Поставщики металлоконструкций наращивают экспорт в Польшу

Экспорт стальных конструкций из Украины в Польшу (емкостью рынка 1,2 млн. т) вырос в три раза

В 2015 году украинские производители строительных металлоконструкций активизировали поиск новых рынков сбыта и ниш. Учитывая падение продаж на внутреннем рынке (см. «Объемы продаж…»), компаниям пришлось усилить продвижение продукции за рубеж.

К сожалению, их экспансионистские начинания являются по большей части вынужденной и запоздалой реакцией на общую экономическую рецессию. По предварительным оценкам экспертов, в 2015 г. спрос на строительные металлоконструкции (условного сегмента всего рынка металлоконструкций*) в Украине по сравнению с 2014 г. сократится почти на 25% – до 90 тыс. т.

Специалисты подсчитали, что в Украине потребление металлоконструкций на душу населения находится на одном из самых низких уровней даже среди стран СНГ. В России уровень потребления по этому показателю превышает украинские в 2-2,5 раза.

Для Интернета

По данным украинских поставщиков

 

*Матчасть. Строительные металлоконструкции – условный выделенный сегмент общего рынка металлоконструкций – сборные несущие элементы зданий (каркасы, фермы, перекрытия и т.д.), а также комплектные здания (быстромонтируемые здания — БМЗ и легкие стальные тонкостенные конструкций ЛСТК)

Металлоконструкции – несущие конструкции промышленных и общественных зданий и их части (балки, колонны и т.д.), а также пролеты мостов, эстакад и путепроводов, резервуары, опоры линий электропередач, башни и мачты.

**Прогноз

Весьма плачевно обстоят дела у отечественных производителей металлоконструкций и на внешних рынках: за последние 3 года они сократили экспортные поставки почти в 2 раза (см. «Экспорт металлоконструкций…»).

Tabliza-2

По данным Гостата (УКТВЭД 7308000000 Металлоконструкции и их части)

Исправить ситуацию, например, за счет увеличения экспорта, можно только специальными мерами – на внешних рынках наблюдается традиционный рост конкуренции со стороны китайских поставщиков. По словам директора по маркетингу «Метинвест Холдинга» Романа Курашева, в связи с изменением конъюнктуры рынка сегодня в мире около 700 млн т избыточных производственных мощностей металлопроката: «Благодаря государственному субсидированию китайские производители могут предлагать на мировом рынке дешевый прокат, что крайне негативно отражается на бизнесе крупнейших металлургических предприятий мира, в том числе украинских компаний».

Желание выжить заставляет украинских производителей перестать уповать на восстановление макроэкономических показателей в Украине, и наконец-то начать выбираться из ямы самостоятельно.

Шпак Сергей-01

Сергей Шпак, исполнительный директор ассоциации «Украинский центр стального строительства»

Исполнительный директор ассоциации «Украинский центр стального строительства» (УЦСС; организатор декабрьской конференции стального строительства) Сергей Шпак отметил Hubs, что в этом году при ассоциации был создан комитет по внешнеэкономической деятельности, цель которого — помочь украинским производителям найти зарубежных потребителей.

Европейско-польский вектор

Большинство экспертов рынка строительных металлоконструкций называют наиболее перспективным для украинских производителей рынок соседней Польши. Прежде всего, польский рынок привлекает своими объемами. По предварительным оценкам, его емкость в этом году составит около 1,2 млн. т металлоконструкций. Польша является наиболее динамично развивающимся и самым объемным рынком среди восточноевропейских соседей Украины.

Носов Владимир

Владимир Носов, генеральный директор ЧАО «Укрстальконструкция»

«Польский рынок достаточно конкурентный, ведь на нем работают много как крупных, так и мелких производителей. Но большое внутреннее потребление и ориентация многих местных производителей на рынки Германии и других стран ЕС (экспорт из Польши в этом году составит около 0,9 млн. т), дает возможность украинским поставщикам качественных стальных конструкций выйти на рынок Польши», – считает Владимир Носов, генеральный директор ЧАО «Укрстальконструкция».

