Барьер №2. Низкий уровень расчетов на рынке электрической энергии и неконтролируемый рост долгов
Hubs продолжает обсуждать проблему внедрения свободного рынка электроэнергии в Украине в рубрике «Дискуссии».Своим мнением по поводу реформы энергорынка с нами поделился Юрий Саква, первый заместитель главы совета Всеукраинской энергетической ассамблеи, заместитель министра энергетики Украины в 1998-2001 гг, генеральный директор ГП «Энергорынок» в 2005-2006 гг. (Часть I читайте здесь)
Начиная с 2014 года на рынке электроэнергии значительно ухудшился уровень расчетов. Увеличение долгов перед производителями стало неконтролируемым. Эти два факта — серьезная угроза энергетической безопасности Украины.
Уровень негативных последствий для бизнес-среды здесь очень высокий, поэтому оба фактора — серьезное препятствие на пути к новым рыночным отношениям. Но с другой стороны решение этих проблем может стать драйвером возобновления экономического роста. Все зависит только от нашего выбора. Причем сделать его надо как можно скорее, поскольку уже отчетливо видны тревожные симптомы будущих последствий.
Что происходит
Усилились попытки обанкротить таких мощных государственных игроков энергорынка, как НАЭК «Энергоатом» и ПАО «Центрэнерго».
В конце 2015 года началась процедура банкротства государственного предприятия «Региональные электрические сети», которое задолжало Объединенному рынку электроэнергии (ОРЭ) более 8 млрд грн. Это предприятие — главный поставщик электроэнергии шахтам. Ежемесячно оно наращивало свой долг на 120-130 млн грн.
Появились признаки «схемного вывода» денег с рынка электроэнергии с участием госпредприятий («Запорожьеоблэнерго», «Харьковоблэнерго», «Черкасыоблэнерго»). Возобновилась скупка и переуступка долгов энергетических предприятий.
Вырос уровень взаимозачетов с вовлечением государственного и местного бюджетов (при помощи субсидий и других дотаций), что связывает свободу использования собственных и государственных средств. Это создает стимул к искусственному накапливанию долгов облэнерго перед ГП «Энергорынок».
Периодически появлялась задолженность по зарплате на энергетических предприятиях, начались шахтерские протесты на периферии. Энергетики пытаются спасти положение при помощи гривневых и валютных кредитов под немыслимо высокие проценты. И это — при нестабильном курсе и убийственной курсовой разнице. Так выглядит реальная картина крупными мазками.
По сути на энергорынке мы уже «нырнули» в далекие двухтысячные. Дна, конечно, пока не достигли, но настойчиво продолжаем двигаться в этом направлении. Одни пытаются выжить, другие — быстро и без усилий заработать.
При этом с каждым днем все более очевидно, что правительство, профильное министерство, регуляторные органы оказались совершенно не готовы к этим вызовам. Хотя Украина имеет уникальный опыт того, как можно выбраться из такой переделки (по примеру 2002 года). Но для этого, как минимум, необходимо понять суть, глубину и причину происходящих процессов.
Общий обзор задолженности
Попробуем оценить состояние расчетов по известным показателям: уровень расчетов и задолженность.
Задолженность потребителей электроэнергии перед энергоснабжающими компаниями и других дебиторов на конец 2015 года составила 21,2 млрд грн и увеличилась по сравнению с началом года на 1,9 млрд грн, или на 10%. При этом задолженность энергоснабжающих компаний перед ГП «Энергорынок» составила 26,5 млрд грн и увеличилась на 4,4 млрд грн (20%). Наконец, задолженность ГП «Энергорынок» перед производителями электроэнергии составила 25 млрд грн и возросла по сравнению с началом года на 7,8 млрд грн (48%).
Поэтому главная причина роста задолженности перед производителями электроэнергии в размере почти 8 млрд грн — это не долги потребителей, как это обычно было в предыдущие годы. В общей сумме прироста задолженности перед генерацией их доля составила всего 24% или 1,3 млрд грн Еще 2,5 млрд грн, или 32%, потерялись у поставщиков электроэнергии, и, наконец, последние 3,4 млрд грн, или 44%, застряли в ГП «Энергорынок». Появились совершенно новые тенденции, и, соответственно, меры для их устранения надо скорректировать.
