Евгений Чичваркин - о предпринимательстве и потенциале Украины
Известный российский бизнесмен Евгений Чичваркин не нуждается в представлении. Начав с торговли на рынке в Лужниках, он построил крупнейшую сеть по торговле мобильными телефонами и аксессуарами «Евросеть». За время управления компанией прославился эпатажными выходками: заставил покупателей раздеваться догола, рассылал конкурентам фаллоимитаторы с записками «Х*й вам». Рекламная кампания «Евросеть» – цены просто ох*еть» взорвала радиоэфир. Его мотивационными письмами персоналу зачитывались все. Чего стоит фраза: «Если в 99 случаях из 100 вас посылают на х*й, значит, вы на правильном пути».
Все это в прошлом. «Евросеть» пришлось продать и Чичваркин эмигрировал в Великобританию. Сейчас он развивает винный магазин в Лондоне, проводит тренинги и часто бывает в Украине. Hubs встретился с бизнесменом за завтраком в Hilton.
Вас все считают гением мотивации. Это врожденная черта или Вы этому где-то учились?
Дело в том, что у меня нет совершенно никаких талантов. Вообще. То есть я совершенно не талантливый человек. Ни в чем. И поэтому всю работу за меня всегда делает кто-то другой. Единственное, что мне нужно, чтобы этот кто-то сделал эту работу правильно. Поэтому все мои стремления — это чтобы кто-то сделал за меня очень хорошо всю работу. Чтобы кто-то за водой сходил, кто-то муку намолол, кто-то блины раскатал. Мотивационные письма для сотрудников, конечно, была моя идея, но опять-таки — чтобы они сделали за меня мою работу.
Все-таки это у Вас врожденное или Вы где-то этому научились?
Как говорил кто-то из великих художников: известные художники копируют, а великие художники — бессовестно воруют. Я подсматривал, конечно. Вы знаете, в нынешнем мире постмодерна новые идеи — они на вес золота. Поэтому это все реплики каких-то старых идей, старых мыслей, просто примененные в нужное время в нужном месте.
Что лично Вас мотивирует на какие-то вещи? Я так понял, Вы — человек в хорошем смысле ленивый.
Я просто понимаю, что сам лично могу там стейк пожарить или на лошади проскакать. В целом могу продать бутылку вина. Но я это сделаю в два раза дольше, чем любой наш сотрудник. Скорее всего, покупатель будет очень доволен, но тем не менее…
Что Вас может заставить продавать бутылку вина?
Это мой бизнес на данный момент. Продавать — это очень благородное занятие. Вся история человечества делится на период войн и период расцвета торговли. Это баланс между хорошо и плохо. Война — это плохо, торговля — это хорошо. Точнее, война плохо для торговли. Я — за период торговли. Мне кажется, в Украине должен наступить период торговли. То, что необходимо не побояться сделать руководству Украины – принять закон о свободе торговли.
Сейчас идет бум IT-стартапов в мире, в Украине, в частности. Многие считают, что это сейчас самое перспективное направление для старта бизнеса. Вы очень критично относитесь к интернет-бизнесу. Почему?
Это просто не мое. Мне нравится живое, личное общение. Например, прийти на Бессарабский рынок, все попробовать, поохать про цены, поторговаться, купить. Обвесят, обманут, но в том старом базовом процессе торговли — в нем есть прелесть и это мне нравится. Безусловно, моя помощница хренову тучу всего покупает для меня онлайн. Да и продаем мы много онлайн.
Украина Вас привлекает возможностями, но вести здесь бизнес из-за разных факторов, как-то нелогичная налоговая система, ограничения в ведении бизнеса, коррупция, — Вы не хотите.
Коррупция — самый основной негативный фактор.
С другой стороны — это как раз дикий капитализм, который Вас привлекает. И молодым украинским предпринимателям Вы советуете ловить в этот период свой шанс. Вы не хотите свой шанс здесь ловить?
