Как работает самая популярная в Украине социальная краудфандинговая платформа
Сфера деятельности: социальный бизнес
Дата старта: 2012 год
Первые инвестиции: 14 000 гривен
Оборот с момента запуска: 2 500 000
Сайт: BiggggIdea.com
Основатель: Ирина Соловей и Александр Супрунец
Возраст: 34 и 29 лет
Образование: McGill University (Канада), МАУП (Киев)
Хобби, увлечения: йога и медитация, музыка, городское фермерство, литература
О проекте
«Велика ідея» — хаб для нескольких сервисов. «Спільнокошт» — краудфандинговая платформа для реализации своих идей:
человек создает страницу своего проекта, описывает его, а любой посетитель сайта может профинансировать эту идею, если она пришлась ему по душе. «Практики» — медиа социальных инноваций. В «Можливостях» представлены актуальные предложения для обучения, путешествий и развития: гранты, конкурсы, стипендии, творческие работы.
С чего все начиналось?
Как коллектив мы сформировались в 2008 году. Через год стали общественной организацией. Два года назад — общественным стартапом, запустив «Велику Iдею».
В 2010 году у нас была программа микрогрантов Sunday Борщ, которую мы реализовали в десяти украинских городах. Она работала так: люди финансировали идеи других людей. Только это происходило на событии выходного дня, куда спонсоры и авторы проектов приходили пообщаться. У Sunday Борщ был фонд, который собирался в начале встречи и передавался лучшей идее после голосования. Мы были поражены тем, что люди готовы финансировать идеи других. Это стало толчком сделать что-то более масштабное в интернете. Новый формат «Спільнокошт» позволил реализовать этот проект через сайт.
Мы приобрели ценный опыт за границей. Ира училась в Канаде, а я жил некоторое время в США. Там мы сформировали определенные ориентиры для ведения бизнеса в Украине
О своем бизнесе
Этот бизнес могут сделать люди, которые понимают, что вопрос заключается не только в хорошем сайте. Самое важное здесь – наладить отношения в сообществе. Те, кто считает, что сайт могут создать люди, не имеющие социального капитала, доверия в обществе, вряд ли смогут реализовать проект.
Поощряйте любые попытки. Пускай вы ошибетесь, зато попробуете. tweet
У нас получилось, потому что мы объединили развитый сервис и доверие. Онлайн позволяет скоординироваться, отсортировать информацию, но результат приходит только после живого контакта. Людям нужно встречаться, смотреть друг другу в глаза, понимать, с кем они имеют дело.
Когда мы говорим о новых проектах, то важно развивать воображение. Поощряйте любые попытки. Пускай вы ошибетесь, зато попробуете. В Украине очень бы помогла культура работы с ошибками. Мы почему-то очень боимся рисковать и ошибаться.
Социальные новаторы
Природа социальных новаторов заключается в том, что они постоянно бегут вперед: придумывают что-то новое или адаптируют существующие практики. Когда ты получаешь эту природу, то тебе сложно остановиться, тебя тянет к чему-то новому. Сейчас мы задумываемся, что нужно заняться проектом «Спільнокошт» на более профессиональном уровне. Нужно структурировать все процессы, глубже изучить аудиторию, ее поведение. Для нас это сложный момент, потому что мы хотим придумывать дальше, создавать что-то новое. Но в то же время понимаем, что инновация жизнеспособна, если ты в какой-то момент перестаешь придумывать и структурируешь свой результат.
План — структурировать
Структурировать проект можно только совместно с аудиторией. В первую очередь мы начали спрашивать у людей, что работает, что нет, как они взаимодействуют с сервисом на ежедневном уровне, попросили рассказать их про свой негативный опыт. Мы искали точки боли и точки роста.
Точки роста – большое количество проектов, которые могут быть интересны аудитории. Нужно усовершенствовать «Можливостi», чтобы у людей было больше способов саморазвития, так как они этим больше всего интересуются.
Людей мотивирует не финансовая сторона, а ощущение, что они сопричастны к созданию чего-то нового. tweet
Мы бы хотели, чтобы люди, которые зарабатывают своими талантами, сотрудничали друг с другом. Для этого нам нужно будет расширить свою партнёрскую сеть с украинскими хабами. Например, OdessaImpactHub, харьковский KHackerSpace, львовские Pawillion, BetaPlace, полтавский CityLab. Это профессиональные сообщества из разных сфер, которые заинтересованы сотрудничать с нами.
Мы поняли, что людей мотивирует не финансовая сторона, а ощущение, что они сопричастны к созданию чего-то нового. Проект становится живым, когда вокруг него может образоваться круг заинтересованных в этом людей. Поэтому намного важнее растить свой социальный капитал, который в будущем даст доступ к материальному. Проекты, которые пытаются получить благодаря своей смысловой наполненности, выживают. Те, кто обналичивают свой социальный капитал, общественные связи, доверие своих фанов, через некоторое время перестают существовать. Приумножение социального капитала происходит через принцип «giveandtake». Поэтому у нас есть вознаграждения на «Спільнокошт».
«Спільнокошт» — это не благотворительность, к которой мы привыкли, а больше проявление эмпатии. Это не прямая выгода, но у человека есть понимание, что проект, который он поддерживает, интересен, жизнеспособен и повлияет на других людей.
Если говорить о будущем раздела «Практики», то мы рассматриваем вариант, когда контент генерирует люди, они могут своим примером заряжать других. Но сейчас это для нас новая задача. Пока мы решаем, как медиа может быть живым, насыщенным, интересным, но при этом не жить за счет других.
