон и республиканец Дональд Трамп сохранили лидерство в своих партиях. Промежуточный результат по состоянию на 2 марта таков. Демократы: Клинтон – 597 делегатов, Берни Сандерс – 402 делегата (общее количество делегатов – 4764, из которых 715 – «суперделегаты», не привязанные к итогам праймериз и кокусов, в основном сторонники Клинтон). Республиканцы: Трамп – 322 делегата, Тед Круз – 215, Марко Рубио – 113, Джон Кейсик – 25, Бен Карсон – 8 (общее количество делегатов – 2472, из них – 103 «неприверженных», обязанных голосовать в унисон с делегировавшим их штатом).
Как неоднократно указывало множество экспертов-международников, Украину устроит любой победитель, кроме Дональда Трампа. «Сбросить» эксцентричного миллиардера с дистанции еще до партийных съездов очень сложно, но все еще можно, если Рубио сойдет с дистанции и призовет всех своих сторонников поддержать Круза. В любом случае, до конца марта со своим выбором определится уже свыше половины штатов. Но даже если Трамп и выйдет в финал, то согласно результатам последних соцопросов, в итоге он пока проигрывает Клинтон.
А пока разворачивается предвыборная борьба, Барак Обама сделал Украине подарок: продлил еще на год действие четырех своих приказов, датированных 2014 годом, которыми, в частности, продлил санкции против РФ за аннексию Крыма и позволил арестовывать активы всех лиц, причастных к подавлению Майдана.
P.S. Президент Молдовы Николае Тимофти считает, что первым реальным шагом к урегулированию конфликта в Приднестровье может стать вывод российских войск из региона. Он также напомнил о Декларации Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года, согласно которой РФ обязалась вывести свои войска с территории Молдовы и отдельно подчеркнул, что вооруженный конфликт в Приднестровье, спровоцированный еще в 1992 году, открыто поддерживался Россией.
Новость для Украины не столько приятная (как косвенное выражение союзнической поддержки), сколько поучительная. Обратите внимание на дату: еще в 1999 г., 17 лет назад, РФ обязалась вывести войска. А они и поныне там.
P.P.S. И в последнюю минуту стало известно о заявлении Жан-Клода Юнкера о европейских и евроатлантических перспективах Украины: «Украина точно не будет способной стать членом ЕС следующие 20-25 лет, это же касается и членства в НАТО».