За быстрый переход на рубль крымчанам придется заплатить своими депозитами и деньгами на текущих счетах.
«В первых числах апреля наши крымчане смогут получать зарплату и пенсии в российских рублях, социальные выплаты в полном объеме в российских рублях, по новым стандартам и по новой уже системе», — пообещал на выходных вице-премьер парламента Крыма Рустам Темиргалиев.
Полный переход на рублевую систему взаиморасчетов также не за горами. На следующий день после референдума о самоопределении Крыма его правительство заявило, что это случится до 2016 года. Кроме того, крымские власти пообещали создать собственный Центробанк и забрать в управление стратегические предприятия полуострова, в числе которых и «Чорноморнафтогаз» — дочка НАК «Нафтогаз України».
Для финансовой поддержки Крыма Россия уже зарезервировала $1,1 млрд в своей структуре расходов, написал в своем Twitter непризнанный председатель Совета министров автономии Сергей Аксенов.
Даже если это так, быстрый отказ от «членства» в государстве Украина дорого обойдется рядовым крымчанам: банковская система полуострова – за шаг до коллапса. Жители полуострова вынуждены будут заплатить за независимость от Киева своими депозитами и деньгами на текущих счетах.
Начало краха
Первой ласточкой крымского банковского кризиса стало сообщение ПриватБанка. На минувших выходных двери нескольких крымских отделений этого учреждения украсило объявление: из-за перевода операций на рубли некоторое время они не будут работать. В понедельник все сомнения развеяли крымские власти. Верховный Совет Крыма провозгласил рубль официальной валютой полуострова с той лишь оговоркой, что до 2016 года такой же статус на полуострове будет иметь и украинская гривна. В тот же день крымский парламент создал собственный регулятор, передав полномочия Национального банка Украины новой структуре – Банку Крыма.
Но своим огромным желанием как можно скорее стать ближе к России – и статусом, и валютой – новое правительство Крыма рискует спровоцировать на полуострове масштабный банковский кризис.
Еще неделю назад из-за активной подготовки к отделению Крыма в местных отделениях банков начался отток депозитов. «Население и предприятия выносят из банков все (что могут снять)», — говорит высокопоставленный представитель центрального офиса крупного госбанка.
На материковой Украине с проблемой оттока депозитов активно боролись, предоставляя банкам рефинансирование. Но в Крыму помощи НБУ практически не почувствовали. Особенность полуострова – наличие огромной массы маленьких магазинчиков, в которых нет платежных терминалов, а потому, в отличие от тех же киевлян, крымчане по старинке питают слабость к наличным.
Из-за оккупации полуострова завозить наличность на полуостров для банков оказалось рискованным и сложным занятием. «С 11 марта крымские службы, которые занимаются доставкой валюты в местные филиалы и отделения банков, почему-то просто перестали принимать доставку валюты — видимо, не хотели брать на себя риски», — говорит высокопоставленный представитель одного из госбанков, попросивший на него не ссылаться. Как итог — ажиотаж на вывод депозитов и покупку валюты в Крыму увеличивался, возможности для их выдачи снижались, и к началу текущей недели банковский сектор автономии оказался практически парализован.
Вчерашние новости лишь усугубили проблему. Переход работы на рубль и создание Банка Крыма практически вывели финансовые учреждения полуострова из законодательного поля.
Рублевая зона
Для полного перехода на российский рубль у Крыма есть почти два года. Но часть банков, к примеру, отделения ПриватБанка на полуострове, — заявили о переходе на эту валюту сейчас. При этом в центральном офисе банка эту информацию официально не подтверждают.
Это может частично решить проблемы банков – ведь если с Украиной его общение ограничено, то с Россией – лишь нарастает, и российский Центробанк может обеспечить Крым рублями в нужном количестве. «Мы сейчас оперативно открываем счета в российских банках, в том числе — рублевые счета. Люди без пенсий и зарплат не останутся ни в коем случае, вся ситуация под контролем», — заявил вчера Рустам Темиргалиев.
Но, во-первых, вопрос в том, как выдавать в рублях гривневые вклады населения в украинских банках? А во-вторых, до сих пор непонятно, насколько этот процесс законен.
