Схемы в экономике страны выявили в результате проекта "Инкубатор-1991"
«1991 Open Data Incubator» объявил конкурс на участие в антикоррупционной инкубационной программе. Программа будет проводиться в партнерстве с Министерством инфраструктуры и киевским офисом Deloitte. Лучшие IT-решения будут интегрироваться в Министерство инфраструктуры Украины по окончании инкубационного периода. Финансирование программы осуществляется за счет международного фонда «Відродження», — говорится в сообщении пресс-службы «Инкубатор 1991».
Подготовка к антикоррупционному набору осуществлялась совместно с киевским офисом Deloitte. Были проинтервьюированы участники рынка, профессиональные организации и госслужащие, которые хотят реформировать систему. В ходе интервью выявлено 18 коррупционных схем, которые позволяют оседать миллиардам гривен в карманах коррупционеров:
- Prozorro: Коррумпированные схемы выбора поставщика
Техусловия в системе искусственно складываются таким образом, если бы в тендере мог участвовать один конкретный поставщик, например:
— требования необычных и необязательных разрешений и лицензий;
— необязательные требования в составе или внешнего вида изделия;
— использование номенклатуры, которая выдается за «оригинальную», хотя товар общеизвестен под другой номенклатурой;
— закупка товара, который вообще не является необходимым для государственного предприятия, или закупка нужных товаров в избыточных количествах.
- Prozorro: Отслеживание реализации тендера
После проведения тендеры не реализуются. Это может происходить по нескольким причинам, включая:
— победу «неудобного» поставщика;
— желание поставщика присвоить предыдущую оплату без поставки товара или предоставления услуги.
- Prozorro: Махинации с условиями договора
После проведения тендера условия договора адаптируются таким образом, чтобы поставщик извлек дополнительную выгоду:
— к условиям тендера добавляют штрафы и пени;
— поставляется товар низшего качества или в недостаточном объеме.
- Prozorro: Заговор поставщиков
Заговор поставщиков, которые по очереди побеждают на одинаковых тендерах, предлагая при этом минимальные скидки.
- Таможня: Искусственные задержки товара
На импорте\экспорте товара создаются задержки, которые имеют признаки искусственных (претензии к весу, составу, оформлению документов; вымогание дополнительных документов; дополнительные проверки; навязывание необязательных услуг), через которые импортер\экспортер несет значительные потери (порча товара, простой мощностей, штрафы и расходы через нарушение в логистической цепочке).
- Аренда и использование госимущества: Нехватка вагонов
В «Укрзализныце» теперь существует нехватка вагонов для перевозки груза, поэтому вагоны предоставляются бизнесу с задержкой.
У компаний нет понимания о наличии вагонов на любых участках дороги, по этой причине у представителей «Укрзализныци» есть возможность предоставлять преимущество определенным компаниям в предоставлении вагонов для перевозки.
- Аренда госимущества: Нерациональное использование имущества
Частные компании получают в аренду государственное имущество, стоимость которого определяется по внутренним методикам и не всегда совпадает с рынком. В результате возникают две проблемы:
— Переоцененное имущество не сдают в аренду и оно никак не используется.
— Возникает коррупционный риск из-за желания многих компаний взять в аренду недооцененное имущество.
- Кражи товара на станциях
На станциях «Укрзалізниці» происходят кражи товара. Согласно предложениям представителей бизнеса, необходимо проводить анализ таких случаев с целью их предупреждения. Как писал Hubs, не доверяя «Укрзалізниці», грузовладельцы активно нанимают частную охрану.
- Дноуглубление: Цена и качество
У представителей бизнеса и государственных органов существует ряд претензий относительно стоимости и качества дноуглубления в украинских акваториях. Согласно их предположениям, необходимо анализировать стоимость и качество данных работ с целью повышения их эффективности и элиминации коррупционных рисков.
