По факту компромисса между депутатским и правительственным НКУ не найдено. Завтра – ожесточенные рукоприкладства в стенах ВРУ
На минувшей неделе в Минфине и Кабмине внезапно заговорили о некоей компромиссной редакции законопроекта о налоговой реформе, которая может вбить последний гвоздь в гроб украинской экономики. А 11 декабря в ВР был даже зарегистрирован соответствующий законопроект №3630 (а также сопутствующий №3631).
Однако же понятие «компромисс» подразумевает достижение сближения позиций как минимум двух спорящих сторон и фиксацию факта такого сближения обеими сторонами. В описываемом же случае ничего подобного не наблюдалось. Авторы депутатского законопроекта №3357 никоим образом не подтвердили достижения компромисса с правительственной стороной. Таким образом, можно констатировать: никакого компромиссного законопроекта не существует, существует правительственный законопроект с рядом минимальных изменений (уступок), который правительственная сторона и «говорящие головы» коалиционных парламентских фракций (кроме БЮТ) называют компромиссным.
Сегодня, 16 декабря, в 14-00 должно начаться (началось) заседание Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, на рассмотрение которого будет вынесен правительственный законопроект. А уже завтра, в четверг, во время анонсированного внеочередного заседания ВР законопроект №3630 может быть вынесен на рассмотрение парламента. О результатах этих мероприятий Hubs будет оперативно информировать. Пока же можно высказать предположение, что комитет вряд ли вчистую поддержит принятие правительственного законопроекта даже в первом чтении, несмотря на имеющееся политическое давление. Итог заседания комитета является очень важным и находится в диапазоне от: «рекомендовать принять за основу с учетом предложений комитета» до «рекомендовать отклонить» (не исключен и вариант того, что решение вообще не будет принято).
Административная неуступчивость
Прежде всего стоит отметить отсутствие каких-либо уступок в части общего администрирования, которое и создает главные проблемы в вопросах налогообложения. То есть:
1) Не предусмотрено внедрение встречной ответственности контролирующих органов и их должностных лиц за принятие неправомерных решений и /или бездействие, что является на сегодня главной причиной проблем во взаимоотношениях контролирующих органов и налогоплательщиков.
2) Не установлена материальная ответственность госбюджета за несвоевременное возмещение НДС и /или возврат переплат.
3) ГФС и его органам оставлено право предоставления налоговых консультаций. При этом условия для издания обобщающих налоговых консультаций Минфином четко не изложены. Это консервация нынешней ситуации с коррупцией и фискальным подходом при издании консультаций.
4) Налоговая милиция только переименовывается, в основе ее работы остаются полицейско-силовые функции. Ситуация консервируется, несмотря на крайне неэффективную работу органа.
Добавим, что остается в силе и прежнее предложение Минфина по внедрению коррупционно небезопасной процедуры особого рассмотрения отдельных налоговых споров и альтернативного решения налоговых споров.
Что же изменилось в правительственном проекте по сравнению с версией, обнародованной в начале декабря?
Кабмин отказался от ранее продвигавшейся схемы «все по 20%», которая предполагала существование одинаковых ставок для НДС, налога на прибыль, НДФЛ и ЕСВ. Ставку налога на прибыль и НДФЛ теперь предлагается установить в размере 18% в 2016 г. и 17% с 2017 г. Но приведет ли это к снижению фискальной нагрузки по сравнению с нынешним ее уровнем?
НДФЛ
Если учесть, что сегодня подавляющее большинство доходов физлиц облагается по ставке 15%, ставку в 18% (и даже в 17%) НДФЛ трудно назвать снижающей налоговую нагрузку. Тем более что «в придачу» остается и 1,5% военного сбора. К тому же, уступая в снижении ставки, Минфин еще больше забирает, отказываясь от ранее обещанного необлагаемого минимума.
