Глава фракции «Слуга народа» о деталях переписки Медяника
Hubs сообщал, что президент Украины Владимир Зеленский объявил о начале очищения президентской партии «Слуга народа». По его словам, если «зашкварился» депутат от партии «Слуга народа», он чувствует свою вину.
Вопрос в том, с кого начать сеанс экзорцизма? Кандидатов («зашкваров») за время пребывания «слуг» в «офисе» парламента набралось в избытке. Есть очевидные кейсы в виде контактов его депутатов в служебное время с представительницами второй древнейшей. А есть неочевидные, но, на наш взгляд, более опасные истории с возможными коррупционным шлейфом.
Редакция внимательно следит за ситуацией с арестом Николаевского судостроительного завода «Океан». Как оказалось, началась она задолго до ареста (в январе 2020 г.) предприятия по представлению Офиса генерального прокурора. Еще в октябре 2019 г. народный депутат от «Слуги народа» Вячеслав Медяник попал в скандал. Тогда журналисты издания «Страна» опубликовали его переписку в мессенджере WhatsApp с неким абонентом «Саша Яровой». В ней собеседники обсуждали возможность решения через прокуратуру неких дел с упоминанием слов «океан» и «сахар».
Как писало тогда николаевское интернет-издание «НикВести», речь шла о Николаевском судостроительном заводе «Океан» и, вероятно, Игоре Игнатове, который ранее руководил рядом сахарных заводов.
В эксклюзивном комментарии Hubs глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия пообещал разобраться, нарушал ли нардеп депутатскую этику, и нет ли в его действиях коррупционной составляющей.
Сам Медяник наши запросы относительно его причастности к делу «Океана» устойчиво игнорирует. Hubs дозвонился к Давиду Арахамии и задал вопросы относительно того, смогла ли фракция разобраться в действиях своего депутата и какое отношение эта переписка имеет к аресту «Океана». Публикуем ответы главы СН в Раде практически дословно. Но. Считаем необходимым и важным перед чтением текста напомнить два тезиса, в свете которых ряд высказываний Арахамии выглядят на президентском слэнге как «зашквар»:
А) ОГПУ инициировала арест завода «Океан», который был приватизирован 20 лет тому назад, с формулировкой «с целью сохранения имущества этого стратегического для государства предприятия и предотвращения дальнейших попыток его незаконного отчуждения». Нынешний инвестор Василий Капацына купил обанкротившийся завод на торгах в декабре 2018 г.
Б) Давид Арахамия в октябре 2019 г. сказал Hubs: «Мы завтра группой в составе меня и заместителей фракции планируем вызвать Медяника и попросить у него полностью всю переписку».
— Рассматривались ли на фракции СН вопросы переписки нардепа Вячеслава Медяника, которую можно считать попыткой решить вопросы в ОГП, и которая, по сути, является превышением установленных Конституцией Украины и Законами Украины полномочий народного депутата?
— Мы разобрались с ним (с Медяником – Ред.), вы же видите по новостям. ОГП арестовала завод «Океан» на основании одного из документов, который Медяник отдал. Там насколько мы разобрались (я не будут утверждать, что это 100%-ное объективное расследование) но из того, что мы увидели, в переписке, то совпали интересы юридической компании, которая, очевидно, хотела там что-то заработать для своих клиентов, и государства. Потому что юридическая компания преследовала интересы по защите интересов государства. Параллельно бенефициарами могли выступать другие лица. Учитывая, что во главе этой истории были интересы государства, то какие еще параллельные действия, которые в переписке были затронуты, мы даже уже не разбирались. Мы понимали, что поведение государства правильное и условно отодвинули в сторону все остальные вопросы.
— Вы запрашивали у Медяника полный текст переписки с Яровым, как обещали журналисту Hubs?
— Нет, мы не запрашивали, мы ж не следственные органы. Он показал переписку. Мы даже без предупреждения с ним созвонились по громкой связи и поговорили с ним. И в общем-то его версия подтвердилась. Что так оно и было. Мы приняли решение, что инцидент исчерпан, но на будущее его, понятное дело, предупредили, отругали и так далее. И начали двигаться дальше.
— Вячеслав Медяник предоставил по Вашему запросу полный текст переписки с Яровым? Мы хотели бы ознакомиться с полным текстом этой переписки. Если у Вас она есть, предоставьте нам ее, пожалуйста.
— Я не знаю. Это ж его личная переписка. Я ж формально руководитель фракции, Медяник не мой подчиненный, я условно получаюсь как координатор. Иначе мы рискуем просто превратиться в радикальную организацию, в которой все должны содержаться в железной дисциплине, а у нас не так. Вы наверняка это знаете из других источников, что у нас каждый депутат является отдельной самостоятельной законотворческой единицей.
— Какое решение приняла фракция СН, к каким выводам пришла по итогам рассмотрения переписки Медяника с Яровым, учитывая, что САП позже открыла криминальное производство по факту этой переписки?
