Собственники АЗС массово развивают непрофильный бизнес

Трейдеры открывают рестораны, СТО и даже занимаются закупкой зерновых

Операторы топливного рынка обращают все больше внимания на развитие  нетопливных направлений: от открытия кафе до поставки горючего аграриям в счет будущего урожая. Как отмечают эксперты, к работе в новых направлениях операторов подталкивает ужесточившаяся конкуренция на топливном рынке«Конкуренция между операторами рынка топлива с каждым годом становится все сильнее», – говорит директор компании 4Service Group в Украине Виктория Скорбота.

Бензин и к бензину

Наиболее известными первопроходцами в сфере дополнительных услуг являются операторы WOG и ОККО, которые начали строить не просто заправки, а целые комплексы с кафе.

Одна из наиболее крупных сетей АЗК с кафе и магазинами – WOG – оперирует 500 объектами. Год назад компания открыла в Украине вне автозаправочной сети сити-кафе, название и меню которого повторяли название сети АЗК. Одно из последних таких кафе – WOG CAFE – открыто возле НСК «Олимпийский» в Киеве. «Новичок» примечателен тем, что может обслуживать посетителей круглые сутки (есть окно выдачи заказов). В целом же в Украине насчитывается уже 20 WOG CAFE (шесть в городах и четырнадцать в поездах «Интерсити»), а в ближайшие три года компания планирует открыть вне автозаправочных комплексов  200 кафе. Общий объем инвестиций в проект должен составить около $10 млн. По оценкам компании «ВОГ Ритейл», каждый из объектов требует от $30 тыс. до $50 тыс. вложений, в зависимости от месторасположения кафе.

«Мы двигаемся в сторону развития ритейл-направления, и открытие 200 заведений – это лишь вопрос ближайших пяти лет», – заявил директор по маркетингу «ВОГ Ритейл» Виталий Ткаченко.

В WOG планируют, что уже через несколько лет ритейл-бизнес будет приносить компании половину прибыли. Сейчас же на долю нетопливных продаж приходится около 30% прибыли компании, в большей мере это — продажа кофе. На АЗС установлены кофе-машины премиум-класса швейцарского производителя Franke. Для сравнения: года три назад доля нетопливных товаров занимала в структуре прибыли украинских заправок от 6% до 20%. Здесь украинские собственники равняются на Европу, где большую часть прибыли получают не от продажи топлива, а от продажи других товаров.

Сеть ОККО взялась за ресторанное направление десять лет назад и постепенно разрослась до 400 кафе, которые есть на каждом АЗК, и более 40 ресторанов, расположенных на наиболее проходных комплексах сети.

За последние пару лет компания обновила на своих АЗК все кофейные аппараты, поменяв их на немецкие автоматические кофемашины Melittaна. В этом году модернизировала несколько АЗК, обновив зоны кафе и планировку магазинов. В частности, ОККО увеличила площадь кафе и количество посадочных мест, на кухнях были поставлены современные морозильные столы и холодильные шкафы, а в магазинах обновили торговое оборудование. Вскоре ОККО обещает обновить еще несколько комплексов.

Не желая отставать от конкурентов, те операторы, которые ранее обходились стандартными услугами, также начали предлагать на АЗС дополнительный сервис. Недавно первый большой автозаправочный комплекс построила группа «Приват». В Конча-Заспе возвели большое торговое здание с автомоечным комплексом на три бокса, брендированым пунктом заправки СУГ (сжиженный углеводородный газ. – Ред.), летним кафе и зоной парковки. Предлагают кофе, выпечку, несколько разновидностей французских хот-догов. В комплексе можно также купить йогурты, сэндвичи, колбасы и сыры.

Двигаться в этом направлении намерена и компания Amic Energy, которая весной 2015 года подписала  соглашение о приобретении 100% доли в «ЛУКОЙЛ-Украина».

«В центре крупных населенных пунктов можно предложить различные сервисы, кафе, магазины. А в каких-то точках нет спроса на дополнительные услуги. Поэтому там предпочтение будет отдаваться простым станциям», — уточнил в прошлогоднем интервью Delo.UA управляющий директор AMIC Energy Management GmbH Гюнтер Майер.

