Как украинским ученым устроиться на работу за рубежом
Мое первое знакомство с украинской наукой произошло во время написания магистерской работы. Я училась на факультете «Биотехнологии и биотехники» Киевского политеха. Для исследований устроилась стажером в Институт садоводства УААН. На практике я мыла полы и посуду, полола грядки, перевозила землю и аж один раз сидела в лаборатории в стерильном боксе! В дипломе я бы написала об оздоровлении и размножении растений, но никакой новизны в моей работе не было. Преподаватели подтвердили мои догадки, и я ушла из этого института.
Слегка разочарованная, но наученная опытом, пошла по рекомендации преподавателя на стажировку в Институт физиологии растений и генетики. После защиты диплома поступила в аспирантуру. Так я стала сотрудником научного института с официальной должностью «инженер 2-й категории». Ситуация в украинском ученом мире оказалась печальной.
В украинских научных институтах около 70% сотрудников – пожилые люди. В силу возраста или амбиций они отстают от современных достижений. Поэтому на работе чаще пьют чай и сплетничают, чем занимаются наукой. Они пишут научные работы, публикуются максимум в российских профессиональных изданиях, защищаются и получают ученое звание для прибавки к пенсии. Все, что делалось в институте, было далеко от современной науки, какой я ее вижу сейчас. Однажды меня отправили на конференцию в Москву. Разумеется, за свой счет, институт ничего не выделял. Но именно эта поездка создала прорыв в моем сознании. Я была в шоке от того, насколько далеко наша лаборатория от мировых разработок.
В украинских научных институтах около 70% сотрудников – пожилые люди. На работе они чаще пьют чай и сплетничают, чем занимаются наукой tweet
Потом была конференция в Вене, там я пришла в глубокий шок: между мной и настоящей наукой была огромная пропасть. Там же меня пригласили на три месяца работать в австрийскую лабораторию – The Max F. Perutz Laboratories (MFPL). Я должна была заниматься одним из ее проектов, а своей темой – в свободное время. Потом позиция моего шефа-австрийца в Венском университете заканчивалась, и следующую он нашел в Германии. Вместе с ним частично переехала и его лаборатория.
Изначально переезжать не хотелось – менять страну, снова начинать все с нуля. Но выбора у украинских ученых нет. Сейчас я рада переезду. Фрайзинг – маленький, удобный для жизни городок, спокойный и чистый. Мы каждые выходные можем ездить в горы, на чистейшие озера. Ритм и образ жизни очень человечный, здоровый. Нет суеты и спешки, которая присуща крупным городам. Здесь чувствуется комфорт и забота о человеке.
Кстати, переезды для ученых во всем мире – обязательная практика. У нас считают, что люди выезжают за границу исключительно потому, что в Украине все ужасно. Но, например, в Германии человек не может получать профессорскую должность в институте, где он делал докторскую (PhD). Он должен найти позицию в другом институте или университете, которому будет интересна его работа. Так ученый двигается и растет профессионально. Это стимулирует не расслабляться и работать. Здесь доктора и профессура всегда пишут гранты, пишут 5-7 работ в год, занимаются исследованиями. Они работают и развиваются профессионально. Я прекрасно понимаю, что все зависит именно от меня, от моей работы. А не от госбюджета.
Сейчас я получила позицию PostDoc в новом проекте. Она временная, на 2-3 года. Я никогда не смогу сказать: «Все, защитила/получила должность, теперь можно остановиться и спокойно выполнять проекты». Всегда надо быть в тонусе. В любой момент проект может закончиться и ты должен будешь найти себе другое место работы.
Профессоры в Германии намного моложе, чем в Украине. У них есть собственные лаборатории, они всегда в курсе научных событий и достижений в их сфере tweet
Чтобы защитить научную работу в Украине, надо потратить больше нервов, чем провести экспериментов. Слишком много бюрократии, которая попросту забирает время у науки. Тут, в Германии, написал научную работу, ее проверили два человека, назначили дату защиты и провели в удобное всем время. Ты должен только организовать процесс. Причем, защищается в основном молодежь. Часто профессоры в Германии намного моложе, чем в Украине. У них есть собственные лаборатории, они всегда в курсе научных событий и достижений в их сфере, читают лекции не только по теоретическим знаниям, но и делятся практическим опытом.
