Данные о большой экономии госсредств на тендерах «УкрГазДобычи» оказались преувеличены
Hubs уже писал о скандале с размером зарплаты руководителя крупнейшей в Украине нефтегазодобывающей компании «УкрГазДобыча». Народный депутат Ярослав Москаленко сообщил, что топ-менеджеру госкомпании повысили заработную плату почти до 1 млн грн в месяц (оклад + премиальные). При этом сам Прохоренко, согласно его же письму, просит у руководства НАК «Нефтегаз Украины» огромные ежемесячные и годовые бонусы. Если эту просьбу удовлетворят в полном объеме, то в пересчете за месяц его зарплата будет составлять почти 2 млн грн.
В СМИ поднялась волна возмущений по этому поводу: журналисты хотели узнать, за что Прохоренко просит для себя такие деньги при том, что госкомпания в 2015 году сократила добычу и газа и нефти?
В свою очередь народный депутат из фракции «Народный фронт» и межфракционного объединения «Депутатский контроль» Максим Поляков заявил, что объединение депутатов будет обращаться к премьер-министру с просьбой об отстранении руководства «УкрГазДобычи» и проведении проверок: «Эту историю с зарплатой можно считать новым коррупционным скандалом в «УкрГазДобыче», связанным с персоналиями… Спад производства в компании (добычи газа, нефти и конденсата – Ред.) начался именно при Прохоренко. Ухудшаются показатели, а они себе назначают заоблачную заработную плату. За что?! За какие-то успехи? За увеличение добычи?… Госфининспекция при действующем руководителе выявила нарушений на 106 млн грн, начаты уголовные производства, в том числе и по нынешнему руководству».
Как уже писал Hubs, глава «Нефтегаза Украины» Андрей Коболев размыто пояснил, что зарплату Прохоренко повысили за отсутствие претензий со стороны правоохранителей и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей. Более того, зарплату повысили не только гендиректору «УкрГазДобычи», а и всем работникам компании. Но Прохоренко сразу и на много, а остальным – оклад в среднем 7,5% по компании, и доплаты на 15-20%.
При этом Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений, отметил, что главным критерием для значительного повышения зарплаты руководителю в госкомпании должна быть эффективность ее работы, которая выражается не только в экономии средств, но и в увеличении производства. А поскольку общий уровень добычи в «УкрГазДобыче» снизился, говорить о высокой эффективности руководства нет причин.
Hubs еще 27 января обратился в пресс-службу «УкрГазДобычи» с просьбой прокомментировать цифры об эффективности работы, обнародованные компанией. Напомним, в «УкрГазДобыче» считают, что экономический эффект от деятельности их новой команды составил 1,6 млрд грн. Из них якобы 600 млн грн – это экономия на госзакупках, в том числе 140 млн грн экономии благодаря электронной системе ProZorro. Что ж, тогда нужно премировать людей, которые запустили эту систему. Но была ли эта экономия – чуть позже.
Ответы на вопросы по поводу детальной расшифровки некого экономического эффекта в 1,6 млрд грн мы так и не получили. Пресс-служба с 28 января только обещает предоставить эти ответы в форме интервью с Олегом Прохоренко. В то же время 28 января руководитель «УкрГазДобычи» проводит с пулом журналистов «полузакрытый» пресс-завтрак, на котором много рассказывает о реформаторских планах и декларациях о намерении. Могут ли быть намерения основанием для зарплаты в 1 млн грн? Вопрос риторический.
Как бы там ни было, на пресс-завтраке Олег Прохоренко приоткрыл некоторые мотивы высоких зарплат. В Интернет на этот счет есть любопытная аудиозапись его разговора с журналистами.
Прослушав ее, можно сделать вывод, что этот зарплатный конфликт вскрыл серьезную проблему во взаимоотношениях общества, государства и управленцев крупных госкомпаний. Заключается она в том, что граждане, которые, по сути, являются номинальными собственниками госкомпаний, не понимают, за что менеджерам, которые управляют их активами и еще не показали безоговорочный эффект, надо платить огромные зарплаты, сопоставимые с заработками в аналогичных частных компаниях?
