Почему реверс газа может не стать для Украины спасительной соломинкой
Премьер-министр Арсений Яценюк 2 сентября заявил, что реверсные поставки газа из Словакии обеспечат Украине 10 млрд кубометров газа в год. Это покроет около 40% объема газа, который Украина ранее покупала у Газпрома. Не слишком ли завышены наши ожидания от возможностей реверса? Hubs анализирует основные проблемы в вопросе реверса.
Реверсный газ может оказаться дорогим для Украины
Цена за поставки реверсного газа из Словакии ($320- 330 за 1000 кубометров) сегодня выглядит оптимальной для Украины. Но эта цена касается лишь теплого периода. Ценообразование на европейском энергетическом рынке происходит не на основании долгосрочных контрактов, а на основе коммерческой цены спотового рынка. В случае, если зима будет холодной – цена изменится не в пользу Украины.
«По мере приближения к холодному сезону цена на споте растет. Объективно может быть ситуация, что зимой этот газ будет слишком дорогим и не будет смысла его покупать. Когда реверсный газ поставлялся через Польщу и Венгрию, в зимний период закупки газа были практически нулевые», — объясняет президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар.
Россия может влиять на цену газа, выкупая его у европейских компаний. «Газпром юридически не может запретить реверсные поставки. Вопрос в том, что Газпром имеет право выкупать избытки газа уже в Европе, не оставляя возможностей для его реверса», — считает эксперт института публичной политики Ильдар Газизуллин.
Реверсного газа может не хватить на полный отопительный сезон
Украина сегодня имеет практически достаточно голубого топлива, чтобы пережить зиму. Минимально необходимым является объем газа в 17 млрд кубометров, из которых в подземных хранилищах уже 16 млрд. Этот объем газа не обеспечит украинцам комфорта, особенно если зима будет холодной, но и не даст замерзнуть.
Объемы реверсных поставок, анонсированные правительством, велики. Но 10 млрд кубометров газа, о которых идет речь в случае со Словакией являются максимально возможными объемами. Реальная ситуация несколько другая. Поставки будут значительно меньше из-за давления России на энергетические компании, высокой цены на газ в зимний период, отсутствия необходимых объемов сырья в самой Европе. «Даже при условии полного реверса на зиму газа может не хватить, а сейчас мы видим только неполное использование реверсных возможностей», — считает Газизуллин.
Словакию сложно назвать надежным украинским партнером
Еще несколько лет назад Еврокомиссия заявляла о возможных реверсных поставках газа из Словакии. Договоренность о подписании соответствующего соглашения тоже существует давно. Ни Польша, ни Венгрия не имеют технических возможностей поставлять в Украину необходимые объемы реверсного газа. В апреле 2014 года соглашение было подписано, но за ним последовал продолжительный период «технической подготовки».
Именно Россия делала все возможное для задержки начала реверсных поставок из Словакии. «Украина готова была начать реверс раньше. Со Словакией было два варианта реверса: «малый» и «большой» реверс. Сейчас у нас есть только «малый» реверс, во многом «благодаря» усилиям «Газпрома».
Словакия могла пополнить украинские газовые хранилища почти на 4 млрд кубометров газа, если бы начала выполнять условия соглашения сразу. Вместо этого словацкая сторона решала вопрос, кто будет платить за строительство газовой перемычки с украинским газопроводом. Все работы, сделавшие реверс технически возможным, обошлись словакам в $20 млн что по меркам газового рынка – маленькая сумма.
Европейские компании зависят от российского влияния
Одна из главных задач европейской энергобезопасности — реализация Третьего энергетического пакета. В нем содержатся условия, усложняющие жизнь крупным энергетическим компаниям-монополистам. «Газпром» смог обойти эти «строгие» правила с «Северным потоком» благодаря лобби стран, заинтересованных в его строительстве. В первую очередь Германии и Франции. И это несмотря на то, что ни Северный, ни Южный потоки не имеют ничего общего с рациональностью: экономически выгодной альтернативы наземным газопроводам просто не существует. Если бы не ситуация с Украиной, строительство Южного потока уже бы реализовывалось, а политические договоренности обеспечивали бы ему статус трансъевропейского газопровода как и в ситуации с северным проектом.
О ненадежности реверсных поставок свидетельствует отказ Польши от реверса для Украины 10 сентября. Газпром начал ограничивать объем транзита газа Украиной для польской компании PGNiG практически на четверть. Это сделало невозможным поставки реверсного газа для Украины.
Аналогичные действия Газпрома по отношению к Словакии и Венгрии приведут к тому, что все европейские партнеры Украины по реверсу откажутся от соответствующих договоренностей. «Россия сделает хуже отношениям с Европой, если по максимуму использует газовое оружие. Но они к этому уже готовы, поскольку в России уже работает не столько бизнес-логика, сколько милитаристская », — отмечает Михаил Гончар.