За 9 месяцев 2015 года в структуре украинского экспорта металлоконструкций доля польского рынка составила всего 3,5%. Это свидетельствует о явной недоработке отечественных поставщиков и действительно больших, но пока еще не реализованных возможностях для сотрудничества. Вместе с тем, на общем фоне снижения экспортных поставок отгрузки металлоконструкций в Польшу за последний год выросли в три раза (см. «Экспорт металлоконструкций из Украины в Польшу…»), что свидетельствует о правильности выбранного вектора маркетинговых усилий. «В 2015 г. УЦСС организовал две поездки в Польшу, в том числе весной мы посетили выставку BUDMA 2015 в Познане. Недавно с УЦСС установила контакт польская девелоперская компания, которая через ассоциацию ведет поиск и отбор украинских заводов», – рассказал Сергей Шпак.

Для Интернета

По данным Гостата (УКТВЭД 7308000000 Металлоконструкции и их части)

Освоение польского рынка поможет украинским компаниям не только диверсифицировать бизнес и восполнить потери на внутреннем рынке. Это позволит отечественным заводам изучить сложившуюся практику работы по европейским стандартам и правилам. Специалисты называют несколько препятствий, которые должны преодолеть компании, желающие сотрудничать с европейскими потребителями.

Во-первых, производитель должен быть сертифицирован по международным стандартам ISO 9001 и ISO 3834, а также европейским нормам EN-1090. Эти стандарты устанавливают требования к системе управления качеством на предприятии в целом, что отличается от нашей нормативной базы, которая регулирует сертификацию отдельных элементов конструкции (ферм, балок и т.д.). В начале этого года ООО «Завод Мастер­Профи», которое входит в тройку крупнейших украинских производителей, сертифицировало производство металлоконструкций по EN-1090 и ISO 3834. Также на предприятии планируют получить сертификат по требованиям Deutsche Bahn, который позволит поставлять в Германию пролетные строения железнодорожных мостов.

Во-вторых, следует учитывать и финансовые особенности сотрудничества с европейскими потребителями, которые привыкли работать без авансовых платежей и часто требуют отсрочки оплаты поставленных на стройплощадку конструкций на срок до 60 дней. Европейские заводы стальных конструкций могут получать сырье от металлургических предприятий, трейдеров, поставщиков краски и метизов со значительной отсрочкой платежа. В нынешних украинских реалиях даже крупным производителям металлоконструкций сложно рассчитывать на какие-либо отсрочки со стороны поставщиков сырья, а банковские кредитные ставки крайне завышены. Поэтому наиболее реально начинать деятельность в европейских странах нужно с поиска местного производителя, который загружен заказами и заинтересован в надежном субподрядчике. Владимир Носов заметил, что сначала мы должны проявить себя и «закрепиться» в направлении поставок металлоконструкций и лишь в случае успеха можно говорить о расширении деятельности, включая монтаж и проектирование.

Здесь важную роль должно сыграть и государство, невзирая на постоянные мантры министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса о том, что единственная задача власти по развитию этой экономики – дерегуляция, без вмешательства в экономические процессы.  Речь идет о поддержке экспортеров путем создания государственного экспортно-кредитного агентства. В конце ноября 2015 г. парламент в первом чтении уже принял соответствующий депутатский законопроект. Минэкономразвития с опозданием также решило оказаться в тренде и разрабатывает альтернативный законопроект.

Сергиенко Александр

Александр Сергиенко, главный специалист Департамента Минэкономразвития

Как заявил на IV Национальной конференции участников рынка стального строительства (3 декабря) Александр Сергиенко, главный специалист отдела развития экспорта департамента взаимодействия с ВТО и торговой защиты Минэкономразвития, министерство готовит законопроект о создании в Украине учреждения по оказанию финансовой поддержки экспорта – экспортно-кредитного агентства (ЭКА).