Долги потребителей
Вернемся к расчетам потребителей. Хуже всего платили за электроэнергию в 2015 году угольные предприятия — 58,1%. Самая высокая задолженность среди различных групп потребителей также принадлежит угольщикам — 9, 5 млрд грн. И этот показатель ежемесячно увеличивается примерно на 150 млн грн. Что же такого особенного произошло с предприятиями угольной промышленности?
Дело в том, что реформа углепрома началась с полной отмены государственного дотирования госшахт из бюджета. При этом не было никакого переходного периода. Решение приняли также без утвержденной государственной программы реформирования угольной отрасли. Проект программы, которую Минтопэнерго начало разрабатывать вдогонку в 2015 году, уже не в счет. Тем более, что информации о том, что программа готова, до сих пор нет.
О прогнозном балансе угля и финансовой модели как обязательных условиях проекта реформирования угольной отрасли общественность также пока не осведомлена. Похоже, Украина и на этот раз выбрала ранее нигде не применявшийся уникальный и максимально стрессовый способ реформирования угольной отрасли.
Одновременно с отменой дотаций для шахт Минэнергоугля обнародовало свое мнение-заключение, что украинский уголь в 2015 году не может быть дороже 1100 грн за тонну. При этом продавать уголь с госшахт рекомендовали только через пребывающее в состоянии ликвидации госпредприятие «Уголь Украины». А вот цена на импортируемый уголь была значительно выше.
Все говорит о том, что именно эти, не связанные между собой решения, стали причиной того, что у шахтеров в 2015 году появилась устойчивая задолженность по зарплатам, налогам, прекратилась оплата потребленной электроэнергии. О последствиях для угольной отрасли таких решений можно только догадываться. Но уже стало очевидным, что государство таким образом переложило функцию дотирования угольной отрасли частично на энергетический сектор через искусственно созданный механизм неплатежей за электроэнергию. И решение этого вопроса лежит исключительно в государственной плоскости.
Механизм погашения 9,5 млрд грн шахтерских долгов имеет реально только два варианта: погашение за счет бюджета или списание как безнадежных долгов. При этом во втором случае убытки будут заложены в тариф для населения.
По другим группам потребителей электроэнергии, которые контролируются и управляются центральными и местными государственными органами, также имеются перманентные проблемы с расчетами. Предприятия ЖКХ, включая теплокоммунэнерго и водоканалы, накопили долг за электроэнергию в 5, 8 млрд грн или 29% от общего долга по Украине. Можно смело утверждать, что это — также разновидность перекрестного субсидирования с молчаливого согласия сторон.
Однако следует отметить, что уже наметились и позитивные тенденции. Уровень расчетов по этой группе увеличился с 86% в 2014 году до 93% в 2015 году. Этого еще не достаточно, но динамика обнадеживает. Немаловажную и позитивную роль в этом сыграли решения НКРЕКП по сбалансированию цен на энергоносители, они непопулярны, но необходимы. И восстановление 100% уровня текущих расчетов за электроэнергию и погашение части задолженности уже не выглядят такой невыполнимой задачей для государства.
Главный рецепт решения проблемы неплатежей за электроэнергию один: осознание того, что бесплатной, даже на короткое время, электроэнергии не существует. Жесткая позиция энергоснабжающих компаний по немедленному отключению должников, включая бюджетные организации. А как разорвать междусобойчики и договорняки облэнерго с потребителями и местными властями по безоплатному отпуску электроэнергии – это уже уровень ответственности НКРЕКП и других госорганов.
Долги между поставщиками и ГП «Энергорынок»
Еще несколько тезисов о причинах ухудшения расчетов за электроэнергию с производителями на уровне энергоснабжающих компаний и ГП «Энергорынок».
В соответствии с постановлением КМУ №263 в Украине с мая 2015 года появились две новые структуры, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии для целевых поставок на неконтролируемые территории Донецкой и Луганской областей: «ДТЭК Донецкоблэнерго» и ТОВ «Луганское энергетическое объединение» (ЛЭО).Соответственно, это новые неплательщики. Результат такого подхода — неконтролируемый и неоплаченный отпуск электроэнергии на неконтролируемые территории. Уровень оплаты и долг «Донецкоблэнерго» составляют 15,2% или 116 млн грн соответственно. А у ЛЭО — 22,7%, или 594 млн грн. По сути, это вклад Украины в финансирование неподконтрольных территорий в размере 710 млн грн за 8 месяцев 2015 года и снова — за счет производителей электроэнергии. Вывод очевиден: постановление КМУ — не эффективно. Рецепт решения проблемы очевиден.