На пресс-завтраке Олег Прохоренко попытался возразить и объяснить, за что, по его мнению, ему надо платить большие деньги. Аргумент тот же – он якобы сломал многомиллионные коррупционные схемы, что дало экономию в 1,6 млрд грн, начал реформы, а второе – зарплата в госкомпаниях должна достигать рыночного уровня, поскольку эта работа ничем не отличается от частного сектора.
Однако большинству украинцев непонятно, что происходит в «УкрГазДобыче», и уж тем более, насколько и когда происходящее там облегчит им жизнь. Собственного газа пока что больше не стало, тарифы на него обещают повысить до уровня стоимости импортного, а зарабатывать больше в украинских экономических реалиях у населения возможности нет. И в ближайшем будущем не предвидится.
Прохоренко в числе прочего объясняет свою большую заплату огромными рисками, которые он берет на себя. Однако непонятно, какую ответственность он понесет, если декларации о реформах останутся декларациями? Чем поплатится руководство компании, если его деятельность окажется провальной? Кроме того, что его уволят? Этого не знает никто, и в Украине пока не было широко известного случая, чтобы такой руководитель пострадал из-за провальной деятельности во главе госкомпании.
Более того, Олег Прохоренко четко дал понять, что в ближайшие 2-3 года компания радикально не увеличит добычу ни газа, ни нефти, поскольку для этого у нее нет ресурса – новых месторождений, которые могли бы заменить уже истощенные. Поэтому если привязывать бонусы руководителя лишь к этому показателю, увеличения зарплаты ему не видать еще долго.
Возражая против небольшой зарплаты, Олег Прохоренко в сердцах воскликнул: «Неужели было бы лучше, если бы я сидел «на схемах» с маленьким окладом»? Конечно, не лучше. Но возникает вопрос: так если бы з/п не подняли, то глава «УкрГазДобычи» с 1 января 2016 г. пустился бы во все тяжкие? Поскольку ему кредиты за образование надо отдавать (о них см. ниже)?
Предлагаем читателям несколько показательных цитат Олега Прохоренко с пресс-завтрака, где он пытается обосновать журналистам высокую заработную плату:
Цитата О. Прохоренко:
«Если бы я пришел и не повышал оклад с 21 тыс. грн, и сел бы на схемы…, то все были бы довольны? Мне бы доносили, а я бы заносил на верх. И всем бы было хорошо. Вы этого хотели?»
Цитата О. Прохоренко:
«Что для вас реформа? Чтобы люди приходили, ломали миллиардные схемы, как мы тут ломаем… Мы сломали миллиардные схемы, и вы хотите, чтобы люди это делали за 5 тыс. грн или за 20 тыс. грн?»
Диалоги с журналистом:
Журналист: Достаточно 100 тыс. грн. Это пример зарплат по рынку.
О. Прохоренко: А я вам привожу другой пример, что у людей по 50 тыс. долларов базовая зарплата. Теперь развернем вопрос по-другому. Таких специалистов, как я, на рынке единицы. Я не хочу кидаться, но я в собственное образование инвестировал 400 тыс. долларов. Вот кто инвестировал 400 тыс. долларов? Я получаю отдачу за свое образование. У меня образование из лучшего университета в мире. Я учился в школе государственного управления, где учатся единицы людей.
Журналист: Вы сейчас получаете отдачу за мой счет.
О. Прохоренко: Я даю стране больше, чем беру от нее!
О. Прохоренко: Давайте я буду меньше зарабатывать и сяду на схемы. Вы этого хотите?
Журналист: Приемлемый уровень зарплаты по рынку — около 100 тыс. грн.
О. Прохоренко: Рынку чего? Руководителей миллиардных компаний? Сколько получают руководители миллиардных компаний в этой стране?
Журналист: Не хотите в государственной — идите в частную.
О. Прохоренко: Я работал в частной компании, у меня была зарплата 25 тыс. долларов. Это кого-то не устраивает? Напишите, что в частных компаниях зарплата 25 тыс. долларов. Напишите о том, что в СКМ платят миллион долларов в месяц. Почему это людей устраивает, а то, что мы приходим сюда… Понимаете, мы берем на себя риск… Мы не просто управляем. Я сюда пришел и не бумаги туда-сюда раздавал. Нет. Мы не это делаем, мы меняем систему и идем на риски…
О. Прохоренко: Почему я должен работать за 100 тыс. грн? Нет! Я не буду работать за 100 тыс. грн, потому что я взял на себя огромные риски. И кроме того, я инвестировал 400 тыс. долларов в свое образование, и у меня до сих пор кредиты есть за образование. Потому что образование в гарвардском университете стоит около 100 тыс. долларов в год. Вы это понимаете?..