Это как раз не дикий капитализм. Это незаконный капитализм. Дикий капитализм — это когда после бостонского чаепития в США практически все было разрешено законом. Делай что хочешь, торгуй чем хочешь. Плати там какую-то десятину, но ты полностью разрегулирован. Хочешь — продавай, хочешь — производи. Вот это — дикий капитализм.
Вы всегда вспоминали с теплотой «ельцинские» времена в России, но это было практически то же самое, что сейчас в Украине?
Нет. Тогда была коррупция, но практически все, что мы делали, соответствовало закону. А здесь по закону практически ничего делать нельзя. В России тогда был принят закон, когда Ельцин условно сказал, что можно везде торговать всем. Всем все возить. И кроме дорог, правительственных зданий и еще чего-то, каждый человек с лотков, с рук, как угодно может торговать. И милиция не имеет права этому препятствовать.
Как же совет молодым предпринимателям ловить здесь шансы?
Шансы будут, как только в Украине будут проведены радикальные реформы или президент что-нибудь сделает со всеми этими глупостями, которые здесь пока есть.
Хорошо, а если не брать Украину? Есть ли какая-то страна, где Вы бы хотели запустить какой-то свой бизнес или, допустим, в Великобритании еще открыть какое-то новое направление, кроме того, чем Вы сейчас занимаетесь?
В Великобритании то, что мы должны делать, – это находить новые интересные вина, на что-то снижать цены. И заниматься долгой и кропотливой работой по обслуживанию каждого покупателя, становиться все популярнее, чтобы о нас говорили из уст в уста и передавали друг другу хорошую точку, где можно купить вино. Это то, чем нужно заниматься и чем мы занимаемся. Это очень правильная дорога, естественная. Мы в 70 стран продаем нашу продукцию. Мы американский бурбон продаем каждый день в Америку назад.
Смешно.
Это не смешно. Это говорит о том, что мы крутые.
Что нужно для стремительного роста бизнеса? Какая главная его составляющая — это идея или реализация, или что-то другое?
Главное — забота о своих покупателях. Изучение их. Покупателя надо развлекать, стараться предугадывать его желания, предвосхищать их и стараться делать, чтобы сервис и обслуживание были даже лучше, чем он мог ожидать.
В Украине у «Евросети» был очень плохой старт…
В Украине — отвратительный. Неправильного человека выбрал в менеджмент, плюс вот эта мутная среда…. В Беларуси, хоть и были дикие налоги, но там как-то можно было легальным быть и работать. Там дикая сумма отдавалась государству, но при этом даже какие-то копейки можно было зарабатывать. Здесь нужно было встраиваться глубоко в черноту.
У Вас еще какие-нибудь факапы были в бизнесе? И какие выводы Вы из них сделали?
Да весь бизнес, по сути, это сплошные факапы. Как-то мы договорились с товарищем о том, что делаем заправку. У нас несколько месяцев просуществовала компания параллельно с «Евросетью». Мы хотели сделать такую luxury заправку с бензином по шесть евро, 102-м, для всяких спортивных машин. В Москве на тот момент этих машин было много, и казалось, что нас ждет жирнейшее безоблачное будущее. Хотели сделать крутейшую заправку, такую самую топовую, с идеально чистым бензином с высочайшим октановым числом.
Но нам не дали места. Те, кто занимался в Москве заправками, не были готовы видеть нас на этом рынке. Понятно, если бы это была какая-то сверхдоходная идея, можно было бы использовать иные рычаги, адский подкуп, но как-то не захотелось. Главный вывод из всех этих историй — не лезь не в свое дело.
Вы построили успешную компанию в России, потом пришлось ее продать. Компания была с миллиардным оборотами. Сейчас у Вас по сравнению с «Евросетью» достаточно небольшой бизнес. Вам не скучно? После «Евросети».
