Почтовые операторы боятся зачистки рынка

Мининфраструктуры хочет обязать операторов почтовой связи работать по лицензии

Рынок почтовых услуг ожидают перемены: Министерство инфраструктуры готовит законопроект «О внесении изменений в Закон «О почтовой связи». 13 октября документ вывесили на официальном сайте министерства с призывом ко всем желающим в течение месяца присылать свои замечания. В итоге оказалось, что законопроект вызвал отнюдь неоднозначную реакцию со стороны участников рынка почтовой связи. Hubs выяснил, чем же недовольны операторы, и какие изменения к действующему закону предлагают они.

Что хочет Мининфраструктуры

Первое, что побудило министерство взяться за разработку законопроекта, это то, что в действующем законе почтовая связь не отделена от смежных видов услуг. Например, компании, которые доставляют крупную бытовую технику, по международным стандартам почтовыми операторами не являются, но при этом именно так позиционируют себя на рынке. Учитывая это, в новом законопроекте чиновники предлагают считать почтовой услугой только доставку груза весом до 30 кг (посылку). Все, что больше этого веса, – уже грузовые перевозки.

Также законопроект определяет, что оператор почтовой связи – это субъект хозяйствования, который имеет право на осуществление деятельности по предоставлению услуг почтовой связи: это прием, обработка, перевозка и доставка почтовых отправлений, выполнение поручений пользователей по почтовым переводам, банковским операциям и т.д. Он также вводит понятие «курьерская услуга почтовой связи» – прием от отправителя и вручение почтовых отправлений получателю, которые осуществляются не на объектах почтовой связи, с подтверждением вручения в письменной или электронной форме.

Кроме того, законопроектом предусмотрено создание реестра операторов почтовой связи, то есть базы данных с информацией о них. Отметим, что реестр операторов есть и сейчас, но он представляет собой простой перечень почтовых компаний. Чиновники же предлагают включать в реестр только те структуры, которые получат соответствующую лицензию. Если оператор будет работать без нее, то всю прибыль, которую он заработал, государство может забрать себе.

Реестр будет вести Национальная комиссия, которая сегодня осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Она будет принимать заявки от субъекта хозяйствования или предпринимателя и решать, может ли тот предоставлять почтовые услуги.

Вроде как все просто: подай данные (наименование юрлица или ФИО предпринимателя, код в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины или регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика и пр.) и работай.

Но, согласно законопроекту, регулятор несколько расширил функции НКРСИ. Теперь комиссия также должна будет изучить информацию о конечных бенефициарных собственниках, владельцах субъекта, а также лицах, которые им управляют. Кроме того, комиссия получит право на доступ к официальным документам, подтверждающим источники происхождения средств, за счет которых сформирован уставный капитал субъекта.

Интересно, что финансировать работу комиссии теперь предлагается за счет самих операторов связи, которые ежеквартально должны будут отчислять в спецфонд госбюджета 0,2% от доходов, полученных за этот период. При этом они смогут самостоятельно устанавливать тарифы и предоставлять скидки на услуги почтовой связи, кроме универсальных услуг — их определяет нацрегулятор.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, задача документа – привести украинское законодательство в соответствие с директивой 97/67ЕС Европейского парламента от 15 декабря 1997 года. В частности, речь идет о предоставлении клиентам «универсального обслуживания». Иными словами, у всех пользователей на всей территории Украины должен быть свободный доступ к сети почтовой связи. И каждый должен иметь возможность пять дней в неделю отправить письмо (минимум одна ежедневная выемка из почтового ящика), для чего нужно «обеспечить достаточное количество объектов почтовой связи и почтовых ящиков».

Чтобы обеспечить «универсальное обслуживание», «назначенный оператор почтовой связи» (термин вводится вместо «национального почтового оператора») должен будет оказывать универсальные услуги почтовой связи на всей территории Украины. Это пересылка почтовых карточек, писем, отправлений для слепых, посылок без объявленной ценности весом до 10 кг, периодических печатных изданий. У «назначенного» оператора также будет исключительное право на пересылку простых писем массой до 50 г и простых почтовых карточек. Кроме того, он на договорной основе будет доставлять пенсии и денежную помощь малообеспеченным. «Назначенного» оператора, согласно законопроекту, будет определять центральный орган исполнительной власти. Но участники рынка уверены, что речь в любом случае может идти только об «Укрпочте», у которой есть отделения даже там, где содержать их нерентабельно.

Чего боятся операторы

Несмотря на благие намерения чиновников Мининфраструктуры, частные операторы почтовых услуг заявили, что их такая редакция закона не устраивает. Они опасаются введения лицензирования и увеличения количества надзирательных и регуляторных функций НКРСИ, и не видят оснований для установления контроля над всеми услугами почтовой связи.

«Нужно будет брать фактически разрешение на работу. А решение о том, подходят предоставленные документы или нет, будет принимать регулятор. Он должен вести реестр исключительно для админцелей, а когда выдается документ вроде разрешительного, это уже — регуляция, и существенная», – прокомментировали Hubs законопроект в «Новой почте».

В компании также отметили, что согласно Закону «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» требования лицензионных условий для предприятий уже включают кадровые, организационные и технологические требования. Так зачем их предоставлять еще раз НКРСИ?

