НАБУ ответило Hubs об использовании кварцитов на автодорогах: информация не разглашается, чтобы не навредить следствию

Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) ответило на запрос Hubs относительно правомерности использования кварцитового щебня на автодороге международного значения М-03, которая ремонтируется за заемные для Украины (под проценты) деньги МБРР.

В частности, мы спросили НАБУ о том, обратили ли правоохранители на информацию и документы изложенную в журналистских расследованиях. И учтут ли их в уже открытых уголовных производствах относительно возможных коррупционных злоупотреблений, связанных с принятие решений об использовании средств, предоставленных международными финансовыми организациями в виде кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию украинских дорог.

В ходе расследования Hubs выяснил, что турецкой компании ONUR разрешили использовать кварцитовый щебень без надлежащего соблюдения процедур. Фактически украинское подразделение крупной французской инжиниринговой компании «Эжис» (осуществляет технадзор), одобрило подрядчикам данные стройматериалы без проведения независимой экспертизы – просто на основании «бумажных» заверений ONUR.

Не заказывали подобные испытания и профильному госпредприятию «ГосдорНИИ» (ДерждорНДІ), которое тем не менее разрешило ONUR использовать кварцитовый щебень при обустройстве дорожной одежды.

А из ответов «Укравтодора» в адрес Hubs и вовсе следовало, что «Эжис» в мае 2020 года одобрил ONUR применять кварцит на основании письма, которое «ГосдорНИИ» написало только через три месяца – в августе 2020 года!!!

Использование кварцитового щебня для обустройства основы дороги опасно тем, что такая автодорога может быстро прийти в негодность. Поэтому кварцит как правило применяют при строительстве дорог регионального значения. А для обустройства международных дорог государственного значения (как М-03) закладывают более качественный кубовидный гранитный щебень.

Кварцит стоит дешевле, но по ряду технических параметров уступает граниту. Его основной минус – высокая доля содержания зерен пластинчатой (лещадной) и игольчатой формы, так называемая лещадность. Повышенное содержание зерен лещадной формы негативно влияет на плотность смесей – они плохо укладываются, что приводит к образованию пустот, которые разрушаются в процессе замораживания-оттаивания.

Hubs также писал в расследовании, что ONUR покупает кварцитовую продукцию у ООО «Геомакс», которое расположило свое производство на территории Полтавского ГОКа. Поэтому журналисты предположили, что правоохранителей может заинтересовать информация о том, с какими же финальными показателями лещадности поставляется кварцит для дороги М-03. А также – о том, по каким ценам кварцит закупается «Геомакс» у Полтавского ГОКа, и по каким продукция продается ONUR.

Соответствующий запрос Hubs 8 октября направил в Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ). 26 октября по телефону в пресс-службе о судьбе запроса нам сообщили следующее: «Он еще в работе. Смотрите, это же не запрос на информацию, это сообщение о преступлении больше. Детективы еще исследуют эту информацию. Они вам дадут ответ до 8 октября».

Также на днях НАБУ прислал официальный ответ (см. ниже скан документа). В нем Бюро сообщило, что «запрашиваемая информация не подлежит разглашению, поскольку это может негативно отразится на дальнейшем ходе досудебного расследования в указанном уголовном производстве».

Напомним, что в рамках международной операции НАБУ, САП и польского Центрального антикоррупционного бюро в Польше был задержан экс-директор «Укравтодора» Славомир Новак. Новак обвиняется в получении взяток с украинских автодорожных компаний на продолжение сроков ремонта дорог. Таким образом, вероятно, разворовывались деньги международных организаций, выделяемых на ремонт украинских дорог.

Как сообщил журналист Юрий Бутусов, в коррупции оказались замешаны крупнейшие подрядчики в сфере дорожного строительства. Среди них он назвал и турецкую ONUR. Последняя подтвердила, что у нее проводились обыски в рамках задержания Новака как раз в привязке к дороге М-03. Но свою причастность к этому делу отрицает.

Реконструкция и ремонт автодороги М-03 реализуются в рамках совместного Проекта развития дорожной отрасли между Украиной и Мировым банком. Деньги по проекту выделяет Международный банк реконструкции и развития под проценты на основании Соглашения с Мининфраструктуры. Общая сумма кредита – $560 млн. Стоимость данных кредитных денег Мирового Банка для Украины составляет 13,76%!

Тендеры по проекту в обход Prozorro проводит Мировой банк, публикуя скудный объем информации о нем. Возвращать заемные деньги Мировому банку Украина будет из государственного бюджета.

*

Top