Вы знаете, там я должен был быть вовлечен 24/7. Здесь — нет. Компанией Hedonism Wines занимается моя боевая подруга Татьяна Фокина. Поэтому я, на данный момент, левым глазом за ней смотрю и получаю удовольствие от того, что происходит. Какие-то сверхусилия нужно делать вовремя, в нужное время в нужном месте.
Не хотите перейти в Лигу инвесторов?
Вот мне буквально вчера по хорошей цене предложили Луи 13-й и Маккален 50-го года, я немедленно в них инвестировал. А если в понедельник 50-летняя «Куризава» подтвердится, то у нас будет самый редкий и самый старый японский виски за всю историю.
Что случилось с Вашим назначением в «Укрнефть»? Судя по Вашим комментариям, назначение было согласовано, но в последний момент как-то все стороны отыграли назад.
Не все стороны отыграли назад. Есть силы, которые, как мне кажется, совершенно не хотят, чтобы здесь что-либо менялось. Я сторонник частного и свободного рынка, и моя работа в госкомпании, как мне это виделось, предполагала, что я должен был ее подготовить к продаже. И организовать приватизацию по максимально эффективной для государства стоимости и условиям. Но, видимо, есть силы, которые заинтересованы в обратном.
Быстрый старт «Евросети», кроме талантов основателей, в какой-то степени обязан бурному росту мобильной связи в России и снижению операторами тарифов. Вы видите какой-то сектор в Украине, где сейчас совпали все условия, в котором стоит начинать?
Самый большой потенциал роста, который вообще есть — он вот здесь, в Украине. Он будет в абсолютно любом направлении, как только страна станет на путь реформ. В абсолютно любом. В торговле, в индустрии развлечений, в сфере питания, в строительстве. Все начнет безумно стартовать как только… Смотрите. Из-за дегенеративных, совковых законов, которые якобы защищают внутреннего производителя, везде существуют чудовищные заградительные пошлины. На вас одежда вряд ли изготовлена в Украине. Если она куплена здесь, то четверть, четверть (!) от этой стоимости осела в руках бандитов от государства.
Этих людей нужно оторвать от границы, осудить, посадить в тюрьму. А на границе шлагбаум нужно открыть навсегда. В этот момент здесь начнется бум торговли. Неимоверный, небывалый приток инвестиций и расцвет торговли. Россия изолируется ото всего мира, Украина становится идеальным хабом между Европой и Азией.
Если украинские власти волевым решением не будут облагать налогами транзит в каком бы то ни было виде — через Украину пойдут миллиарды тонн, хорошо — сотни миллионов тонн грузов немедленно. Это значит, что здесь будут построены склады, транспортные компании, авиакомпании, железнодорожные компании, автомобильные компании. А это все люди, которые будут платить те самые белые зарплаты после реформ.
Это будет нормальная цивилизованная страна. Это будет та страна, за которую люди вышли рисковать своей жизнью на Майдан. Сейчас люди этого хотят, бизнес этого хочет, в руководстве страны есть люди, которые этого хотят. Этого не хочет только мафиозный класс чиновников, эта старая пробка, которая застряла и которую нужно вышибить. Понятно, с одного удара не получится… Но.. Это то, что нужно сделать. Кроме этого, необходима судебная реформа, независимые суды. Чтоб судьи зарабатывали пропорционально новым полицейским. А всех коррупционеров — за шиворот от кормушки, в суд и за решетку. Посмотрите на Польшу – около $20 000 на человека ВВП. Что там в Польше — нефть, газ? Ничего. Налоговая система неидеальна, там есть определенная коррупция, не совсем простая разрешительная система. А доход в 7 раз выше. Только потому, что в 1989 году они выбрали на 80% нормальный европейский путь развития. И за поколение сложилась достаточно крепкая прослойка бизнесменов.