Крымские отделения просто не могут перейти на рубли официально. Их центральные офисы находятся на материковой Украине и подчиняются НБУ, а значит и действовать обязаны в рамках украинского права. « Платежным средством в Украине является гривна, следовательно перевод на рубли является незаконным и невозможен без разрешения Нацбанка», — говорит главный финансовый аналитик «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
По каким законам будут работать банки? Внятного ответа нет. Украинские банки пока не признают юридическое поле отделившегося Крыма, а полуостров — законодательство Украины. Как итог, банки могут оказаться вне закона, непризнанное правительство Крыма может забрать эти отделения «даром» в рамках национализации, — говорят два представителя банков первой десятки – государственного и частного.
Слишком пессимистичный сценарий? Отнюдь. Из всех украинских банков, работающих в Крыму, статус юридических лиц имеют лишь два — банк «Морской» и «Черноморский банк реконструкции и развития». Все остальные представлены филиалами.
«Только у этих банков имеется в наличии развернутая структура бэк-офиса для возможности управлять денежными потоками», — рассказывает президент Ассоциации «Днепровский Банковский Союз» Владимир Косюга. Эти юрлица, теоретически, можно переподчинить новому правительству Крыма. С филиалами этот шаг не удастся. Это значит, что действовать придется другими методами.
Правда, если правительство Крыма решит прибрать к рукам местные филиалы и отделения банков, оно заберет не самостоятельные бизнес-структуры, а «территориально обособленные безбалансовые отделения», все «богатство» которых – стулья, столы, пару операционисток, кассиров и охранников.
Сейчас все банки готовятся, по сути, к трем возможным сценариям. Первый – самый мрачный и реалистичный – национализация их офисов на полуострове. Второй – попытка работать в новом правовом поле Крыма и получить необходимые для этой работы лицензии. Третий – вынужденная распродажа своих отделений. С учетом форс-мажорной ситуации делать это придется по бросовым ценам.
«Если в сеть отделений в Крыму будут быстро «введены» российские банки, например «Сбербанк России» или ВТБ, это поможет решить вопрос с замещением гривны: у новых владельцев этих отделений не будет необходимости согласовывать свои действия с недружественным им НБУ», — говорит Владимир Косюга. Но и здесь возникнет много правовых коллизий, считает он, ведь до полноценного принятия Крыма в ряды субъектов РФ полноценно такое учреждение функционировать не сможет.
Население заплатит
Финансовые и организационные проблемы украинских банков в Крыму будут для них болезненными, но не смертельными.
«В общем денежном потоке украинских банков Крым занимал не более 5% по всем показателям, — говорит Владимир Косюга. — Все более-менее крупные предприятия управлялись из Киева, там же и концентрировались денежные потоки. Доходы домохозяйств достаточно скромны, а потому и суммы их сбережений относительно невелики».
Зато потери крымского населения в случае разрыва отношений полуострова с «материковыми» банками будут огромными.
По данным Forbes, на 1 марта 2014 года объем сбережений физических лиц на счетах в крымских отделениях составлял 15,9 млрд гривен, юрлиц – еще 3,9 млрд гривен. Национальный Банк Украины после объявления новости о независимости Крыма де факто начал блокировать платежи, идущие на крымские отделения в системе электронных платежей (СЭП), — рассказали три собеседника в разных банках первой десятки. Это означает, что крымские отделения остались, по сути, на самообеспечении, и могут оперировать лишь теми деньгами, которые поступают в их распоряжение от работы на полуострове.
«В 95% банках депозиты населения — это обязательства «материнских» банков перед вкладчиками на полуострове. И если отделения отключат от СЭП, они превратятся в «мусор»», — говорит Шапран. То есть надеяться на возврат этих средств практически не приходится.
Причем «континентальные офисы» будут даже в плюсе. По данным Forbes, объем кредитов, выданных крымчанам (как юридическим, так и физическим лицам) украинскими банками, составляет 14,3 млрд гривен, то есть на 5,5 млрд гривен меньше депозитного портфеля. Проблемой может стать ипотека, которая приобреталась в Крыму. На 1 января 2014 года ее размер составлял 967 млн гривен.
Хотя, конечно же, последствия такого «развода» для вкладчиков и банков будут зависеть от цивилизованности решения вопроса. «Национализация банков – это грабеж. В любом случае, пострадают вкладчики. Если процесс будет цивилизованным, то через некоторое время они все же смогут надеяться на выплату своих вкладов – когда будут решены проблемы с «подпиткой» банков с материка», — говорит председатель комитета УКБС по вопросам взаимодействия с общественностью и СМИ Александр Новиков.
Текст: Дарья Марчак, Юлия Бондаренко