Ученые, которые целиком и полностью посвящают себя науке, даже здесь зарабатывают немного. Но доход сбалансированный, на него можно спокойно жить. Частенько люди защищают PhD и уходят работать в бизнес, где нужны их знания. Там оплата гораздо выше.
Бывает, что звание «доктора» мешает — либо вообще не нужно для работы, либо такой сотрудник обходится дороже tweet
Как ученый в Германии получает грант на какое-то исследование? Он разрабатывает предложение. Организации оценивают проект, его разработчика, смотрят, сколько публикаций в научных изданиях у него есть. Публикация в научном издании с определенным рейтингом – это результат работы, по которому фактически выставляется рейтинг самого ученого. По нему и судят – дать или не дать грант, то есть финансирование. Причем по окончании человек всегда должен написать полный отчет, все оценивается и считается. Если не выполнишь условий – становишься неконкурентоспособным на рынке. Поэтому ученому важно постоянно быть в движении и получать результат.
Переезд за границу для украинского ученого — не способ сбежать из страны, а единственный способ качественно и продуктивно заниматься наукой.
К сожалению, выехать украинскому студенту на работу в иностранную лабораторию сложно. Во-первых, за
границей понимают, что украинское образование даже в вузах, которые котируются здесь, хуже, чем аналогичное в Германии. Не любят и волокиты с документами, которые нужны для первичного собеседования. Во-вторых, биология – наука прикладная, то есть обязателен опыт работы в лаборатории, который украинскому студенту получить практически нереально. В теории — это задача учебного заведения. Но на практике — в Украине такого нет.
В Германии студент, который пишет бакалаврскую, проходит 4-6 недель практики в лаборатории. Если идет учиться на магистра, то на протяжении полугода делает проект в лаборатории и по окончании пишет тезис на английском. Невозможно защитить магистерскую теоретически, без проведения экспериментов и исследований, как у нас в Украине. Более того, магистерская работа пишется на английском языке, по международному образцу.
Здесь в лаборатории всем хватает пипеток и пробирок. Студенты обеспечены необходимой материальной базой. И это важно. Сложно хотеть заниматься наукой, если неделю «выбиваешь» только какие-то колбы, как я это делала в Украине.
Да, Германия — одна из самых развитых стран в научной среде. Коллеги из лабораторий Венгрии и Италии говорят, что у них в странах подход к науке не такой серьезный, хотя лучше, чем в Украине.
Думаю, ситуацию можно менять. Верю, что в Украине много умных людей, которые хотят развиваться в научном направлении. Для этого необходимо изменить подход уже с момента получения образования, готовить кадры, обучать их заграницей и возвращать назад, как это делают китайцы. Китай 3-4 года платит стипендию своему аспиранту за рубежом. По условию такого договора, он обязан вернуться на два года в Китай и проработать на благо родины. Или его обяжут вернуть всю сумму стипендии государству.
Украине жизненно важно поднять уровень и пользу ученых в глазах общественности. Должна быть программа, которая поможет находить финансирование для науки, исследовательских проектов, привлекать частные компании, как это делается за границей. Если государство будет заинтересовано в развитии научных отраслей – к работе можно будет привлечь и людей, и бизнес. Пока этого не будет, украинцы, которые работают по всему миру в науке, не смогут вернуться и развивать ее на родине. Ведь почему ученые выезжают за рубеж? Потому что здесь возможно заняться наукой!
Но есть и другая сторона медали. Наши ученые очень пассивны в науке. Они должны стремиться, чтобы об их работе узнал весь научный мир. Для этого надо печататься в рейтинговых мировых журналах, проводить исследования, которые соответствовали бы мировому уровню. В этом тоже нужна помощь.
Никто не отменял практику совместных проектов – украинских и иностранных ученых. Это поможет обучаться украинцам за границей, перенимать опыт и налаживать мировые научные связи. Там же можно научиться подавать проекты на гранты и выполнять их. Это поднимет уровень украинских ученых на мировой арене, о нас узнают.
Я уверена: украинским ученным есть что рассказать миру, но надо помочь это сделать.