Гривну не пускают за границу

Исследование в рамках проекта USAID подтвердило скрытность кредиторов

В Украине на рынке потребительского кредитования свыше 70% рекламных материалов не содержат никакой информации о реальной стоимости кредита, — говорится в результатах исследования, проведенного исследовательской и маркетинговой компанией «GFK-Ukraine» в рамках проекта USAID «Трансформация финансового сектора», передает пресс-служба организации.

Как отмечается в релизе, исследование рынка финуслуг страны состоит из трех волн. Первую волну эксперты провели до 20 июня 2017 года, вторая волна будет проведена в декабре 2017 г., а третья — в июне 2018-го.

В сообщении уточняется, что ключевые результаты первой волны исследования практики работы на рынке потребительского кредитования:

— 73,6% рекламных материалов не содержат никакой информации о стоимости кредита.

— В 68% случаев потенциальным заемщикам вообще не предоставляется ни одна письменная информация.

— Часть договоров о предоставлении кредита не содержат информации, которая требуется законодательством, или имеют условия, которые ему противоречат. Так, в 33% случаев проекты договоров не содержали детальной росписи совокупной стоимости кредита; в 17% случаев — не содержали четкого графика платежей; 54% договоров содержат условия, которыми нарушается право заемщика на досрочный возврат кредита.

— Более 50% договоров о предоставлении кредита, которые предлагались «тайным покупателям», содержат несправедливые условия для заемщика.

Во время второй и третьей волн внимание будет сосредоточено на соблюдении финансовыми учреждениями норм нового Закона «О потребительском кредитовании», уточняют инициаторы исследования.

В USAID напомнили, что Закон Украины «О потребительском кредитовании» был принят Верховной Радой 15 ноября 2016 г. и действует с 10 июня 2017 г., являясь «важным первым шагом в решении проблем на этом кредитном рынке».

«Устанавливая новые стандарты раскрытия информации и противодействуя обманчивым методам работы, этот новый закон будет способствовать предоставлению правдивой информации на рынке кредитования. Кроме того, очень важно изменить отношение и практику взаимодействия как кредиторам, так и заемщикам», — отметила директор миссии USAID в Украине, Беларуси и Молдове Сюзан Фритц.

В свою очередь заместитель председателя Национального банка Украины (НБУ) Екатерина Рожкова, комментируя результаты исследования, подтвердила, что на сегодня в Украине отсутствует комплексная защита прав потребителей финансовых услуг, что не способствует установлению доверительных взаимоотношений между потребителями финуслуг и финансовых учреждений.

«Поэтому Национальный банк Украины уделяет значительное внимание законопроекту по совершенствованию защиты прав потребителей финансовых услуг, который готовится на повторное второе чтение в Верховной Раде», — сказала она и добавила, что принятие документа якобы «позволит создать правовую основу взаимодействия физических лиц с банками и финансовыми компаниями по европейскому образцу».

«НБУ получит мандат на внедрение финансовой осведомленности и полномочия определять и контролировать минимальный объем информации, который должен предоставляться потребителю по каждому виду банковских услуг, если это не урегулировано законодательством», — резюмировала замглавы Нацбанка.

По словам заместителя руководителя проекта USAID «Трансформация финансового сектора» Юлии Витки, «исследование показало, что украинский потребитель все еще остается уязвимым и незащищенным при получении кредитов».

«Далеко не все финансовые учреждения устанавливают честные и прозрачные процедуры потребительского кредитования. Мы очень надеемся, что ситуация изменится к лучшему, поскольку летом этого года начал действовать закон «О потребительском кредитовании». Проект будет осуществлять мониторинг соблюдения этого закона с помощью проведения еще двух волн», — сообщила эксперт.

В ходе первой волны исследования изучались основные виды потребительских кредитов, предоставляемых банковскими и небанковскими учреждениями (автокредиты, ипотека, кредиты кредитную карточку, кредиты до зарплаты, кредиты на бытовые товары, кредиты наличными) и включало четыре элемента: изучение качества и достоверности рекламы финансовых учреждений; оценку процедуры взаимодействия персонала финучреждения с потребителями в процессе оформления потребительского кредита (по методу «тайного покупателя»); анализ проектов договоров потребительского кредита на предмет соответствия действующему законодательству; опрос потребителей с целью выяснения их уровня осведомленности, отношения и ожиданий относительно механизмов разрешения споров с финучреждениями.

Ранее стало известно, что Национальный банк поддерживает создание в Украине финансового омбудсмена для защиты прав потребителей финансовых услуг.

*

Top