Конечно, история показывает, что украинцы платить столько налогов, сколько поляки, не будут. Сколько было бунтов, начиная с 16 века, чтобы не платить польские налоги. Поэтому здесь должно быть все гораздо свободнее. Налоговая нагрузка должна быть ниже. И все расцветет. Никто даже не представляет, насколько. В России в свое время на 10% снизили налоговую нагрузку на зарплату. В 2005 зарплаты начали выходить из тени. Россияне себя сразу свободней почувствовали. При том, что политические свободы схлопывались, выборы губернаторов запретили в 2004, хренову тучу всего запретили. А когда люди получили белую свою зарплату на карточку, они первым делом пошли квартиры покупать, телевизоры, машины и прочее. Спрос потребительский подстегнул развитие всех этих бизнесов. В основном, серьезный стимул — это было строительство. Ведь что это такое? Это семьи, дети, огромные инвестиции, это краны, рабочие места.
Есть прекрасный опыт Грузии в реформах. Если что-то подобное сделать здесь, мало кто представляет себе, какой будет эффект, насколько будет положительный, просто взрывной эффект. В это сложно поверить сейчас, но учитывая крайнюю неэффективность российской экономики, Украина может по доходу на человека обогнать Россию, несмотря на нефть и газ, несмотря на золотовалютные резервы, несмотря на огромное количество полезных ископаемых. Потому что коррупционная составляющая в России уничтожает весь этот возможный экономический эффект, он весь абсорбируется в коррупционных схемах.
То, что в Украине происходит, это по сути война старого и нового, война света и тени. Есть партия «совка», которая сидит на этих таможнях, тарифах, на этих невыполнимых законах, на госбюджетах, на возвратах НДС и так далее. А есть партия жизни. Это те люди, которые здесь пытаются что-то строить, кого-то кормить, что-то шить, обслуживать, летать, возить. Это — партия жизни. Я — за партию жизни.
Рыба гниет с головы. Нужно смотреть, кто это все прикрывает в руководстве страны и среди влиятельных людей, кто является генератором коррупции, а органы следствия и суд должны заниматься ими плотно.
Фраза, которая Вам принадлежит: «нах*й политику, даешь экономику».
Политика пришла в мой дом в 2008 и экономики меня лишила.
Сложилось впечатление, что Вы передумали. Часто приезжаете в Украину, у Вас были разговоры с нашим президентом, премьером. Вы предлагали себя на пост министра экономики. Задумываетесь о политической карьере?
Я просто вижу те колоссальные возможности, которые есть у Украины. В России это невозможно, так как по сути чекистская хунта контролирует все настолько, что только после физической смерти Путина что-то может измениться.
Вы недавно выложили фото с Михаилом Саакашвили. Он сейчас активно себе подбирает команду людей из разных стран. Он Вам предлагал работу?
Нет, конечно! Мы просто сделали селфи. Я всячески поддерживаю практически все его начинания. Желаю ему успеха и поскорее добраться до регуляторных механизмов Украины, чтобы как можно быстрее их поломать. Если у меня каким-то образом здесь гипотетически может сложиться карьера, то это, наверное, будет какая-то координация действий сотрудничества, а не работа под чьим-то началом.
Вы шутя сказали, что если Вас позовут на работу в Украину, которая Вас устроит, Вы готовы поменять все, начиная от пола и заканчивая цветом волос. А гражданство Вы готовы менять?
Если будет серьезное предложение, — да, конечно. Что такое гражданство? Человек остается, все твои мысли, идеи остаются с тобой, это просто необходимый шаг. Это как присяга, как клятва.
Вы достаточно обеспеченный человек. Занимаетесь благотворительностью?
Занимался во времена «Евросети». Мы не особо этим хвастались, но по количеству частных пожертвований это был самый большой фонд за всю историю Российской Федерации. Потом я просто зарекся. Я понял, что не стоит ждать благодарности за это.
У меня сложилось ощущение, что Вы сейчас в каком-то поиске. Чуть-чуть бизнесом занимаетесь, чуть-чуть собой занимаетесь, тренинги читаете. Что Вы ищете?
Моя жизнь интересна и разнообразна.
То есть Вы просто развлекаетесь таким образом?
Я не развлекаюсь, я развиваюсь.