Бизнес-тренер: Каждый пятый украинец хочет открыть свой бизнес

…в качестве старта подходит хенд-мейд

Текущий кризисный момент ставит новые вызовы и задачи перед украинскими бизнесменами. Харьковский бизнес-тренер Сергей Ефремов поделился с собкором Hubs мыслями о том, как отечественным предпринимателям сохранить бизнес в условиях экономического кризиса, и на что следует обратить внимание тем, кто собрался в это время открывать свое дело. У Сергея Ефремова в портфеле сотрудничество с 10 корпорациями, а за плечами свыше 300 открытых и корпоративных тренингов, поэтому к его советам стоит прислушаться.

— Существует ли универсальная стратегия для предпринимателей, как сохранить свое дело в условиях экономического кризиса, и отличается ли нынешняя ситуация от кризиса 2009 года?

— Причины кризиса, я считаю, разные. Раньше речь шла о кризисе мирового масштаба, когда штормило весь мир. Сейчас экономическая ситуация в Украине ухудшается из-за агрессии соседней страны, аннексии или «отрезания» некоторых территорий, в том числе – экономически сильных. Инвестиции практически недоступны, в основном, нас кредитует только МВФ. Но есть и хорошие новости. По данным экспертов, пик или дно кризиса мы прошли, и 2016-й год обещает рост, хоть и небольшой, что греет душу каждому предпринимателю.

Что касается стратегии для сохранения бизнеса, то метафорически она звучит так: прятать голову в песок, как страус. Нужно максимально сохранить текущие позиции. Не глубже падать, а сохранить то, что есть.

— Как этого достичь? Если речь идет о переориентации, то на какие товары и услуги спрос сохранится? Возможно, какие-то новые направления будут востребованы потребителями?

— В кризис, и это известно, сохраняется спрос на базовые потребности. Что касается продуктов питания, здесь вариантов нет: это потребность, основанная на инстинктах. Но люди будут переходить на  более дешевые, возможно, даже не совсем натуральные продукты.  Если раньше ходили в супермаркеты, скажем так, премиум-класса, то теперь туда, где дешевле. Бонусные программы больше не актуальны, фактор принятия решения – это цена. Похожая ситуация и с одеждой. Люди экономят, но все равно вынуждены покупать. Наиболее уверенно чувствуют себя магазины секонд-хенда, в том числе и те, что открылись уже в кризис.

Более или менее спокойными могут быть предприниматели, которые специализируются на товарах и услугах для детей. Родители имеют базовое убеждение: мы будем экономить на себе, но ни в коем случае на детях. Поэтому спрос на детские товары смещается в более экономный сегмент, но родители все равно покупают детям самое лучшее из того, что могут себе позволить.

Следующее: как ни странно, в кризис хорошо продается алкоголь, потому что кризис и  стресс, связанный с ним, традиционно снимают алкоголем. Тут тоже лучше будут продаваться недорогие продукты. Сохранится также спрос на ювелирные украшения. Люди женятся, влюбляются, делают друг другу подарки и на таких теплых отношениях не экономят. Что еще интересно – в кризис сохраняется спрос на средства гигиены, хотя люди и покупают более простые, и следовательно, менее дорогие продукты.

Что касается направлений, которые набирают обороты, то тут можно назвать продажу запчастей к б/у автомобилям и бытовой технике и ремонт. Мы уже прошли первый этап, где-то два года назад, когда начинался кризис. Тогда люди  покупали новую бытовую технику, то есть запасались впрок. А сейчас она потребует ремонта, возможно, замены каких-то запчастей, потому что потребитель будет стремиться таким путем сохранить прежний уровень комфорта.

— Если сохранить существующий бизнес будет непросто, советуете ли вы открывать новый, в том числе – специалистам с высшим образованием, которые попали под сокращения в госсекторе?

— По статистике, каждый пятый украинец хочет открыть свой бизнес. В качестве старта подходит хенд-мейд, это то, что делается своими руками, начиная от вышиванок, приготовления обедов, изготовления кованых изделий, то есть в чем человек, возможно, имеет навыки. Тут нужно понять, что ты умеешь, и превращать это в деньги. Это называется монетизация.  Некоторые специалисты и эксперты создают свои курсы. Исследования подтверждают, что как только начинается кризис, люди идут учиться. Записываются на курсы иностранного языка или посещают курсы повышения квалификации. Поэтому мой совет: если вы чувствуете себя хорошим специалистом, создавайте свой курс. Очень много возможностей в этом плане открывается  благодаря интернету. Создать сайт стоит порядка 10-15 долларов. Направить туда потенциальных клиентов, чтобы протестировать направление своего бизнеса и  понять, нужно это рынку или нет, еще 20-30 долларов.

Важно понять, что бизнес – очень рискованная вещь. Есть такая статистика, что в первый год 90% компаний закрываются. Из тех, кто остался, в следующие пять лет закрываются еще 80%.

— Статистика неутешительная, как же максимально обезопасить собственное дело  от краха и существуют ли направления, где можно заработать, не беря на себя ответственность управления бизнес-процессами?

— Если человек хочет стать предпринимателем, ему нужно научиться нескольким вещам. Речь идет об умении вести переговоры, маркетинге, то есть привлечении  клиентов в свой бизнес, а также умении продавать – по телефону, при личной встрече, умении продавать текстом. Есть простой тест по поводу того, нужно ли открывать свое дело. Нужно задаться вопросом: если у меня ничего не получится, готов ли я принять отрицательный результат? Готов ли я рисковать? Потому что всегда есть три сценария: все будет идеально, как обычно, или бизнес не пойдет. Если вы готовы все потерять, то осознаете риски и готовы заниматься бизнесом.

Но есть и менее рискованные варианты. В качестве примера можно привести подработку в том же интернете. У меня есть знакомая, которая работает преподавателем в университете на четверть ставки, зарплаты, конечно же, не хватает. На бирже копирайтинга она пишет тексты для иностранной компании. Зарабатывает при этом в разы больше, чем на основном месте работы. И такая ситуация не только с копирайтингом. Имеются сайты, где вы можете свои умения превратить в возможность зарабатывать приличные деньги, чтобы нормально жить, позволить себе отпуск, отдых и так далее.

*

Top