ГФС (глава ведомства Роман Насиров в центре) передают в подчинение Минфину (министр Наталия Яресько - справа)

Кабмин рассказал о будущем фискальной службы

Сегодня Кабмин рассказал, как будет меняться Государственная фискальная служба. Hubs выбрал ключевые изменения.

«Нам нужна ГФС, которая будет вдохновлять бизнес, а не ГФС, которая запугивает, наказывает, обременяет, дискриминирует предпринимателей, которые честно платят налоги», — уверенно сказала министр финансов Наталья Яресько. Именно ей дали слово первой сегодня во время презентации реформы — ведомство переходит в подчинение Минфина. План реформы расписан на 2015-2016 годы, но большую часть изменений правительство рассчитывает реализовать еще в текущем году.

Под одной крышей

Первый шаг к превращению во вдохновителя — новая структура службы. «Мы уходим от старой бюрократической модели и переходим к новой функциональной структуре», — заявил глава ГФС Роман Насиров. Налоговые и таможенные органы, координация между которыми до сих пор оставляла желать лучшего, в новой структуре будут объединены на многих уровнях. Во-первых, на региональном уровне. «Это не просто уменьшит количество самих органов, но даст возможность налогоплательщикам обращаться в единый центр», – объясняет глава ГФС Роман Насиров.

Во-вторых, интеграция пройдет по многим внутренним функциональным направлениям. По словам Яресько, налоговая и таможенная системы оценки рисков будут объединены. Это поможет лучше отслеживать, какие компании и на каком этапе уклоняются от уплаты налогов или таможенных платежей. Для разработки нового риск-менеджмента ГФС поможет техническая миссия Международного валютного фонда. В единый департамент будут объединены отделы налогового и таможенного аудита. Предполагается, что после этого снизится давление на бизнес. В своего рода бэк-офисе ГФС — Едином центре обеспечения функционирования ГФС — будут объединены бухгалтерские отделы и IT-системы налоговиков и таможенников. Так собираются снизить административные расходы.

Налоговую милицию хотят демилитаризовать. «Мы начинаем работать не как милиционер со свистком и палкой, а как интеллектуальный орган», — пообещал Насиров. Ее сотрудники будут переведены на гражданские должности. А сама милиция превратится в подконтрольную ГФС Службу внутренних расследований. Сотрудники службы смогут анализировать цифры, события, схемы, чтобы работать «на опережение». Они создадут систему раннего предупреждения фиктивного налогового кредита, улучшат систему противодействия транзитно-конвертационным группам и т.д.

Уход в онлайн

«Благодаря использованию технологий мы минимизируем влияние человеческого фактора и уменьшим возможности для принятия субъективных, непрозрачных решений со стороны фискальных органов касательно налогоплательщиков», — говорит Яресько. Электронизация и переход в онлайн коснется многих точек соприкосновения бизнеса и фискалов. Вскоре полноценно должны заработать «Электронная таможня» и «Электронный кабинет налогоплательщика». «На это нам понадобится около двенадцати месяцев, но уже через полгода будут видны первые результаты», — пообещал Насиров.

На онлайн-проекты ГФС будет тратить деньги не только из бюджета, но и от доноров. За последний месяц ведомству уже удалось привлечь небольшую донорскую помощь для инвестиций в электронные сервисы, но этого недостаточно. «Только первоочередные нужды ГФС в электронных сервисах – это 900 млн гривен», — отметил глава службы.

Под нож

ГФС ждут сокращения. Руководитель службы получит трех дополнительных заместителей, увеличив их число до пяти. Между новыми замами будут распределены функции двух действующих. Каждый будет отвечать за одно из направлений: сервисные функции, выполнение налогового и таможенного законодательства, правоохранительные функции, таможенная деятельность и непосредственно работа ГФС. Изменят руководство всех территориальных органов ГФС. «Этот процесс мы уже начали, и за шесть недель мы сменили больше половины руководителей территориальных органов», — похвастался Насиров.

Объединение подразделений и электронные сервисы высвободят часть персонала. Правда, о масштабах увольнений чиновники еще спорят. Министр финансов заявила о планируемом уменьшении числа сотрудников ГФС вдвое. Насиров осторожничает. «На первом этапе мы сможем оптимизировать штатную численность фискальной службы приблизительно на 10%, а на протяжении следующих десяти месяцев — еще на 10%, — уточнил Насиров. – Реалистично нам понадобится еще год, чтобы довести структуру до «минус 30%», но только после введения электронных сервисов». За счет сокращения персонала ГФС рассчитывает повысить зарплаты оставшимся сотрудникам. Предполагается, что это поможет преодолеть коррупцию в фискальном ведомстве. До какого уровня вырастут оклады, пока не решено. ГФС и Минфин создадут совместную экспертную комиссию для определения подходящего уровня зарплат для сотрудников ГФС.

Критерии успеха

Успехи ГФС правительство оценит уже в сентябре. Методику растолковал премьер-министр Арсений Яценюк.

Работу Насирова оценят по четырем критериям. Три — персональные. Во-первых, руководитель службы отвечает за разработку плана действий при участии Минфина и МВФ; во-вторых, — за утверждение этих изменений в парламенте. Третий – борьба с налоговым мошенничеством с НДС. За счет борьбы с налоговыми ямами ГФС должна увеличить поступления НДС на 5% за май-июль. Последний критерий – одинаковый для всего руководства ГФС. А именно – кадровая ротация.

От первого замруководителя ГФС  Сергея Билана, курирующего налоговую милицию, Яценюк потребовал выполнения пяти ключевых задач. Чиновник в ответе за борьбу с контрафактной, в первую очередь подакцизной, продукцией. Ведомство должно утвердить политику борьбы и представить результаты уголовных дел и привлечения к ответственности виновных. Билану, как и Насирову, поручено пресечение махинаций с НДС. Еще одна задача Билана — демилитаризация налоговой милиции (нужно внести предложения в парламент. Еще одно требование к нему – контроль над перемещением грузов в зоне АТО. И, наконец, все те же кадровые ротации.

Еще одному заместителю Насирова – Константину Ликарчуку, ответственному за таможню, поручено лично контролировать выполнение шести задач. Первая – провести IT-аудит и предложить план создания электронной таможни, согласованный с ГФС и Минфином. Вторая – создать совместные таможенные посты со странами-членами ЕС на западной границе. Грузы там будут оформляться совместно. Третья – усилить борьбу с контрабандой. За счет этого ГФС должна нарастить таможенные поступления в госказну на 20% за следующие три месяца. Четвертая – «единое окно» на всех таможенных пунктах. Пятая – кадровые изменения (среди таможенников). И, наконец, Ликарчуку поручен эксперимент с управлением таможнями.  «Давайте сделаем пилотный проект на отдельных таможнях и пригласим компанию извне, например, Crown Agents, чтобы они оперировали отдельными украинскими таможнями, — предложил премьер. — Предлагаю вам отдать под управление иностранным компаниям наиболее коррумпированные таможни, и там мы сразу увидим, какой результат работы».

*

Top