Налог на прибыль
По налогу на прибыль ставка остается на действующем сегодня уровне. Но с учетом отмены единого налога для юрлиц (для них, по сути, по налогу на прибыль действовала ставка 0%) эффективная ставка вырастет и тут. Давайте сюда же добавим налогообложение коммерческой недвижимости, которое в условиях убыточности значительного числа экономических субъектов является, по сути, налогом на убытки.
По последним данным Госстата, общая площадь коммерческой недвижимости в стране составляет более 380 млн. кв. м. Это, с учетом правительственных предложений, уже дает дополнительную нагрузку свыше 16 млрд. грн в год. А ведь сюда стоит добавить коммерческую недвижимость малого бизнеса, которую Госстат просто не учитывает. Суммарно налог на коммерческую недвижимость может обойтись бизнесу в 20 млрд. грн в год. Этот рост налогового давления не компенсирует ни предлагаемый Кабмином инструмент инвестиционного налогового кредита (в условиях массовой убыточности им в принципе мало кто сможет воспользоваться, не говоря уж о чрезмерном перечне условий, см. в конце статьи «Условия предоставления инвестиционного налогового кредита»), ни обещанная отмена авансовых платежей.
ЕСВ
По ЕСВ никаких новшеств по сравнению с началом декабря не предлагается, при этом авторы продолжают утверждать, что предусмотрено снижение ставки начисления для работодателей с 41% до 20%, хотя на самом деле снижение предусмотрено лишь с 22% до 20% (плюс отмена ЕСВ с зарплаты работника). Однако с учетом повышения порога обложения ЕСВ с 17 минимальных зарплат (20,7 тыс. грн) до 25 минимальных зарплат (34,5 тыс. грн) сколь-нибудь существенного снижения нагрузки не стоит ожидать и здесь.
НДС
Наконец, Кабмин все же отказался от введения ставки в 20% для фармацевтической продукции – видимо, в последний момент в Кабмине осознали, что это может привести не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета из-за значительной тенизации на данном рынке.
Оригинальный переходный период на 2016 год придумали в Кабмине для сельхозпроизводителей. Суть его заключается в том, что 75% начисленного налога будет платиться в бюджет, 25% оставаться в распоряжении предприятия. При этом возобновляется право экспортеров зерновых и технических культур на получение возмещения НДС.
Более всего такой переходный период напоминает взятку крупнейшим латифундистам и зернотрейдерам, дабы они не мешали принятию закона. По факту наибольшие потери от новшеств понесут фермерские хозяйства и средний сельхозбизнес. А вот те, кто будет иметь доступ к возмещению НДС (а это в подавляющем большинстве крупный бизнес), вполне могут обойтись без потерь и даже что-то приобрести. То есть такие изменения приведут не столько к выигрышу бюджета (он может вообще ничего не выиграть), сколько к перераспределению финансовых потоков среди разных групп сельхозпроизводителей.
Главные же проблемы в администрировании НДС – отсутствие материальной ответственности бюджета за несвоевременное возмещение НДС и отсутствие автоматического возмещения для всех без исключения плательщиков в условиях действия системы электронного администрирования – в Кабмине и вовсе предпочли не заметить.
Упрощенцы
Здесь, как это ни странно, уступки власти оказались минимальными. Юрлица, как уже указывалось, от упрощенной системы «освобождаются». Физлица ограничиваются оборотом в 2 млн грн и 10 работниками. При этом «единоналожники» группы В, в которой будут объединяться нынешние II и III группы, должны будут вести бухгалтерию и учет доходов и продаж.
Собственно, единственная уступка – это чуть подправленные коэффициенты для определения налогооблагаемого дохода для тех, кто не захочет вычислять его прямым путем (доходы – расходы). Эти коэффициенты составят 0,85 в 2016-2017 годах, 0,65 в 2018 г. и 0,45 в 2019 г. Облагаться налогом по ставке 18% будет доход, скорректированный на вышеуказанный коэффициент.
РРО придется обзавестись всем «единоналожникам» группы В, но 75% расходов на их приобретение якобы будет компенсировано из местных бюджетов.