Худшие и просто недопустимые показатели по уровню оплаты за электроэнергию, купленную в ОРЭ в 2015 году на подконтрольной Украине территории у «Луганского энергетического объединения» — 35,1%, «Региональных электрических сетей» (поставки для шахт) — 37%, ПЭМ «Энергоуголь» (поставки для шахт) — 53, 6%, «ДТЭК Донецкоблэнерго» — 63,6%. Эти же компании имеют общий накопленный долг перед ОРЭ в 17,9 млрд грн.
По нашему мнению, упрощенными методами, такими как изменение НКРЕКП алгоритма или предложенное увеличение уровня штрафов, задачу с уплатой этих долгов решить нельзя. Поскольку тут дело не в банальной недисциплинированности, нужны иные методы. Учитывая серьезность угроз и отложенных последствий этой проблемы, принимать решение и разрабатывать механизм здесь должно правительство.
Также в 2015 году проявились негативные тенденции по увеличению на рынке электроэнергии так называемых связанных взаиморасчетов между участниками рынка и бюджетов всех уровней по погашению возникших долгов. В 2015 году объем таких операций поставщиков с «Энергорынком» составил 8,7 млрд грн, или 8,3% от общего уровня оплаты против 4,7 млрд грн и 6,2% в 2014 году.Эти схемные расчеты стимулируют появление искусственной задолженности энергоснабжающих компаний перед ГП «Энергорынок» под будущие взаиморасчеты. Тенденция небезобидная и требует детального анализа и корректировки. Можно предположить, что это уровень принятия решений отраслевого Министерства и НКРЕКП, потому что именно эти организации выступают инициаторами и регуляторами проведения такого вида взаиморасчетов.
Принятые государственные и правительственные решения и правила рынка по приоритетному 100% уровню оплаты «зеленой энергетики», импортной электроэнергии и расходов «Энергорынка», независимо от уровня оплат на рынке электроэнергии, привели к снижению оплаты остальных производителей электроэнергии на 452 млн грн, 103 млн грн и 1139 млн грн. соответственно, всего — на 1,7 млрд грн. Если пользоваться рыночными терминологиями и представлениями будущего рынка, да, собственно, и действующего, то такие решения имеют все признаки дискриминационных.
ГП «Энергорынок» имеет около 7,5 млрд грн финансовых обязательств перед кредиторами и другие заемные средства, которые были использованы для расчетов с ТЭС и ТЭЦ по инициативам и решениям КМУ, профильного министерства, совета ОРЭ и НКРЕКП. За 2015 год расходы на обслуживание кредитов «Энергорынка» составили почти 1 миллиард грн. Неплатежи и перекосы в тарифной политике привели к тому, что ТЭС уже не могут функционировать без привлечения дополнительных финансовых ресурсов со стороны. Имеются все признаки построения финансовой пирамиды, а «Энергорынок» сам стал источником снижения уровня оплаты производителям электроэнергии.
И напоследок, правительство также внесло свою лепту в ухудшение расчетов на рынке электроэнергии в 2015 году, приняв несовершенную методологию администрирования НДС. Излишне изъяли из оборота и, соответственно, снизили уровень оплаты генкомпаний еще на сумму более 1 млрд грн. Для исправления ситуации были внесены изменения в налоговый кодекс в части перехода расчетов НДС по кассовому методу и отмены НДС на угольную продукцию. Специалисты считают, что это не улучшит положение, а только усугубит. Теперь к существующим проблемам ТЭС добавлена повышенная нагрузка по НДС. То есть такие действия прямо говорят о возврате далеких двухтысячных годов с кассовым методом и льготами по НДС на уголь! Из которых мы так трудно выходили.
Даже в таком виде проблематика расчетов на рынке электроэнергии только немного приоткрывает завесу в запутанной и запущенной системе действующих рыночных отношений. Мы назвали это явление «барьером на пути к новой модели рынка», но по своей сути это является реальной угрозой безопасности страны. И уже настало время запускать государственную машину на полную мощность для ее устранения. Хотя бы из чувства самосохранения.
Продолжение следует.
Фото: Константин Макульский