Стартовый капитал
Стартовый капитал составил 14 000 гривен. В 2009 в разгар экономического кризиса году мы подготовили пятилетнюю программу и пришли с ней в фонд Конрада Аденауера. Нам сказали, что профинансировать все организация не может, но инвестирует в необходимое. Мы обдумали, что для нас самое важное и решили, что это сайт, потому что через него мы будем привлекать новых людей. Кампания по запуску «Спільнокошта» привлекла 128 добродетелей и сумму на 8 % большую от ожидаемой — 38 260 гривен.
Мы поняли важную вещь. Если у вас широкое видение проекта, то неплохо начинать с ограниченным стартовым капиталом. Когда вы делаете первый шаг, то видите проект уже по-другому и можете пересмотреть свои планы. Если вы уже взяли деньги у инвестора под четкую программу развития, то сделать этого нельзя.
Проект «Инвестор общества»
Часто возникают вопросы, почему украинские новаторские проекты не финансируют украинский бизнес. Мы хотим это изменить, поэтому сейчас проводим программу «Инвестор общества», в которой выстраиваем связь между бизнесом и социальными инноваторами.
Бизнес ведет себя сдержанно по отношению к украинским проектам потому, что для бизнеса важно, чтобы его деньгами распоряжались по уму. «Инвестор общества» — проект венчурной филантропии, потому что инвесторы заинтересованы, чтобы будущий проект стал успешным, но они не получают денежной выгоды от этого, как в коммерческом стартапе. Мы обращаемся к IT-компаниям, потому что они интеллектуально емкие, очень зависят от того, как используется человеческий капитал людей, которые с ними работают. Они создают свои платформы, такие как BrainBasket. Компании приходят к тому, что вкладывают в проекты с более продуманной, дальновидной стратегией. Мы ориентируемся на компании, которые понимают ценность этого процесса.
Если говорить о компаниях, с которыми мы вели переговоры, то это «Галнафтогаз». Мы также видим, что Агрохолдинг «Мрія», Microsoft могут быть заинтересованы в таких проектах.
Суть проекта венчурной филантропии в том, чтобы помогать инноваторам превратить идею в профессиональный проект. Он может получить дополнительное финансирование через «Спільнокошт». Идея в том, чтобы проекты проходили от идеи до стадии реализации. Таким образом компании будут аутсорсить инновационный процесс в своем бизнес-направлении.
Мы вели переговоры с «Галнафтогаз». Мы также видим, что Агрохолдинг «Мрія», Microsoft могут быть заинтересованы в таких проектах. tweet
Мы предполагаем, что компаниям нужно год-два для осознания, что это нужно делать. Сложность каждой инновации в том, чтобы объяснить людям, что будет в случае успеха.
Образование
Образование в каком-либо вузе – половина того, что нужно в работе. По крайней мере, так происходит у нас, потому что мы постоянно сталкиваемся с чем-то новым. Мы используем подход «learningbydoing» — учись на практике. Нам кажется, что он будет популярен в экономике будущего, экономике знаний. Это видно уже сейчас по интеллектуалоемким индустриям, где важнее генерировать новые знания, чем владеть знаниями.
Образовательные институции не должны готовить людей к конкретной профессии или месту работы, куда они придут. Они должны готовить людей к тому, чтобы те сами придумали, чем им заниматься. Пять лет назад мы сами придумали себе дело, поняли, что для этого нужно, нашли людей в команду, сделали из идеи действующий проект.
Деньги
Все проекты собрали больше чем 2 500 000 гривен.
10% средств проект, который успешно проходит «Спільнокошт», в общем оставляет на оплату услуг платежных систем – 3% и 7% проект оставляет за консалтинг, медиа-поддержку. Эти деньги реинвестируем в платформу.
Если проект не собирает полную сумму через «Спільнокошт», то нам нужно возвращать деньги людям, которые уже проспонсировали идею. Мы провели опрос среди спонсоров. Оказалось, что 90% готовы инвестировать в другой проект, и основной критерий для них – это качество проектов. С осени планируем ввести такую возможность.
Время подготовки проекта
Время, за которое мы рассматриваем проект на «Спільнокошт», зависит от автора. От того, понимает ли он, как работает сервис, как быстро может представить свой проект на сайте. Мы запустились за день, когда нужно было собрать деньги людям на Майдан, а есть люди, которые готовят свои проекты уже год или два.
Если проект не собирает полную сумму через «Спільнокошт», то нам нужно возвращать деньги людям, которые уже проспонсировали идею. tweet
Подготовить авторов проекта, повысить их профессионализм сложнее всего. Но когда они проходят все этапы, получают деньги и уже пишут отчет об использованных деньгах, понимают, что прошли, то очень благодарят. Для нас важно, чтобы авторы стали финансово подкованными, потому что у большинства хороших проектов есть перспектива развиваться дальше. Поэтому инвестиции в развитие финансовой грамотности чаще всего оправданы.
Команда
В команде работают до десяти человек. Есть люди, которые постоянно работают, и есть те, кто частично задействованы. С нами работают журналисты, редакторы сервиса «Можливості», люди, которые ведут проекты, занимаются коммуникациями, есть специалист по PR, бухгалтер, программный менеджер по работе с бизнесом, дизайнер. Сейчас ищем в команду маркетолога.
Аудитория
Больше всего пользуются сервисами «Великої ідеї» самостоятельно нанятые работники и фрилансеры, 20%, столько же активных граждан и общественных организаций, тех, кто работает в больших корпорациях, и тех, кто развивает свои города по 10%.
Нашу аудиторию характеризуют три качества. Они занимаются самообразованием, придумывают себе дело, и чувствуют ответственность за желаемые изменения в обществе.