— Зрады как таковой сильной нет никакой, но на будущее все равно осадочек остался. Поэтому условно мы сделали Медянику предупреждение и сказали, если такое будет повторяться, то будем предпринимать какие-то более радикальные меры.
— Как следует из переписки, Медяник утверждал, что у его юридической фирмы есть зеленый свет для решения вопросов в Генеральной прокуратуре. Цитата: «Зеленый свет есть только у нашей юридической фирмы. И все дела только через наших адвокатов». Какую юридическую фирму имел в виду Вячеслав Медяник?
— Этого я честно не знаю. Потом уже когда было обращение со стороны общины Николаевщины, когда уже ОГП арестовал активы завода, то со стороны Капацыны приходили люди, приходили люди с противоположной стороны (были обе стороны), я их выслушал. И мне, как не юристу совершенно непонятно, на чьей стороне правда, точно в этой ситуации должны разбираться «органы». Там точно есть какой-то состав преступления, это понятно, но кто из них прав, а кто виноват, очень тяжело выяснить. Есть две стороны и сложно понять, на чьей стороне правда. Поэтому надо смотреть, на чьей стороне закон.
— Яровой написал Медянику: «океан/сахар уже звонят спрашивают – что сделали за неделю? Можно нас состыковать с тем прокурором, на кого это распишут. Клиенту ничего не показать – уйдут к другим». Ответ Медяника был: «Дай мне фамилии тех, у кого дело Океану в ГП».
Кто такой этот Яровой и как Медяник объяснил интерес Ярового к Николаевскому судостроительному заводу «Океан»? О каком «клиенте» в переписке идет речь?
— Это знакомый Медяника, который помогал ему на выборах в качестве помощника. И поэтому обращался с этим с каким-то личным интересом, учитывая также, что там есть и интересы государства. О каком «клиенте» идете речь, я не знаю. На чьей стороне выступали эти юристы?
— Да.
— Насколько я понимаю, на второй стороне, но утверждать это я не берусь.
— Как Медяник объяснил свой интерес к тому, на кого из прокуроров расписано дело «Океана» в генпрокуратуре?
— Он не объяснил интерес, ему прислали эту информацию, и он ответил, что передаст ее. Дело в том, что это уголовное производство старательно закрывали, использовали админресурс при предыдущей власти. И эти люди, которые имеют обоснованные юридические претензии, были не в состоянии добиться результата, они ходили к Луценко (экс-главе ГПУ – Ред.), он их отгонял. Ходили они еще куда-то, их тоже отгоняли. И сейчас со сменой власти у них возникла новая возможность привлечь внимание правоохранительных органов к этому вопросу, чтобы добиться справедливости.
Поэтому я вам и говорю, что зрады особой нет, а этот Яровой хотел от Медяника только одного: чтобы это дошло до кого-то из прокуратуры, чтобы в ОГП могли объективно посмотреть на данный кейс и начать его рассматривать после того, как фактически ушла угроза админресурса. Чтобы не было давления в стиле, «а посмотрите вот с этого бока, или гляньте вот с этой стороны». А просто, посмотрите этот кейс, попробуйте его сдвинуть с места заново с помощью нового прокурора, чтобы найти там объективную истину.
— Упоминал ли в своих объяснениях Вячеслав Медяник некоего Игоря Игнатова? Как именно упоминал?
— Ну, вот этот же Игнатов и представляет вторую сторону. Я с ним встречался (не от Медяника). А когда меня попросил Капацына, как николаевца, я послушал Капацыну, понял, что не все там так гладко, как он (Медяник – Ред.) объяснял. Я попробовал найти представителей второй стороны конфликта. Я их послушал, и из того, что услышал, у нас тут чисто хозяйственный спор с элементами уголовного, поскольку интересы государства не учтены там в том числе. Поскольку я сам из Николаева, и я прекрасно понимаю, какая огромная территория (завода – Ред.) со своим собственным портом от «Океана». И купить его условно за 7 млн долларов? Так там только земля стоит в десять раз больше. Там налицо невооруженным взглядом – занижение стоимости при так называемой приватизации.
А дальше кто там из них прав, а кто виноват, пусть дальше разбираются. И я даже честно говоря, когда послушал обе стороны, позвонил Медянику и узнал у него, он мне сказал, что была идея, чтобы ОГП заново взглянула на этот кейс, кто там прав, а кто виноват. Может пусть они сами разбираются. Просто говорю, что раньше это было настолько все политизировано и слышали только одну сторону, а всех остальных просто игнорировали, используя админресурс.
— Вам известно, что фигурантом дел «сахара» и «океана», про которые переписывался депутат от СН Медяник, является Игорь Игнатов, который в 2013 году был приговорен к 7,5 лишения свободы за захват Морского торгпорта «Южный»?
