Глава Allbiz Дмитрий Лисицкий советует предпринимателям начинать со знакомого бизнеса
СEO международного центра интернет торговли Allbiz Дмитрий Лисицкий рассказал Hubs о самых существенных ошибках, которые допускают молодые предприниматели при создании собственного бизнеса.
Когда предприниматели смотрят на чужой для себя бизнес, он всегда кажется им очень простым. Хороший пример: на заре 2000-х я работал в рекламной индустрии, где практически каждый мечтал создать свой бизнес. Но не в рекламе, а, например, открыть ресторан или бар.
Почему идея создания бизнеса в понятной сфере не выглядела привлекательной? Потому что в рекламе хлеб дается тяжело: клиенты вредные, подрядчики ненадежные, и ты постоянно словно между молотом и наковальней. Сколько раз, сидя в очередной никудышней точке питания, мы рассуждали: вот, сделать бы модный ремонт в стиле лофта, продавать пуровер и капкейки, и был бы отличный бизнес!
К счастью, дальше рассуждений дело зачастую не шло, но несколько моих друзей, которые отважились заняться общепитом, потом делились своими впечатлениями: санстанция прессует, на вывески нужно разрешение, поставщиков нормальных продуктов еще нужно поискать, на капкейках не заработаешь, а добиться стабильного качества еды очень тяжело.
Чужой бизнес всегда кажется легким именно потому, что люди не понимают, какие сложности заключены в его ведении. А рынок, в котором есть опыт, кажется тяжелым, ведь трудности видны четче, и порой перекрывают все возможности.
Именно поэтому самая распространенная ошибка начинающих предпринимателей – уходить в новую для себя сферу вместо того, чтобы заниматься тем, в чем хорошо разбираешься.
Главная задача любого предпринимателя – это минимизировать цену, которую ты заплатишь за то, чтобы понять, как работает твой новый бизнес, и начнешь зарабатывать деньги. Эту цену в шутку называют платой за MBA. Кстати, настоящий MBA, даже от топовой бизнес-школы не поможет в деле предпринимательства, скажу это по личному опыту. Бизнес-школы учат людей управлять большим существующим бизнесом, и эти навыки часто противоположны инстинктам предпринимателя.
Легко снизить эту цену, если вы запускаете бизнес в хорошо известной сфере. Например, если это ресторан, то всегда можно найти опытного шефа, нанять администраторов с опытом, изучить существующие на Западе подходы и технологии. Для предпринимателей, запускающих инновационный бизнес, это почти невозможно. Не у кого учиться, если такого продукта не существует на рынке. Невозможно нанять людей с опытом, потому что они не могли его приобрести с несуществующим продуктом.
Исключение из этого правила – технологический, но не инновационный бизнес, т.е. копикат. Очень эффективно копировать отработанные в других странах модели, которые при этом невозможно сразу запустить глобально, поскольку1 они требуют существенных усилий в каждой стране в отдельности. Один из самых успешных технологических инвесторов в Европе RocketInternet систематически инвестирует в Германии и странах Западной Европы в e-commerce проекты, копирующие успешные проекты из США. В таком случае риски намного меньше, но все равно «процент смертности» копикатов тоже очень высок.
Технологический предприниматель не должен ставить себе задачу придумать все сразу правильно. Это невозможно. Главная и основная задача — минимизировать размеры ошибок и их стоимость для компании. Нужно понимать: вы обязательно будете ошибаться и этого не нужно бояться, но бизнес должен быть способен переживать ошибки и использовать их для своего развития. Хороший пример – Марк Цукерберг, который пару лет назад публично признал, что они недооценили значимость мобильной разработки и это стоило им дорого. С тех пор Facebook сделал скачок в развитии и мобильность стала их главной стратегией.
Как сделать ошибки своими друзьями? Первый и основной принцип в этом – развиваться, двигаясь небольшими шагами. Каждый шаг в развитии продукта, каждый эксперимент должен быть минимальным. Развитие инновационного стартапа подобно передвижению в абсолютно темной комнате, поэтому нужно делать минимальные шажки, чтобы не наступить ни на что и не удариться — это мы знаем с детства по своим синякам на коленках.
Приведу пример всемирно известной сети кофеен Starbucks. Это не технологический бизнес, но он на 100% инновационный. В то время, когда компания появилась, в США еще не была развита сетевая культура кофеен – это был совершенно новый продукт на рынке. Основатель сети Говард Шульц решил полностью скопировать итальянскую кофейню и первый Starbucks был больше похож на нее, чем на современное сетевое заведение. Но из компании не получилась бы сегодняшняя сеть, если бы Шульц лично не вносил инновационные изменения в модель бизнеса, наблюдая, как его клиенты реагируют на различные элементы продукта. Он не ленился лично находиться в кафе и наблюдать за потребителями. Шульц заметил, что выстаивать длинную очередь люди не готовы — он усовершенствовал и ускорил процесс варения кофе, первым придумал делать кофе на вынос. Людям не нравится итальянская опера — он заменил ее на более близкий американцам джаз. Он лично менял в продукте вещи, которые не работают на те, которые работают. В результате того, что он постепенно и при помощи небольших шагов адаптировал формат миланской кофейни под американские потребности, Starbucks и стал в США тем, чем он является сегодня.
Говоря о минимальных шагах в развитии продукта, надо помнить о такой важной концепции как MVP – Minimum Viable Product – минимальный жизнеспособный продукт. Работая над продуктом, команда должна попытаться построить минимальный полноценный продукт, которым можно пользоваться и выпустить на рынок. Это позволяет минимизировать затраты до получения первых бесценных знаний о том, как пользователи воспринимают продукт, как они им пользуются и что не работает.
Но тут есть важный момент: все стартапщики знают, что такое MVP, но эту аббревиатуру говорят скороговоркой, делая упор на M – минимальный продукт, который надо выпустить на рынок как можно скорее. Однако буква V – viable – не менее важна. Продукт должен быть законченным и полноценным.
Стартапщики забывают: пользователю все равно, стартап это или нет, он ожидает увидеть удобный полноценный продукт. И если он видит недоделанную графику или не работающие цепочки, если ему непонятно, как пользоваться продуктом, то он уйдет навсегда. И запустив MVP, команда увидит очень низкую конверсию, несмотря на то, что продукт имеет право на жизнь. Просто полученная от продукта польза нивелируется негативным опытом, связанным с недоделками. Прискорбно, но недооценка значения буквы V является одной из самых распространённых причин ранней смертности стартапов.