Как зарабатывать на кофе-точке

Советы начинающему предпринимателю от практиков

Приготовление кофе – высокомаржинальный бизнес, особенно привлекающий молодых предпринимателей. Однако в нем, как и в любых других сферах деятельности, есть свои нюансы. К примеру, если не угадать с местом дислокации для кофе-точки – значит заведомо подписать ей смертный приговор. Также в таком бизнесе есть потенциал для дальнейшего развития – кофе-точку можно «вырастить» до атмосферного кафе или брендовой сети заведений.

Предпринимателям-новичкам неплохо бы начинать с создания одной кофе-точки – такого себе минибара по продаже кофе с сопутствующим ассортиментом, размещенного в торговом или бизнес-центре, супермаркете, банке и т.п.

Hubs поинтересовался в участников рынка, что важно учесть, открывая одну типовую точку по приготовлению и реализации кофе-напитков с арендой небольшой площади в помещении в киевском бизнес- или торговом центре. Также Hubs уточнил у бухгалтера – какую систему налогообложения лучше выбрать; у digital- агентства – какую стратегию по продвижению применить.

Где и сколько

Выбор места для стационарной кофе-точки – пожалуй, самый серьезный шаг, а в некоторых случаях – ключевой. Поэтому до того, как подписывать договор аренды, стоит проанализировать локацию: поток потенциальных покупателей, его динамику в разное время суток, близость к объектам социальной инфраструктуры, присутствие конкурентов и т.п. Также нужно быть готовым к тому, что арендодатель попросит деньги за 2 месяца вперед.

Под кофе-точку достаточно выделить 4 кв. м. Месячная аренда 1 кв. м, к примеру, в одном финучреждении равна 250 грн. Но это, как говорит владелец кофе-точки (арендует площадь в банковском заведении), довольно низкая стоимость и не является показательной. Средняя стоимость 1 кв. м в столичных ТРЦ – 1 тыс. грн. В данной публикации мы не рассматривали вариант аренды МАФа из-за возможных сложностей разрешительного характера.

Самой значительной статьей расходов, необходимой для запуска кофе-точки, будет покупка оборудования. Стоимость профессиональной кофемашины составляет от 19 тыс. грн. На кофе-точках, где кофе – основной товар, как правило, используются профессиональные рожковые машины, к которым необходима кофемолка (лучше взять б/у, их стоимость начинается от 380 грн, новая профессиональная обойдется от 7,3 тыс. грн).

Теоретически можно использовать и другое оборудование, но относительно него есть свои предостережения. Так, автоматические кофемашины, как правило, готовят напиток более низкого качества. Капсульные готовят кофе хорошего качества, но и себестоимость их выше, что ставит под сомнение коммерческую выгоду от ее применения.

Также оборудование для приготовления кофе можно арендовать. Еще есть варианты договоров об условном бесплатном лизинге (пользовании) кофемашины у поставщиков кофе при условии покупки у него определенных объемов зерен (от 15-20кг).

Поначалу машинку мы советуем брать в аренду, а потом, когда точка раскрутиться, можно оборудование приобрести. Также нужно купить необходимую многоразовую посуду (питчер, другие емкости) – реально вложиться в 1 тыс. грн (см. «Усредненные единоразовые затраты при запуске типовой стационарной кофе-точки (аренда площади в помещении торгового или бизнес-центра)»).

Для хранения молока понадобиться холодильник. Подойдет небольшой – б/у можно купить за 2 тыс. грн.

11

Регистрация и налогообложение

Для того, чтобы продавать кофе-напитки, достаточно зарегистрироваться как ФЛП. Как правило, предприниматели, торгующие за пределами рынков, выбирают II группу плательщиков единого налога. В таком случае налоговая отчетность подается один раз в год, вести бухучет не требуется. По мнению бухгалтера, это самая простая система налогообложения. Ограничения для нее – до 10 чел. наемных работников, до 1,5 млн грн годового дохода. Размер единого налога – 640 грн, но по решению местной власти может быть ниже. Регистратор расчетных операций (РРО) не требуется, пока годовой доход не превысит 1 млн грн. Также надо платить 704 грн единого социального взноса за себя и работников (если имеются) за месяц (платится раз в квартал).

Закупки и окупаемость

На старте (пока нет реальной статистики продаж и расходов) можно сделать закупки для приготовления примерно от 40 порций кофе-напитков в один рабочий день с небольшим запасом. Приблизительный расчет показывает, что продажа такого количества чашек кофе-эспрессо обеспечит существование кофе-точки с минимальной прибылью. Сразу оговоримся, что в данном случае привести универсальные данные невозможно. Например, структура продаж (по видам кофе-напитков), поток покупателей и т.п. нюансы могут сильно отличаться в той или иной локации. Поэтому мы пишем исключительно об условных усредненных вариантах работы кофе-точки (для наглядности).

Итак, на старте средние затраты на закупки необходимых для деятельности товаров (без учета сопутствующего ассортимента) составят около 4000 грн. (см. выше «Усредненные единоразовые затраты при запуске типовой стационарной кофе-точки (аренда площади в помещении торгового или бизнес-центра)»).

Нужно будет купить около 10 кг кофе (1 кг кофе стоит от 200 грн., но можно найти и дешевле), воды – около 60 л, сахара – 5 кг. Молоко советуют использовать 2,6% жирности (хорошо сбивается). По словам владельцев точек, скупаться лучше на оптовых базах. К примеру, минимальный заказ молока у оптового поставщика равен 423 грн. за 27 л (на старте можно обойтись этим объемом).