Прочее
Собственно, на этом «компромисс» и заканчивается… От существенного (в 1,5-5 раз) роста ставок акцизного налога на алкоголь, табак и пиво в Кабмине решили не отказываться. Равно как и от чудовищного усложнения администрирования этого налога по нефтепродуктам. То же самое касается налогообложения недвижимости, включая коммерческую.
Существенное увеличение штрафов (в 2-10 раз) за неподачу каких-либо документов или нарушение сроков тоже осталось в «компромиссном» документе.
По итогам изучения документа можно с большой долей вероятности предсказывать, что в таком виде он принят быть не может – даже несмотря на попытки политического давления.
Гораздо вероятнее, что Кабмину все же придется идти на какой-то реальный, а не мнимый компромисс с Верховной Радой. Но концептуальной основой для такого компромисса, видимо, все же останется законопроект Кабмина.
Условия предоставления инвестиционного налогового кредита
(предложения в правительственном проекте Налогового кодекса):
Плательщики налога на прибыль, в период с 1 января 2016 по 31 декабря 2018 осуществлявшие капитальные инвестиции, могут уменьшить свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за отчетный период на сумму инвестиционного налогового кредита, при условии выполнения следующих условий:
а) инвестиции осуществляются путем приобретения или создания материальных активов, подлежащих амортизации в соответствии с положениями пункта 149.3 статьи 149 настоящего Кодекса;
б) минимальный срок полезного использования таких материальных активов составляет не менее четырех лет, с учетом положений подпункта 149.3.3 пункта 149.3 статьи 149 настоящего Кодекса;
в) такие материальные активы были введены в эксплуатацию налогоплательщиком в пределах одного из годовых налоговых периодов, определенных в соответствии с пунктом 148.4 статьи 148 настоящего Кодекса, с 1 января 2016 до 31 декабря 2018 года.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется зарегистрированным плательщикам налога на прибыль путем уменьшения их налоговых обязательств за соответствующий налоговый период, в котором были выполнены все требования, указанные в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта.
Размер инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль составляет 30 процентов от балансовой стоимости отдельного материального актива или их совокупности, соответствующие требованиям, установленным подпунктами «а» — «в» настоящего пункта, но не более 50 процентов от размера налоговых обязательств за отдельный отчетный период.
Остаток неиспользованного инвестиционного налогового кредита может быть перенесен в счет уменьшения налоговых обязательств будущих периодов с учетом указанного лимита, но не позднее 1 января 2019.
В случае продажи такого материального актива до истечения трехлетнего периода с даты ввода его в эксплуатацию, налогоплательщик в отчетном периоде, когда состоялась продажа, обязан увеличить свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за налоговый период, в котором выведены из эксплуатации такой материальный актив, на сумму использованного относительно такого материального актива инвестиционного налогового кредита (без начисления пени, определенной главой 12 раздела II настоящего Кодекса), а также штрафных санкций, предусмотренных пунктом 51.1 статьи 51 настоящего Кодекса.
В случае проведения реорганизации или выделения в соответствии со статьей 154 настоящего Кодекса, право на инвестиционный налоговый кредит переходит к правопреемнику (-ов) в соответствии с долей капитальных инвестиций, что полученные таким правопреемником (звеньями) по распределительным балансом или передаточным актом.
Корректировка налоговых обязательств относительно полученного инвестиционного кредита по материальных активов, соответствуют совокупности требований, определенных в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта и были переданы налогоплательщиком в пользу правопреемника (-ов) в результате реорганизации, не осуществляется.
Налогоплательщик не имеет права на использование инвестиционного налогового кредита, если он не использует материальные активы, которые соответствуют требованиям, определенным в подпунктах «а» — «в» настоящего пункта, в своей хозяйственной деятельности, в том числе предоставляет их в аренду другим лицам, за исключением налогоплательщиков, основным видом деятельности которых являются услуги по предоставлению в аренду имущества.