Танцующий в темноте
В темноте надо шагать мелкими шажками

Глава Allbiz Дмитрий Лисицкий советует предпринимателям начинать со знакомого бизнеса

Глава Allbiz Дмитрий Лисицкий

Глава Allbiz Дмитрий Лисицкий

СEO международного центра интернет торговли Allbiz Дмитрий Лисицкий рассказал Hubs о самых существенных ошибках, которые допускают молодые предприниматели при создании собственного бизнеса.

Когда предприниматели смотрят на чужой для себя бизнес, он всегда кажется им очень простым. Хороший пример: на заре 2000-х я работал в рекламной индустрии, где практически каждый мечтал создать свой бизнес. Но не в рекламе, а, например, открыть ресторан или бар.

Почему идея создания бизнеса в понятной сфере не выглядела привлекательной? Потому что в рекламе хлеб дается тяжело: клиенты вредные, подрядчики ненадежные, и ты постоянно словно между молотом и наковальней. Сколько раз, сидя в очередной никудышней точке питания, мы рассуждали: вот, сделать бы модный ремонт в стиле лофта, продавать пуровер и капкейки, и был бы отличный бизнес!

К счастью, дальше рассуждений дело зачастую не шло, но несколько моих друзей, которые отважились заняться общепитом, потом делились своими впечатлениями: санстанция прессует, на вывески нужно разрешение, поставщиков нормальных продуктов еще нужно поискать, на капкейках не заработаешь, а добиться стабильного качества еды очень тяжело.

Чужой бизнес всегда кажется легким именно потому, что люди не понимают, какие сложности заключены в его ведении. А рынок, в котором есть опыт, кажется тяжелым, ведь трудности видны четче, и порой перекрывают все возможности.

Именно поэтому самая распространенная ошибка начинающих предпринимателей – уходить в новую для себя сферу вместо того, чтобы заниматься тем, в чем хорошо разбираешься.

Главная задача любого предпринимателя – это минимизировать цену, которую ты заплатишь за то, чтобы понять, как работает твой новый бизнес, и начнешь зарабатывать деньги. Эту цену в шутку называют платой за MBA. Кстати, настоящий MBA, даже от топовой бизнес-школы не поможет в деле предпринимательства, скажу это по личному опыту. Бизнес-школы учат людей управлять большим существующим бизнесом, и эти навыки часто противоположны инстинктам предпринимателя.

Легко снизить эту цену, если вы запускаете бизнес в хорошо известной сфере. Например, если это ресторан, то всегда можно найти опытного шефа, нанять администраторов с опытом, изучить существующие на Западе подходы и технологии. Для предпринимателей, запускающих инновационный бизнес,  это почти невозможно. Не у кого учиться, если такого продукта не существует на рынке. Невозможно нанять людей с опытом, потому что они не могли его приобрести с несуществующим продуктом.

Исключение из этого правила – технологический, но не инновационный бизнес, т.е. копикат. Очень эффективно копировать отработанные в других странах модели, которые при этом невозможно сразу запустить глобально, поскольку1 они требуют существенных усилий в каждой стране в отдельности. Один из самых успешных технологических инвесторов в Европе RocketInternet систематически инвестирует в Германии и странах Западной Европы в e-commerce проекты, копирующие успешные проекты из США. В таком случае риски намного меньше, но все равно «процент смертности» копикатов тоже очень высок.

Технологический предприниматель не должен ставить себе задачу придумать все сразу правильно. Это невозможно. Главная и основная задача — минимизировать размеры ошибок и их стоимость для компании. Нужно понимать: вы обязательно будете ошибаться и этого не нужно бояться, но бизнес должен быть способен переживать ошибки и использовать их для своего развития. Хороший пример – Марк Цукерберг, который пару лет назад публично признал, что они недооценили значимость мобильной разработки и это стоило им дорого. С тех пор Facebook сделал скачок в развитии и мобильность стала их главной стратегией.

Как сделать ошибки своими друзьями? Первый и основной принцип в этом – развиваться, двигаясь небольшими шагами. Каждый шаг в развитии продукта, каждый эксперимент должен быть минимальным. Развитие инновационного стартапа подобно передвижению в абсолютно темной комнате, поэтому нужно делать минимальные шажки, чтобы не наступить ни на что и не удариться — это мы знаем с детства по своим синякам на коленках.

Приведу пример всемирно известной сети кофеен Starbucks. Это не технологический бизнес, но он на 100% инновационный. В то время, когда компания появилась, в США еще не была развита сетевая культура кофеен – это был совершенно новый продукт на рынке. Основатель сети Говард Шульц решил полностью скопировать итальянскую кофейню и первый Starbucks был больше похож на нее, чем на современное сетевое заведение. Но из компании не получилась бы сегодняшняя сеть, если бы Шульц лично не вносил инновационные изменения в модель бизнеса, наблюдая, как его клиенты реагируют на различные элементы продукта. Он не ленился лично находиться в кафе и наблюдать за потребителями. Шульц заметил, что выстаивать длинную очередь люди не готовы — он усовершенствовал и ускорил процесс варения кофе, первым придумал делать кофе на вынос. Людям не нравится итальянская опера — он заменил ее на более близкий американцам джаз. Он лично менял в продукте вещи, которые не работают на те, которые работают. В результате того, что он постепенно и при помощи небольших шагов адаптировал формат миланской кофейни под американские потребности, Starbucks и стал в США тем, чем он является сегодня.

Говоря о минимальных шагах в развитии продукта, надо помнить о такой важной концепции как MVP – Minimum Viable Product – минимальный жизнеспособный продукт. Работая над продуктом, команда должна попытаться построить минимальный полноценный продукт, которым можно пользоваться и выпустить на рынок. Это позволяет минимизировать затраты до получения первых бесценных знаний о том, как пользователи воспринимают продукт, как они им пользуются и что не работает.

Но тут есть важный момент: все стартапщики знают, что такое MVP, но эту аббревиатуру говорят скороговоркой, делая упор на M – минимальный продукт, который надо выпустить на рынок как можно скорее. Однако буква V – viable – не менее важна. Продукт должен быть законченным и полноценным.

Стартапщики забывают: пользователю все равно, стартап это или нет, он ожидает увидеть удобный полноценный продукт. И если он видит недоделанную графику или не работающие цепочки, если ему непонятно, как пользоваться продуктом, то он уйдет навсегда. И запустив MVP, команда увидит очень низкую конверсию, несмотря на то, что продукт имеет право на жизнь. Просто полученная от продукта польза нивелируется негативным опытом, связанным с недоделками. Прискорбно, но недооценка значения буквы V является одной из самых распространённых причин ранней смертности стартапов.

*

Top