— Я слышал про «ОПГ Капитошки». Я спросил даже у генпрокурора. Он сказал, «не знаю». Там же фигурируют компании. Понимаете, я не знаю, какая его роль. Мне точно также известно, что на господина Капацыну было когда-то покушение (я из Николаева и прекрасно понимаю), и есть куча уголовных дел, тянущихся, если не ошибаюсь, с 2014 года.
Понимаете, если мы будем считать по уголовным делам, они один другого «достойны». А надо смотреть по юридической составляющей. Знаете, если мы будем смотреть по так сказать морально-психологическому портрету, это не то случай. Здесь чисто хозяйственная история. В ней есть интересы государства. И надо чтобы правоохранительные органы посмотрели, как происходила покупка, кто именно, какие юридические претензии, каким образом потом они эти претензии рассосались.
Например, вторая сторона говорила о том, что якобы у них был (это не проверенная информация, а со слов) свыше 60 млн евро обязательств перед заводом, которые потом просто одним решением суда как-то «по….сь», и никто потом дальше их никто не брал в расчет. Ну, это странная история.
Вот если бы вы взяли и послушали одного за другим, вы бы поняли, что там не все просто. Пускай разбираются правоохранительные органы. Я после этого позвонил Капацыне (как и перед тем говорил) и сказал, ребята, спасибо, конечно, что вы пришли ко мне, потратили время, но в общем-то пусть с этим разбираются правоохранители. У вас там непонятный комплекс претензий друг к другу.
— Вам известно, что на основании допроса Игоря Игнатова был арестован судостроительный завод «Океан» в Николаеве? Причем, слова Игоря Игнатова стали единственным основанием для ареста завода?
— Там странностей – просто пачка. А вам не странно, что вот такой крупный завод (вот, на гугл-карте, когда вы его откроете, занимает полгорода Николаев), может сейчас стоить, сколько, 8 млн долларов, или 5 млн долларов? Вам не странно, например, какая площадь проданного завода просто чисто по квадратным метрам?
— Странно, но завод же продавали с серьезными долгами.
— Я ж про это и говорю вам. Там все странно. В этой истории точно нет одного правого и одного виноватого. Они все там друг друга стоят.
Единственное, на что я попросил обратить внимание лично генпрокурора, чтобы он отреагировал, это самое важное – чтобы николаевская община никоим образом не пострадала.
Сказал генпрокурору: постарайтесь, пока идет разбирательство, чтобы не останавливались международные контракты, чтобы люди не теряли работу и так далее. Для меня важен вот этот аспект. А кто там будет прав в конце, честно, главное, чтобы это был тот, кто будет заниматься заводом. Но то, что они оба выглядят странно, это действительно так.
— По факту переписки Медяника с Яровым, САП открыла уголовное производство (об этом заявлял Назар Холодницкий). Вам известно – депутата от Вашей фракции уже допрашивали по этому делу?
— Я не знаю. Если честно, я не слышал об этом. Но я точно не был бы там фигурантом. Знаю, что Медяника вызывали куда-то на дачу показаний, но я не знаю, в какой орган.
— Вы обсуждали с Президентом Украины Владимиром Зеленским ситуацию с арестом судостроительного завода «Океан»? Как Владимир Зеленский отреагировал на арест стратегического работающего завода, который наложили по инициативе фигуранта ряда уголовных дел Игоря Игнатова?
— Не обсуждал.
— Как Владимир Зеленский отреагировал на то, что депутат президентской политической силы Вячеслав Медяник причастен к событиям, поставившим на грань выживания большой судостроительный завод, собственником которого является гражданин Украины, и на котором трудятся 700 человек?
— На Банковой о ситуации знают. Потому что, когда ко мне приходил Капацына, я ему организовывал встречу с главой Офиса президента Богданом (уже экс-глава – Ред.). Поэтому они в ОП в курсе, и у них позиция точно такая же, как я вам объяснил: ситуация неоднозначная, сходу определить там правого и виноватого нельзя. Пускай делом занимаются органы прокуратуры, пусть берут в расчет судебные решения. Ну, там надо покопаться. Там нельзя быстро принять какое-то решение.
— Вы объяснили Владимиру Зеленскому роль депутата от СН Вячеслава Медяника в череде событий, которые привели к аресту работающего завода «Океан» и уже вызвали отмену контрактов на постройку судов?
— Президент попросил меня разобраться, мы разобрались, я ему доложил. Он всегда реагирует негативно, когда появляются какие-то вещи, которые могут условно компрометировать каким-то образом имидж партии. Говорю вам по-честному, я по правде пытался разобраться с ситуацией вокруг «Океана», учитывая, что Николаев это мой город. Но в кейсе завода нельзя разобраться на раз-два. Там надо заниматься.
Фото: Facebook Олег Федонюк
ну и чепушило. сука позорит Николаев.я ни я и хата не моя. оно нихера не решает,всё по команде от Богдана
а хто такий шо відкрив хавло і такий крутий у вирішенні хто є хто , ти хто …..