«То есть законопроект предлагает ввести право регулятора под видом определенных требований к операторам устанавливать лицензионные условия осуществления деятельности. Это существенные коррупционные риски, ведь по смыслу п. 1 ч. 2 ст. 26 законопроекта, нарушения нормативных актов регулятора означают штраф», – объясняют в «Новой почте». – При этом в ч. 3 ст. 18 законопроекта оставлена ​​действующая и сегодня норма о том, что правила предоставления услуг почтовой связи утверждаются Кабмином. Каким образом требования, утвержденные нацрегулятором, и правила предоставления услуг, утвержденные правительством, должны согласовываться между собой?»

«В 2010 году государство отказалось от лицензирования частной экспресс-доставки. Теперь мы получаем законопроект со скрытым регулированием, ограничением выхода на рынок путем установления административных барьеров и мегарегулятора», – говорит директор юридического департамента «Новая Почта» Инна Хомич.

В свою очередь заместитель главы правления компании «Деливери» Андрей Ивасив отмечает, что на рынке почтовых услуг всегда была свободная конкуренция, и развивался он успешно именно благодаря отсутствию зарегулированности.

Впрочем, руководители действующих на рынке компаний беспокоятся скорее не о том, как будут выходить на рынок новые конкуренты — рынок более-менее устоялся. Но о том, что лицензии теперь предстоит получить всем, то есть даже тем, кто уже работает на рынке. И не факт, что НКРСИ всем их выдаст.

Опасаются операторы и того, что появятся новые рычаги влияния на бизнес. «Комиссия сможет, к примеру, заблокировать на десять дней работу компании, осуществляя проверку. Но бизнесу хватит и других проверяющих, таких как налоговая или СБУ», – говорит Ивасив.

Не нравится операторам и то, что им придется содержать дополнительную группу чиновников, которые их же будут контролировать. Ведь для крупных игроков с большим оборотом 0,2% от дохода – это миллионные расходы.

В «Деливери» Hubs сообщили, что согласятся на такие расходы только если поменяют систему налогового законодательства Украины в целом. В частности, отменят существующие налоги и введут отдельные налоги для каждой госструктуры: полиции, фискальной службы и т.п. Компания также предлагает ввести сбор на администрирование реестра операторов почтовой связи, который оплачивался бы при подаче заявления о внесении информации о компании в реестр. Он должен быть в пределах от одной до пяти минимальных зарплат. Для актуальности информации регулятора данные в реестре должны обновляться каждый год.

Что нужно «Укрпочте»

В то же время заместитель генерального директора «Укрпочты» Александр Перцовский уверен, что менять законодательство необходимо из-за директивы ЕС. «Все страны берут на себя обязательство обеспечить универсальные услуги. Даже в самых отдаленных селах люди должны получать качественные почтовые услуги. Сейчас предоставление этих убыточных услуг обеспечивается за счет субсидирования «Укрпочтой». До 80% наших отделений являются убыточными, мы не получаем дотаций из бюджета», –пожаловался он.

Перцовский считает, что нужно найти механизм, который сможет компенсировать предоставление услуг почтовой связи в сельской местности. По его словам, это может быть либо создание универсального фонда, либо прямое субсидирование. «Мы все понимаем, что субсидирование из госбюджета – это не выход, потому что у нашего государства много статей затрат. Проект закона предлагает «скинуться» всем участникам рынка на покрытие убытков на обеспечение почтовых услуг в отдаленных местах», — говорит он.

Отметим, что ранее гендиректор «Укрпочты» Игорь Смелянский рассказал в интервью журналу «Фокус», что  почтовое отделение в селе не может быть прибыльным — количество операций, которое оно совершает, не оправдывает расходы на его содержание. А доступ к почтовым услугам должен быть у всех. «В Словакии 5 млн населения и 1,5 тыс. почтовых отделений. Словацкая почта посчитала, что на содержание убыточных отделений в удаленной местности требуется €10 млн в год. Она эти деньги получает в качестве дотации от государства. Если бы я получал такие суммы на «Укрпочту», все отделения были бы компьютеризированы в течение года», – сказал он.

Интересно, что Перцовский убеждает участников рынка, будто «Укрпочта» является таким же игроком, как и они, и не имеет влияния на разработчиков законопроекта. И жалуется, что госоператор и сам находится в неравных конкурентных условиях, ведь только его деятельность сейчас регулируется Законом «О почтовой связи». То есть один игрок поставлен в законодательные рамки и должен выполнять все требования, а другие выведены за эти рамки.

Заместитель гендиректора  уверяет, что «Укрпочта» выступает за упрощение регулирования рынка. «Пришла новая команда — почти на 100% люди из частного сектора», — говорит он (сам Перцовский ранее был руководителем по развитию бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе компании DHL).

Впрочем, «частников» жалобы «Укрпочты» не трогают. По их словам, они и сами хотели бы «покрывать свои убытки за счет других». Мол, в таком случае они смогли бы развивать сеть также, как и «Укрпочта». И вообще, это нормально, когда у компании есть убыточные услуги, филиалы и т.д. Их нужно содержать за счет других направлений. Тем более, что убыточная деятельность, похоже, отнюдь не влияет на показатели госкомпании: за прошлый год «Укрпочта» получила 53 млн грн прибыли.

«Укрпочта» имеет монополию на некоторые услуги. Например, она может продавать марки, остальные операторы не могут этого делать. Во время обсуждения законопроекта мы предлагали компании прекратить предоставлять монопольные услуги, но получили отказ», – привела пример директор юридического департамента «Мист Экспресс» Илона Коваль.

В любом случае операторы не теряют надежду достучаться до чиновников. Иначе, мол, пострадают и они, и потребители, поскольку стоимость услуг доставки для последних увеличится, так как содержать комиссию планируется за счет операторов.

*

Top