- Дноуглубление: Кражи песка
При дноуглублении реки добывается песок, который, согласно стандартным процедурам, должен утилизироваться. Существуют признаки того, что в реальности песок реализуется в строительные компании, принося личную выгоду чиновникам, которые отвечают за данный процесс. Эта проблема приводит к убыткам государства, а также пагубно влияет на экологическое состояние водоемов.
- Железнодорожные услуги: низкое качество
Общеизвестно, что услуги, которые предоставляет «Укрзализныця», иногда имеют низкое качество. В некоторых случаях общество объясняет эту ситуацию коррупционными проблемами (например, белье используется более, чем один раз, как это предусмотрено).
- Капитальное строительство: Низкая эффективность
В «Укрзализныци» существуют свои строительно-монтажные управления, которые занимаются ремонтами и строительством. Согласно информации представителей рынка, данные работы могут происходить неэффективно и сопровождаться кражами.
- Ремонт дорог: Контроль выполнения
В Украине не существует единой системы для жалоб на низкое качество дорожного покрытия и контроля выполнения ремонтных работ.
- Ремонт дорог: Эффективность использования дорожного сбора
Существует потребность контролировать эффективность использования дорожного сбора, который платят автозаправочные станции путем анализа размещения заправок, оплаченного сбора и сравнения с работами по ремонту дорог.
- Весовые комплексы: Неэффективное использование
На данный момент могут использоваться неэффективно из-за того, что перевозчики имеют возможность обходить ограничения. Существует потребность в системе мониторинга работы весовых комплексов.
16: Стоимость перевозок: Невозможность планирования
У частных компаний нет возможности полностью планировать стоимость перевозки. Да, несмотря на наличие коммерческого программного обеспечения для расчета тарифа на перевозку груза, пост-фактум компаниям выставляют стоимость дополнительных услуг (уборка, охрана, и т. д.). Методика расчета этих услуг является непрозрачной. В связи с этим существует потребность разработки программного инструмента для осуществления расчета полной стоимости перевозки.
- Нелегальное использование вагонов
Согласно данным участников рынка и журналистов, некоторые служащие, злоупотребляя своим положением, используют вагоны «Укрзализныци» для собственных потребностей, предоставляя их в аренду частным компаниям. Преодолеть эту проблему было бы возможно при создании дешевой и рабочей системы отслеживания местонахождения вагонов.
- Распределение маршрутов на межгородских пассажирских перевозках автобусами и маршрутными такси
Существуют квоты на распределение маршрутов между перевозчиками. Как правило, этот процесс является непрозрачным, происходит при контроле представителей власти «на местах» и содержит в себе коррупционные риски.
Как сказано в сообщении, команда проекта ищет единомышленников — команды стартапов, которые могут предложить it-технологии для разоблачения схем и формирования прозрачных процессов. Для этого необходимо зарегистрироваться на https://goo.gl/V2GWYH и задать вопросы министру инфраструктуры, узнать инсайты Deloite и создать свой антикоррупционный стартап.
Инкубационный период начинается с декабря и продлится два месяца. По результатам инкубации презентованные проекты будут рассмотрены Министерством инфраструктуры и донорами во время ДемоДня. Ключевым критерием отбора является демонстрация функционала, который будет способствовать препятствию реализации той или иной указанной коррупционной схемы.
В начале года общественная организация SocialBoost, при поддержке Western NIS Enterprise Fund и «Майкрософт Украина», объявила о запуске 1991 Open Data Incubator — первого в Украине некоммерческого инкубатора для развития IТ-проектов на основе открытых данных. Цель проекта — трансформация больших объемов открытых данных в ресурс для создания стартапов, способных оказывать сервисы украинским гражданам, компаниям и государственным органам. Проект призван «оцифровать» такие секторы экономики, как агробизнес, энергетика, инфраструктурные проекты, медицина, государственные услуги для граждан и внутренние аналитические системы в государстве, наладив взаимодействие IТ-разработчиков, общественных организаций и аналитических центров с органами государственной власти.