Экспорт стальных конструкций из Украины в Польшу (емкостью рынка 1,2 млн. т) вырос в три раза
В 2015 году украинские производители строительных металлоконструкций активизировали поиск новых рынков сбыта и ниш. Учитывая падение продаж на внутреннем рынке (см. «Объемы продаж…»), компаниям пришлось усилить продвижение продукции за рубеж.
К сожалению, их экспансионистские начинания являются по большей части вынужденной и запоздалой реакцией на общую экономическую рецессию. По предварительным оценкам экспертов, в 2015 г. спрос на строительные металлоконструкции (условного сегмента всего рынка металлоконструкций*) в Украине по сравнению с 2014 г. сократится почти на 25% – до 90 тыс. т.
Специалисты подсчитали, что в Украине потребление металлоконструкций на душу населения находится на одном из самых низких уровней даже среди стран СНГ. В России уровень потребления по этому показателю превышает украинские в 2-2,5 раза.
*Матчасть. Строительные металлоконструкции – условный выделенный сегмент общего рынка металлоконструкций – сборные несущие элементы зданий (каркасы, фермы, перекрытия и т.д.), а также комплектные здания (быстромонтируемые здания — БМЗ и легкие стальные тонкостенные конструкций ЛСТК)
Металлоконструкции – несущие конструкции промышленных и общественных зданий и их части (балки, колонны и т.д.), а также пролеты мостов, эстакад и путепроводов, резервуары, опоры линий электропередач, башни и мачты.
**Прогноз
Весьма плачевно обстоят дела у отечественных производителей металлоконструкций и на внешних рынках: за последние 3 года они сократили экспортные поставки почти в 2 раза (см. «Экспорт металлоконструкций…»).
Исправить ситуацию, например, за счет увеличения экспорта, можно только специальными мерами – на внешних рынках наблюдается традиционный рост конкуренции со стороны китайских поставщиков. По словам директора по маркетингу «Метинвест Холдинга» Романа Курашева, в связи с изменением конъюнктуры рынка сегодня в мире около 700 млн т избыточных производственных мощностей металлопроката: «Благодаря государственному субсидированию китайские производители могут предлагать на мировом рынке дешевый прокат, что крайне негативно отражается на бизнесе крупнейших металлургических предприятий мира, в том числе украинских компаний».
Желание выжить заставляет украинских производителей перестать уповать на восстановление макроэкономических показателей в Украине, и наконец-то начать выбираться из ямы самостоятельно.
Исполнительный директор ассоциации «Украинский центр стального строительства» (УЦСС; организатор декабрьской конференции стального строительства) Сергей Шпак отметил Hubs, что в этом году при ассоциации был создан комитет по внешнеэкономической деятельности, цель которого — помочь украинским производителям найти зарубежных потребителей.
Европейско-польский вектор
Большинство экспертов рынка строительных металлоконструкций называют наиболее перспективным для украинских производителей рынок соседней Польши. Прежде всего, польский рынок привлекает своими объемами. По предварительным оценкам, его емкость в этом году составит около 1,2 млн. т металлоконструкций. Польша является наиболее динамично развивающимся и самым объемным рынком среди восточноевропейских соседей Украины.
«Польский рынок достаточно конкурентный, ведь на нем работают много как крупных, так и мелких производителей. Но большое внутреннее потребление и ориентация многих местных производителей на рынки Германии и других стран ЕС (экспорт из Польши в этом году составит около 0,9 млн. т), дает возможность украинским поставщикам качественных стальных конструкций выйти на рынок Польши», – считает Владимир Носов, генеральный директор ЧАО «Укрстальконструкция».
За 9 месяцев 2015 года в структуре украинского экспорта металлоконструкций доля польского рынка составила всего 3,5%. Это свидетельствует о явной недоработке отечественных поставщиков и действительно больших, но пока еще не реализованных возможностях для сотрудничества. Вместе с тем, на общем фоне снижения экспортных поставок отгрузки металлоконструкций в Польшу за последний год выросли в три раза (см. «Экспорт металлоконструкций из Украины в Польшу…»), что свидетельствует о правильности выбранного вектора маркетинговых усилий. «В 2015 г. УЦСС организовал две поездки в Польшу, в том числе весной мы посетили выставку BUDMA 2015 в Познане. Недавно с УЦСС установила контакт польская девелоперская компания, которая через ассоциацию ведет поиск и отбор украинских заводов», – рассказал Сергей Шпак.
Освоение польского рынка поможет украинским компаниям не только диверсифицировать бизнес и восполнить потери на внутреннем рынке. Это позволит отечественным заводам изучить сложившуюся практику работы по европейским стандартам и правилам. Специалисты называют несколько препятствий, которые должны преодолеть компании, желающие сотрудничать с европейскими потребителями.
Во-первых, производитель должен быть сертифицирован по международным стандартам ISO 9001 и ISO 3834, а также европейским нормам EN-1090. Эти стандарты устанавливают требования к системе управления качеством на предприятии в целом, что отличается от нашей нормативной базы, которая регулирует сертификацию отдельных элементов конструкции (ферм, балок и т.д.). В начале этого года ООО «Завод МастерПрофи», которое входит в тройку крупнейших украинских производителей, сертифицировало производство металлоконструкций по EN-1090 и ISO 3834. Также на предприятии планируют получить сертификат по требованиям Deutsche Bahn, который позволит поставлять в Германию пролетные строения железнодорожных мостов.
