Самолет Atlasjet
Самолет Atlasjet

Украинские авиационные власти возобновили выдачу назначений на новые маршруты

Разрекламированная Мининфраструктуры турецкая авиакомпания AtlasGlobal получила первые украинские маршруты. Старт вышел мягким.

Новые правила

Сегодня в Госавиаслужбе впервые с начала года собралась профильная комиссия. На новые маршруты претендовали МАУ и «Атласджет Украина» – местная «дочка» AtlasGlobal. Обе получили меньше, чем просили.

Комиссия собралась после того, как вступил в силу новый порядок назначений на полеты. В прошлую пятницу его опубликовали на сайте Госавиаслужбы.

Рынок работал без правил больше года. Прошлую редакцию правил через суд пыталась заблокировать «Атласджет Украина», альтернативный документ от Министерства инфраструктуры – Международные авиалинии Украины. «Мы предварительно обсудили изменения с представителями авиаперевозчиков и получили заверения о приемлемости новых правил», – комментировал новый порядок глава ГАС Денис Антонюк. Аккурат накануне либерализации к нему наведались работники прокуратуры. Обыск провели в квартире и кабинете главы Госавиаслужбы.

«Эти правила выгодны тем, что они есть», – говорил за пару дней до комиссии Андрей Гук, юрист, представляющий интересы «Атласджет». К первой комиссии «дочка» турецкой авиакомпании подготовила заявки почти на 30 маршрутов. Представитель «Атласджет» надеялся, что после заседания компания получит право летать в Стамбул, Москву, Тель-Авив, Неаполь и Грузию. Оправдались не все надежды.

Первое собрание

Заседание комиссии было запланировано на 9-30. Но еще в 9-50 некоторые ее члены продолжали ходить по помещению и перекладывать документы.

«Собирали документы, чтобы не отказывать компаниям по формальным признакам», — объяснил Антонюк. – Почти год у нас был правовой вакуум, теперь есть база, чтобы давать назначения». Сказав участникам заседания приветственное слово, Антонюк ушел, передав руководство комиссией своему заместителю Николаю Мельниченко.

Кроме МАУ и «Атласджет», которые претендовали на новые назначения, на заседание прислали делегатов авиакомпании UM Air, «Урга» и «Буковина». Зачем – стало понятно позже.

МАУ просила 35 маршрутов, «Атласджет» — 29. Председательствующий Мельниченко сразу их осадил. «Сегодня заседание собралось в экстренном порядке. С отклонением от правил мы собрали комиссию и идем навстречу эксплуатантам, — объяснил он. — Времени было мало, поэтому рассмотрим только неконфликтные направления (где только один претендент и нет межправительственных ограничений на полеты – Hubs)».

Первыми в списке были заявки «Атласджет». Из 29 запрошенных направлений комиссия решила рассмотреть десять.

Поначалу ничего не предвещало проблем. Небольшую дискуссию вызвала лишь способность компании обслужить все рейсы действующим флотом. Директор «Атласджет Украина» Сергей Подгородецкий успокоил присутствующих: сейчас у перевозчика есть три самолета Airbus А320/321, согласован «мокрый» лизинг еще на четыре борта. К тому же в декабре материнская компания договорилась о покупке еще 30 Airbus, 10 из которых планируется передать украинской «дочке».

«Атласджет» сходу получила разрешения на полеты по маршрутам Львов-Москва, Львов-Мадрид, Одесса-Москва, Херсон-Стамбул, Запорожье-Стамбул, Киев-Кутаиси.

К «неконфликтным» Госавиаслужба поначалу отнесла и четыре других направления: Киев-Тбилиси, Киев-Москва, Киев-Мадрид и Киев – Санкт-Петербург. Но перед самим голосованием одна из членов комиссии попросила коллег не спешить. На этих направлениях уже есть действующий перевозчик (МАУ – Hubs). Комиссия решила не испытывать судьбу и отложила рассмотрение этих маршрутов на следующее заседание — 26 июня.

Не все гладко вышло и у МАУ. Госавиаслужба посчитала «неконфликтными» и решила рассмотреть 9 зарубежных и 4 внутренних направления. Неприятности случились при обсуждении полетов из Киева в Амман. МАУ планировала начать полеты в столицу Иордании 16 июня, продажу билетов открыли еще зимой.

Судя по всему, запуск придется отложить. Комиссия должна уведомить о появлении конкурента действующего перевозчика, — заявил глава UM Air Родриг Мерхеж. Пятнадцать минут назад эта же причина стала основанием для отказа голосовать по нескольким рейсам «Атласджета». Пришлось согласиться с этой логикой и МАУ.

Претензии UM Air этим не ограничились. Еще одна из заявок МАУ – увеличение с трех до пяти рейсов в неделю из Киева в Тегеран. «Мы считаем, что МАУ незаконно его выполняет», – заявил Мерхеж. По межправительственному соглашению с Ираном от Украины должен быть только один перевозчик. Первым был UM Air. Мельниченко услышал. Он пообещал, что комиссия рассмотрит возражения.

По той же причине – есть действующий перевозчик – комиссия отложила согласование полетов Киев-Запорожье и Киев-Ивано-Франковск. В Запорожье уже несколько лет выполняет регулярные рейсы «Мотор Сич» Вячелава Богуслаева. МАУ летает туда с мая 2015-го, но рейс, как оказалось, считается чартерным.

Принципиальность комиссии при отказе согласовать полеты в Ивано-Франковск рассмешила даже Подгородецкого из «Атласджет». Сейчас туда летает «Днеправиа». «Это один хозяин, поэтому не страшно, – не сдержался он (обе компании злые языки относят к сфере влияния Игоря Коломойского – Hubs). — У них все равно есть код-шер».

Мягкий старт

После заседания Антонюк пообещал в тот же день подписать решение комиссии. «Я со своей стороны сделал все, что мог», – прокомментировал он итоги заседания.

Но делегаты от «Атласов» не испытывали большой радости. Из-за переноса голосования по части заявок Подгородецкий не смог назвать дату начала полетов. Впрочем, уже известно, что летать компания будет из Жулян. Обслуживание в Борисполе вдвое дороже, — объясняет топ-менеджер.

Следующее заседание будет более жарким. Оба перевозчика подали заявки на стратегические для «Атласов» полеты в Стамбул из Одессы, Львова, Харькова и Винницы. Часть из них закреплена за «Авиалиниями Харькова». Авиакомпания уже фактически прекратила деятельность, но тем не менее прислала в Госавиаслужбу письмо с просьбой обеспечить сохранность разрешений на полеты.

В этом случае комиссия будет проводить полноценный конкурс и считать баллы претендентов. Как выделять назначения: все частоты отдавать победителю или распределять в пропорции между первым и вторым претендентом? В правилах четкого ответа нет.

Гук готов договариваться: например, отдать МАУ все частоты из Харькова, оставить за «Атласджет» львовские и поделить – одесские.

«Никакой пропорции, – уверен Антонюк. – Ко мне с проверкой придут: почему одним — три, а другим — четыре, а не наоборот?»

В середине дня стало известно, что «Атласджет» все же решилась на старт. Первый полет компания выполнит внутри страны. Гук написал, что им станет перелет из Киева во Львов 18 июня. Разрешение на него компания получила еще в прошлом году.

*

Top