На этапе запуска нужно запастись стаканчиками разных размеров, а также трубочками, деревянными мешалками, салфетками. Советуем купить 5-7 условных комплектов, в каждый из которых входит: 4 пачки стаканов по 50 шт. – объемами 110 мл, 175 мл, 250 мл, 340 мл; пачка трубочек, мешалок, 2 пачки крышек по 50 шт. – на стаканы 250 мл и 340 мл. Такой один комплект обойдется примерно в 150 грн. Со временем станет понятно, какие напитки, каких объемов берут больше и когда.

IMG_3486

С 1 кг кофе выйдет приблизительно (с учетом технических потерь) 100-120 порций эспрессо

Как известно, традиционные кофе-напитки готовятся на основе эспрессо. То есть расходуется одинаковая порция массы молотого кофе – 7-9 г. Отсюда можно подсчитать, что с 1 кг кофе выйдет приблизительно (с учетом технических потерь) 100-120 порций эспрессо.

Усредненные расходы на приготовление порции эспресо составляют – 2,5 грн (2 грн порция кофе + вода, стаканчик, сахар), лате – 4,5 грн (2 грн порция кофе + стакан, мешалка, крышка, молоко, сахар).

По нашим подсчетам, достигнуть окупаемости с минимальной прибылью можно при продаже в среднем 40 чашек в рабочий день. Это очень условный усредненный подсчет, так как здесь не учитывается торговля сопутствующим ассортиментом (о нем см. ниже). Кроме того, напоминаем: все зависит от одного из ключевых факторов – правильного выбора локации для бизнеса. Показатели для удачливых предпринимателей будут выше.

«Средняя раскрученная кофе-точка может приносить 15-20 тыс. грн чистой прибыли в месяц. Но это при следующих условиях: точка стоит на относительно бойком месте, продает в среднем 200 стаканов в день, аренда до 5 тыс. грн. в месяц, работают на ней сами владельцы. Однако при низком потоке можно даже не окупить месячные расходы», – рассказал владелец одной кофе-точки.

Примерный подсчет двух вариантов работы кофе-точки (без учета продаж напитков с молоком) см. ниже «Усредненные операционные ежемесячные расходы типовой стационарной кофе-точки (аренда площади в помещении торгового или бизнес-центра) в зависимости от объема продаж».

00 (1)

Также часто в кофе-точках реализуются сопутствующие товары – сладости, фаст-фуд, кофе в зернах, чай, посуда. Но поскольку большую маржу на них не установишь, то и в структуре выручки от кофе-точки они занимают незначительную долю.

«Сладости реализую как элемент сервиса. Потому что многие спрашивают что-то подобное к кофе. Они дают до 10% моего оборота. Доход по ним минимальный», – отмечает предприниматель.

Кадры

Точку удается быстрее вывести в окупаемость, если самому работать бариста. Многие бизнесмены, ведущие деятельность в этой сфере, настоятельно рекомендуют будущему собственнику кофе-точки овладеть навыками этой профессии. Нанимать работников лучше на этапе масштабирования бизнеса. Средняя зарплата бариста в таких кофе-точках – 5-6 тыс. грн.

Продвижение

Выбор маркетинговых стратегий зависит от масштаба кофе-бизнеса. На начальном этапе достаточно внешней рекламы, к примеру – вывеска со светящейся надписью «кофе» и штендер. На внешнюю рекламу, как известно, требуются разрешения.

Также не будет лишним добавить кофе-точку на карты Google. К примеру, человек, который ищет какое-то учреждение в вашем районе, обнаружит, что поблизости есть возможность купить кофе и возможно заглянет.

Дополнительная реклама или PR (в первую очередь имиджевые) нужны в случае, если есть возможность и желание масштабировать бизнес для построения брендовой сети или открытия атмосферного кафе. Здесь специалисты рекомендуют воспользоваться уже традиционным продвижением в Интернет, в первую очередь в соцсетях.

«Для рекламирования кофе-точки следует завести страницы в FB, Instagram, построить мощную контент-стратегию и активно воплощать ее в жизнь. Так вы сформируете лояльную аудиторию, которая узнает о вашем бренде, и уже потом можно запустить рекламу на отдельные группы ваших клиентов», – говорит специалист одной digital-агентстве.
С созданием полноценного сайта малому бизнесу можно повременить.

«Лучше сначала сформировать свою аудиторию и превратить ее в покупателей вашего продукта. Когда ядро ​​будет сформировано – можно привлекать новых клиентов, и уже для этого использовать сайт», – советуют в digital-агентстве.

Типичные ошибки

Стараясь снизить себестоимость, предприниматель выпускает саму суть кофейного бизнеса – качество напитка. На самом кофе экономить нельзя, считают профи.

Молоть зерна лучше небольшими порциями, поскольку ни стекло, ни бумажные пакеты не способны долго сохранять аромат кофе.

Многие не рекомендуют арендовать для такого бизнеса МАФы. Один предприниматель вынужден был покинуть хорошее торговое место после снесения его МАФа по решению местной власти. Новое место оказалось менее людное, поэтому бизнесмен переформатировал кофе-точку в кофе-бар с посадочными местами в двух залах. Для этого пришлось искать сумму для докапитализации – необходимо было арендовать значительно больше площадь, сделать ремонт, расширить меню – не только из кофе-напитков, но и добавить завтраки и обеды, организовывать массовые мероприятия для стимулирования продаж.

На вопрос, доволен ли сменой формата кофе-точки на кофе-бар, он замешкался. Главное – поток людей, генерирующий оборот. Поэтому, если небольшой точке это удается, расширяться не к чему, говорит он.

Фото Сергей Владыкин

*

Top