Альтернативный маршрут, предложенный Минтрансом, пока нерентабелен
В самом начале 2016 года Россия пошла на очередное ужесточение торговой войны с Украиной. Российский президент Владимир Путин первым же своим указом в новом году запретил все транзитные перевозки украинских товаров через территорию РФ. Послабление осталось только для рейсов в Казахстан. Перевозчики, которые их выполняют, могут заезжать на территорию России через белорусско-российскую границу при условии, что на автомобиле есть пломбы российской спутниковой системы ГЛОНАСС.
Украинские автомобильные перевозчики страдают от российских санкций еще с конца прошедшего 2015 года, когда российская сторона сильно задержала передачу одноразовых транзитных разрешений на IV квартал. Теперь они оказались вообще перед тотальным запретом возить что-либо через территорию РФ. О том, какие последствия будет иметь такой поворот дела, Hubs говорил с Валерием Черненко, главой Отраслевой организации работодателей транспорта Киевской области и экс-председателем Государственной инспекции Украины по безопасности на наземном транспорте.
— Насколько важно для наших перевозчиков изменение требований к транзитным перевозкам украинских товаров через территорию России? Как это повлияет на украинский экспорт в эту страну?
— Надо сказать, что казахско-украинские отношения экономически интегрированы, и в Казахстане потребляют довольно много украинских товаров. Эта страна в последние годы занимала второе место в украинском экспорте после России. Сейчас же, думаю, наши товары в Казахстан будут везти только по железной дороге. По цене такие перевозки обойдутся экспортерам примерно в те же деньги, что и автомобильные, хотя добавится перевалка в Беларуси. Если удастся отработать этот механизм, экспорт в Казахстан можно будет сохранить.
Кроме того, Казахстан — это площадка, через которую Китай сможет улучшить свое железнодорожное сообщение с Европой, и в том числе с Украиной. По суше товары из Китая можно доставить в два раза быстрее, чем по морю. Срок поставки сократится с 30 до 14 дней.
— Выдавала ли Россия нам разовые разрешения на транзит через свою территорию на I квартал 2016 года?
— Нет. Более того, на 2016 г. еще даже не подписан договор с Россией об обмене квотами на транзитные перевозки. Раньше этот документ подписывали за 2 месяца до начала года, а годовая квота составляла около 8,5 тыс. перевозок. Поэтому сейчас не известно, сможем ли мы в этом году возить что-то через Россию в Казахстан, Финляндию, Узбекистан, да и в другие страны. Не передавая Украине квоты на транзит, Россия фактически блокирует все эти поставки.
Кроме того, в 2015 г. на перевозки украинских товаров из Украины в Россию разрешения не требовались. Сейчас же идут переговоры, чтобы ввести разрешительную систему для таких перевозок. Из-за этого с начала года еще не было ни одного рейса из Украины в Россию.
— Есть ли уже срывы поставок в третьи страны из-за запрета РФ перевозить украинские товары через ее территорию?
— Конечно, есть. Теряют контракты экспортеры и импортеры продукции. Много компаний работали по долгосрочным контрактам, но это уже не имеет значения, ведь пока не ясно, что у нас вообще будет с автомобильными перевозками через территорию РФ. Ситуация непредсказуемая. Кроме этого, есть различные ограничения, в том числе санитарные, карантинные, на ввозимые в Россию украинские товары.
— Какие убытки уже понесли украинские перевозчики из-за запрета транзита украинских товаров через территорию России?
— Сейчас в принципе наши торговые отношения идут на спад. Статистика говорит, что мы теряем более 10% транспортных перевозок на Восток, и санкций России на это также влияют. Потери перевозчиков от прекращения отношений с Россией, мягко говоря, большие. Сейчас что-то в Россию все еще возится, но это разовые поставки. В 2013-2014 гг доля России в международных автомобильных перевозках составляла около 30%. Всего было около 400 тыс. международных рейсов, из них в Россию — 120 тыс. Учитывая, что средняя стоимость рейса в Россию около $1,5 тыс., то можно посчитать, что потери транспортной отрасли от приостановления автомобильных перевозок в Россию составят около $180 млн.
— Решит ли транспортные проблемы маршрут Украина—Грузия—Азербайджан—Казахстан—Китай, который, как планируют Минтранс и Минэкономики, стартует 15 января?
— Инициатором этого маршрута является Грузия. Она организовала сообщение с Китаем, и уже получает оттуда первые контейнеры. Но Грузия не может здесь решить все самостоятельно, в частности, вопрос транзита через Кавказ. Кроме того, сегодня сильно подешевели морские перевозки из Китая. Перевозка одного контейнера с доставкой, например, в Одесский порт сейчас стоит около $600 дол. Такой цены никогда не было. В 2008 г., например, цена доставки контейнера из Китая была $3,5 тыс. Это случилось потому, что поставки в принципе сократились везде. По статистике китайцев, товаропоток уменьшился в 10 раз. Из Грузии возить будет намного дороже, если говорить об обычном железнодорожном тарифе. Доставка одного контейнера будет стоить около $3-4 тыс.
Кроме того, в маршруте, который предлагает Минтранс, есть две паромные переправы. Поэтому, чтобы сделать его конкурентоспособным, нужно увеличить количество паромов на этих переправах. Но когда это случится, тяжело сказать. Этот маршрут запустили для того, чтобы показать, что он в принципе возможен. Но пока рано говорить о том, что это рабочее сообщение уже с большим потоком. К тому же динамика цен на перевозки из Китая очень переменчива. Когда мировая экономика оживится, доставка через Грузию может стать конкурентной.
— Каким Вы видите дальнейшее развитие конфликта Украина-Россия касаемо транспортных перевозок?
— Судя по тому, как развиваются события сейчас, есть вероятность, что мы получим полный запрет на любые торговые отношения с Россией.