Как бы там не путались между собой государственные ветви власти при создании механизмов по поддержке экспортеров, европейское направление развития украинской отрасли металлостроительства будет приоритетным в ближайшие годы. Этому будет способствовать не только полноценная ассоциация Украины и ЕС, но и понимание владельцев и менеджеров отечественных заводов того, что нужно перестать плакаться в жилетку, а все же начать трудный путь на Запад.

При этом власти предстоит решить еще одно наболевшее препятствие для экспортеров – порочная практика накопления долгов государства по возврату НДС. «Выходом может стать баланс между экспортом продукции и внутренними продажами, что позволит предприятию произвести зачет экспортного и внутреннего НДС», – советует Владимир Носов.

В таком случае работать на экспорт придется еще интенсивней. В 2016 г. ожидается незначительное оживление внутреннего рынка. По прогнозам генерального директора «Метинвест-СМЦ» Дмитрия Липпа, в 2016 г. ожидается рост объемов потребления всех видов проката украинской отраслью стального строительства на 1,7%, по сравнению с 2015 г, – до 210 тыс. т. Участники рынка предполагают, что дно кризиса отрасль прошла в 2015 г. По оптимистичным оценкам, в следующем году увеличение спроса на украинском рынке составит 2-3%.

МЕТАЛ_СТРО_репорт_09

На IV Национальной конференции участников рынка стального строительства поставщики предположили, что в 2016 г. украинский рынок начнет восстанавливаться, что может привести к 2-3% росту спроса на металлоконструкции

Своя ниша (кейс)

Ничто так не мотивирует, как история успеха, особенно если предприятию удалось диверсифицировать бизнес за счет удачно найденного рыночной ниши. В 2015 г. Червоноградский завод металлоконструкций (ЧЗМК) добился увеличения объема выпуска металлоконструкций до 8,66 тыс. т, что почти на 35% больше чем в 2014 г. Этот результат позволит производителю из Львовской области претендовать на место в первой пятерке украинских заводов металлоконструкций. Секрет успеха предприятия – лидерство на нишевом рынке сварного решетчатого настила в Украине и РФ.

В 2008 г. в компании, которая в то время выпускала около 2 тыс. т металлоконструкций в год, столкнулись с растущей конкуренцией и падением рентабельности производства традиционных стальных конструкций. Поэтому было принято решение активно развивать направление производства нового для Украины продукта –  решетчатого настила, из которого делают полы технологических площадок, лестниц и т.д.

Притула Виталий

Виталий Притула, коммерческий директор ЧЗМК

«В Украине и России не было производителей ячеистой решетки. Сварной настил используется в промышленном строительстве, которое потребляет львиную долю металлоконструкций, а покупатели, обратившиеся к нам за решеткой, часто покупают у нас же и другие изделия», – объясняет Виталий Притула, коммерческий директор ЧЗМК.

Однако в 2009 г. украинские потребители практически не знали о решетчатом настиле, а использовали для обустройства полов просечно-вытяжной лист. Поэтому компания решила в первую очередь освоить рынок России, на котором доминировали польские и немецкие производители решетки. За 5 лет ЧЗМК сумел не только закрепиться на российском рынке, но и выйти в лидеры с 27% долей этого нишевого товара. Также за это время в компании прилагали усилия для ознакомления украинских потребителей с настилом, что и позволило в этом году реализовать на внутреннем рынке почти в 2,5 раза больше этих изделий, чем в 2014 г. (см. «»).

Для Интернета

По данным ЧЗМК

Tabliza-5

По данным ЧЗМК

В следующем году в компании планируют сосредоточиться на развитии европейских рынков. «Несмотря на то, что нам удается сохранять лидирующие позиции в Украине и России, мы понимаем, что нужно искать новые рынки сбыта в Европе. За последние 5 лет мы начали продавать наши решетки в 11 стран, а в конце этого года мы произведем отгрузку настила в относительно далекие от нас страны – Францию и Италию», – рассказал Виталий Притула.

*

Top