Не должно быть так, чтобы у нас были бедные. Надо, чтобы все были богатые.
Журналист: Я то же за это, как в анекдоте…
Прохоренко: Ну, так надо с чего-то начинать.
Вместо резюме
Первое. Безусловно, пассажи о кредитах и уникальности Олега Прохоренко как специалиста на рынке, «которых единицы», – это важный экономический аргумент для повышения заработной платы в несколько десятков раз. Возможно, в некой частной компании такие аргументы и имеют место (правда, по личному опыту такие примеры не попадались). Но здесь речь о государственной компании – фактически монополисте на рынке добычи газа для населения. Монополисте, от работы которого, в том числе, зависит экономическая и национальная безопасность страны.
Но главное в «уникальности» не это. Как упоминал нардеп Максим Поляков, «я считаю, что Олег Прохоренко не мог бы даже участвовать в конкурсе на должность главы «УГД»… Он – обычный аудитор, который ранее не руководил тысячными коллективами… С точки зрения организационных возможностей он – ноль, ничего не понимает в газовой отрасли. Таким крупным и важным предприятием должны руководить люди, проработавшие в отрасли десятки лет».
Второе. Несколько странно звучат посылы о том, что высокая зарплата Олега Прохоренко – это барьер против коррупционных действий. С одной стороны, несмотря на продвигаемый стереотип, никогда только «пряник» в виде высокого дохода не будет однозначным препятствием против воровства. Нужна эффективная правоохранительная система. С другой, – Олег Прохоренко был назначен на должность главы «УкрГазДобычи» в конце июня 2015 г. Постановление КМУ, которое позволяет увеличить ему оклад (а от его размера начисляются и бонусы) было принято только в ноябре 2015 г. А если бы не было принято? Возвращаемся к тезису же г-на Прохоренко: «Если бы я пришел и не повышал оклад с 21 тыс. грн, и сел бы на схемы…, то все были бы довольны?»
И третье. Мы так и не получили развернутого ответа от «УкрГазДобычи» относительно того, из каких составляющих состоит «экономический эффект в 1,6 млрд грн», который якобы и дает право на повышение з/п Олег Прохоренко? А в этом показателе есть сомнительные элементы. Например, 600 млн грн сэкономленных на госзакупках. В электронной системе ProZorro есть сервис, который позволяет анализировать закупки. Итак, ПАО «Укргаздобыча» (ЕДРПОУ 30019775) в 2015 г. провело 163 тендера на плановую сумму 598,8 млн грн (см. ниже скан). Не отсюда ли взяты пресловутые 600 млн грн? Вопрос остается открытым к пресс-службе «УкрГазДобычи».
Из этих показателей плановая сумма завершенных тендеров (выбран поставщик, который подтвердил свою квалификацию) составляет всего 169, 2 млн грн (71 завершенный тендер). Можно ли считать такие показатели менеджера эффективными, если не было использовано 430 млн грн на закупку необходимых для хозяйственной деятельности этого гиганта товаров, работ, услуг? По крайней мере, в частных компаниях такой результат считается преступлением.
Для просмотра в полном размере — кликните на фото
Если по здравому уму анализировать именно показатели торгов по завершенным тендерам, то бездушная система ProZorro выдает следующий результат: плановая сумма закупки – 169,2 млн грн, экономия 28,7 млн грн. См. ниже скан с сайта. Откуда аналитики и «пиарщики» компании тогда взяли 140 млн грн экономии на торгах через систему ProZorro? Оттуда же, откуда и все остальные расчеты (желания) Олега Прохоренко по з/п в 2 млн грн?
Для просмотра в полном размере — кликните на фото
Заглавное фото взято с сайта ПАО «УкрГазДобыча»
#корупція #укргазвидобування
Сьогодні пройшов мітинг на звільнення Токаря з займаної посади. Незважаючи на прірву доступної інформації про його оборудки, ця персона має нахабство виходити до людей, морочити їм голову та заливати зі своєї сторінки в фейсбук про свою добропорядність. Можливоварто уже мати совість та визнати, що це не його місце та дати орогу комусь достойнішому?