Во-вторых, следует учитывать и финансовые особенности сотрудничества с европейскими потребителями, которые привыкли работать без авансовых платежей и часто требуют отсрочки оплаты поставленных на стройплощадку конструкций на срок до 60 дней. Европейские заводы стальных конструкций могут получать сырье от металлургических предприятий, трейдеров, поставщиков краски и метизов со значительной отсрочкой платежа. В нынешних украинских реалиях даже крупным производителям металлоконструкций сложно рассчитывать на какие-либо отсрочки со стороны поставщиков сырья, а банковские кредитные ставки крайне завышены. Поэтому наиболее реально начинать деятельность в европейских странах нужно с поиска местного производителя, который загружен заказами и заинтересован в надежном субподрядчике. Владимир Носов заметил, что сначала мы должны проявить себя и «закрепиться» в направлении поставок металлоконструкций и лишь в случае успеха можно говорить о расширении деятельности, включая монтаж и проектирование.
Здесь важную роль должно сыграть и государство, невзирая на постоянные мантры министра экономического развития и торговли Айвараса Абромавичуса о том, что единственная задача власти по развитию этой экономики – дерегуляция, без вмешательства в экономические процессы. Речь идет о поддержке экспортеров путем создания государственного экспортно-кредитного агентства. В конце ноября 2015 г. парламент в первом чтении уже принял соответствующий депутатский законопроект. Минэкономразвития с опозданием также решило оказаться в тренде и разрабатывает альтернативный законопроект.
Как заявил на IV Национальной конференции участников рынка стального строительства (3 декабря) Александр Сергиенко, главный специалист отдела развития экспорта департамента взаимодействия с ВТО и торговой защиты Минэкономразвития, министерство готовит законопроект о создании в Украине учреждения по оказанию финансовой поддержки экспорта – экспортно-кредитного агентства (ЭКА).
Как бы там не путались между собой государственные ветви власти при создании механизмов по поддержке экспортеров, европейское направление развития украинской отрасли металлостроительства будет приоритетным в ближайшие годы. Этому будет способствовать не только полноценная ассоциация Украины и ЕС, но и понимание владельцев и менеджеров отечественных заводов того, что нужно перестать плакаться в жилетку, а все же начать трудный путь на Запад.
При этом власти предстоит решить еще одно наболевшее препятствие для экспортеров – порочная практика накопления долгов государства по возврату НДС. «Выходом может стать баланс между экспортом продукции и внутренними продажами, что позволит предприятию произвести зачет экспортного и внутреннего НДС», – советует Владимир Носов.
В таком случае работать на экспорт придется еще интенсивней. В 2016 г. ожидается незначительное оживление внутреннего рынка. По прогнозам генерального директора «Метинвест-СМЦ» Дмитрия Липпа, в 2016 г. ожидается рост объемов потребления всех видов проката украинской отраслью стального строительства на 1,7%, по сравнению с 2015 г, – до 210 тыс. т. Участники рынка предполагают, что дно кризиса отрасль прошла в 2015 г. По оптимистичным оценкам, в следующем году увеличение спроса на украинском рынке составит 2-3%.
Своя ниша (кейс)
Ничто так не мотивирует, как история успеха, особенно если предприятию удалось диверсифицировать бизнес за счет удачно найденного рыночной ниши. В 2015 г. Червоноградский завод металлоконструкций (ЧЗМК) добился увеличения объема выпуска металлоконструкций до 8,66 тыс. т, что почти на 35% больше чем в 2014 г. Этот результат позволит производителю из Львовской области претендовать на место в первой пятерке украинских заводов металлоконструкций. Секрет успеха предприятия – лидерство на нишевом рынке сварного решетчатого настила в Украине и РФ.
В 2008 г. в компании, которая в то время выпускала около 2 тыс. т металлоконструкций в год, столкнулись с растущей конкуренцией и падением рентабельности производства традиционных стальных конструкций. Поэтому было принято решение активно развивать направление производства нового для Украины продукта – решетчатого настила, из которого делают полы технологических площадок, лестниц и т.д.
«В Украине и России не было производителей ячеистой решетки. Сварной настил используется в промышленном строительстве, которое потребляет львиную долю металлоконструкций, а покупатели, обратившиеся к нам за решеткой, часто покупают у нас же и другие изделия», – объясняет Виталий Притула, коммерческий директор ЧЗМК.
Однако в 2009 г. украинские потребители практически не знали о решетчатом настиле, а использовали для обустройства полов просечно-вытяжной лист. Поэтому компания решила в первую очередь освоить рынок России, на котором доминировали польские и немецкие производители решетки. За 5 лет ЧЗМК сумел не только закрепиться на российском рынке, но и выйти в лидеры с 27% долей этого нишевого товара. Также за это время в компании прилагали усилия для ознакомления украинских потребителей с настилом, что и позволило в этом году реализовать на внутреннем рынке почти в 2,5 раза больше этих изделий, чем в 2014 г. (см. «»).
В следующем году в компании планируют сосредоточиться на развитии европейских рынков. «Несмотря на то, что нам удается сохранять лидирующие позиции в Украине и России, мы понимаем, что нужно искать новые рынки сбыта в Европе. За последние 5 лет мы начали продавать наши решетки в 11 стран, а в конце этого года мы произведем отгрузку настила в относительно далекие от нас страны – Францию и Италию», – рассказал Виталий Притула.