Вините в экономическом кризисе Майдан? Эта колонка - для вас

Алексей Соболев, Независимый директор в CFA Ukraine  и Portfolio Manager в Dragon Asset Management

Алексей Соболев, член совета директоров CFA Society Ukraine

2015 год. Президент Виктор Янукович готовится к выборам. Премьер-министр Николай Азаров продолжает свою политику. Страна подводит итоги 2014-го. Мы чуть меньше торгуем с ЕС, чем в 2013 году (и сильно меньше, чем сейчас), чуть больше — с Россией. В основном потому, что продолжаем покупать газ. Да, не по $368, а по $268. Но покупаем больше (около 33 млрд куб. м) и платим в сумме не $5,6 млрд, как после Евромайдана, а около $9 млрд.

Хотя платим — это немного не то слово. Валюты в стране не хватает. Рынки капитала закрыты, МВФ требует вернуть кредиты. Весной 2014 года Путин выдает нам $12 млрд: $4 млрд на погашение долга МВФ, $3 млрд на погашение облигаций НАК «Нафтогаз» и Украины и $5 млрд — отдать долги за газ Газпрому.

Где-то в сентябре 2014 эти деньги заканчиваются. Азаров едет в Москву за очередной подачкой. У Москвы лишних денег нет. Санкций нет, капитал из России не бежит, но цены на нефть падают, резервы нужны для поддержания рубля. После долгих переговоров под обещание отдать часть газовой трубы Азарову выделяют еще $8 млрд, из которых $2 млрд мы тут же возвращаем Газпрому. Украина полностью рассчиталась по выплатам в 2014 году, заместив эти кредиты российскими.

Доллар в РФ — по 39 рублей.

Падение промышленного производства продолжается. Основная причина — снижение спроса на мировых рынках на сырьевые товары из-за замедления экономики Китая и снижения рубля. Стабильная гривна делает наши предприятия неконкурентоспособными, по сравнению с российскими заводами. У нас падает экспорт. Не на 10%, а на 6%.

Курс доллара по-прежнему держат на уровне 8 гривен. Валюты в обменниках нет, в одни руки продают не больше $100. Правительство Азарова сдерживает инфляцию с помощью высоких ставок и стерилизации лишней гривны. В 2014 году эта политика не так успешна, как раньше. Причин несколько: рост дефицита бюджета и текущего счета вынудили правительство начать их финансировать выпуском ОВГЗ, которые выкупал НБУ. Люди понимают, что стабильный курс гривны держат только до выборов, поэтому ищут способы сохранения сбережений. Валютный рынок максимально зарегулирован, поэтому растет спрос на импортные товары, как следствие — 6%-я инфляцию.

Импортеры получают валюту из резервов Нацбанка. Плюс интервенции для поддержки гривны. Резервы сокращаются до $10 млрд (против $12,6 млрд сейчас).

Ввиду ожидающейся политической нестабильности в 2015 году объем прямых инвестиций сократился до нуля.

Общий долг страны вырос до $86 млрд (сейчас $74,3 млрд). Все эти проблемы «семьи» не касаются, бюджет продолжают пилить, но из-за спада производства собирать налоги все тяжелее, растет бюджетный дефицит. Усиливается давление на бизнес и, чтобы не проиграть выборы, повышают пенсии. Гривну на это печатают. Чтобы не допустить разгона инфляции ставки держат высокими, банковское кредитование отсутствует, что дальше убивает бизнес.

Прогноз развития экономики Украины на 2014 год

Показатель После Майдана Без Майдана
ВВП, млрд грн. 1455 1597
— изменение реального ВВП, % -8 -2
— изменение промышленного производства, % -14 -6
Потребительская инфляция, % 21 7
Сальдо текущего счета, $ млрд -4,1 -18,5
Сальдо текущего счета, % от ВВП -3,5 -10,1
Экспорт товаров, $ млрд 58,5 61,1
Импорт товаров, $ млрд 62,6 84,6
Импорт газа, млрд м куб. 19,1 33
Импорт газа, $ млрд 5,6 8,9
— из Европы 1,1 0
— из России 4,5 8,9
Сальдо операций с капиталом и финансового счета, $ млрд -1,5 23,5
Дефицит бюджета с ПФ, % от ВВП -5,5 -5,5
Дефицит Нафтогаза, % от ВВП -4 -0,5
Золотовалютные резервы, $ млрд 9,6 9,7
Внутренний госдолг, $ млрд 32,6 40,5
Внешний госдолг, $ млрд 40,3 45,2
— перед МВФ 6,3 1,6
— перед РФ 3 17

Азарову в Москве объясняют, что после выборов в 2015-м придется сокращать расходы бюджета и девальвировать валюту (до 10-11 грн./$). Вполне возможно, что нам поменяли Конституцию и вовлекли Украину в Таможенный Союз. Денег на содержание такого государства как Украина уже найти негде, у России столько лишних ресурсов тоже нет – пришлось бы полюбовно отдавать часть суверенитета. Мы столько должны России, что Европе и Штатам было бы некуда вмешиваться.

Модель построена на трендах 2012-13 годов, скорректированных на текущее падение цен наших экспортных товаров.

коментаря;

  1. zerstoren said:

    Это взяли с расчетом войны или без нее? Потому что большая часть проседания бюджета из-за войны.
    А так прогноз (вымысел) лично Соболева, где-то верный, где-то нет.

    • Oleksiy Sobolev said:

      Цифры без майдана и без войны. Посмотрите на динамику изменения дефицита бюджета в 2012 и 2013 годах и какой бюджет приняли голосованием руками на 2014 год. Дефицит 2013 года был уже 4.8%, а в януковичевском бюджете на 2014 год уже был дефицит и расчёт на рост экономики, а не на её падение.

  2. Macim said:

    да там и дураку понятно, что любимчику пенсионеров Азарову ради покращень и массовки пришлось бы продать страну колонией россии, кстати именно это и «путь урегулирования конфликта» у нынешних бывших регионалов

  3. Max Ratnikov said:

    Нет желания лезть в большие споры. Укажу только на два важных момента. Согласно моделям Паоло Мауро, Пола Ромера, Мэнкью — Ромера — Вейла у нас была бы ситуация тяжелая, но не настолько. Согласно моделям рисков по методикам Bisiness Risk Service, Futures Group, модели Дугласа Хиббса, Institutional Investor, PRS Group и ЕБРР положение Украины при ПР было бы менее
    рискованным, чем сейчас мы наблюдаем. Эти два момента без учета логики
    революций.

*

Top