Интересно, что ритейлеры уже не просто предоставляют некий стандартный набор «перекуса» и напитков, а конкурируют между собой в разнообразии вкусов и пр. Например, «БРСМ-Нафта» предлагает хот-дог «Из конины». Сеть АЗС предложила клиентам хот-дог «Фитнес», в состав которого входит диетическая сосиска из белого мяса птицы – курицы и индейки.

Операторы также стали предлагать кофе, отведать которые можно только в конкретной сети АЗС, или неординарные чаи. Например, с наступлением этой осени «БРСМ-Нафта» предложила своим клиентам «пополнить запас витаминов натуральным ягодным чаем с добавлением лимона, имбиря или корицы», чтобы защититься от простуды и повысить иммунитет. Сеть АЗС SOCAR заманивает гостей интерактивным меню, благодаря которому клиент самостоятельно определяет состав блюда. Прикоснулся пальцами на мониторе к нужным ингредиентам, получил чек, передал кассиру и жди приготовления.

Компания KLO летом прошлого гола запустила сервис KAWA Drive – возможность купить кофе и любой продукт из ассортимента кафе, не выходя из машины.

Перспективный бизнес

Помимо ресторанного бизнеса, у операторов топливного рынка есть и другие перспективные направления для заработка, которые еще особо не освоены. Например, те же СТО, построенные в комплексе с АЗС. «На Западе распространены комплексы, состоящие из АЗС, мойки, СТО, магазина и кафе. Более десяти лет назад экономисты посчитали, что когда есть такие комплексы, это значительно рентабельнее для всех. Это дает синергию, поскольку для клиента это удобно. Такие комплексы строятся активно в Америке», — рассказал Hubs соучредитель сети СТО «Масленка» Олег Вицко.

Опыт работы в тандеме с АЗС бизнесмен приобрел в Донецке, где компании СТО располагались рядом с четырьмя АЗС. По такому же принципу он хотел развивать бизнес и в Киеве, но здесь сделать это оказалось сложнее.

По его словам, владельцы автозаправок «пока не совсем понимают все выгоды такого проекта». Кроме того, они не могут решить заниматься этим бизнесом самостоятельно или сдавать в аренду.

«Проблема в том, что одним и тем же людям тяжело управлять разным бизнесом. У мойки  свои особенности, у заправки – свои. Ремонт авто – это подбор разных специалистов. И если экспресс-услуги еще можно предоставлять (замена масла, к примеру), то глубинный ремонт – это уже совсем другой уровень», – высказывает свое мнение Вицко.

Его компания недавно арендовала площадку рядом с АЗС компании WOG. «Там как раз получается комплекс: заправка, СТО, мойка и супермаркет. Мы проводим совместные акции. Например, для клиентов этой сети АЗС делаем бесплатную диагностику», – рассказывает он. И добавляет, что уже заметно совпадение «волн клиентской активности». Так, самое большое количество клиентов в супермаркете в пятницу и на выходных. Те же клиенты в это же время заправляются и ремонтируются. В пятницу люди готовятся уехать из столицы, поэтому заправляются перед дорогой и выполняют какой-то мелкий ремонт.

К слову, на одной из заправок SOCAR в Баку недавно установили первый терминал компьютерной диагностики транспортных средств CarDoctor: владелец автомобиля может самостоятельно провести его диагностику.

Руководитель проекта Азер Алиев заявил, что в перспективе такие устройства планируется установить во всех АЗС госнефтекомпании. «Терминалами уже заинтересовались в России, Украине, ОАЭ и Германии», – добавил он. Насколько это эффективно – покажет практика. Но важно, что направление уже осваивается.

Кроме того, смежным бизнесом операторов топливного рынка могут быть мотели на трассах. Этот вид гостиниц рассчитан именно на водителей, и требования к нему несколько иные, чем к полноценной гостинице. В первую очередь, в мотелях должны быть более низкие цены, потому что часто в них останавливаются на ночлег дальнобойщики. Возле мотеля также должна быть бесплатная парковка и желательно, чтобы окна номеров выходили на нее.

Эксперты подчеркивают, что управление мотелем рядом с АЗС более экономное, чем в случае его автономного расположения. В частности, не нужен дополнительный персонал: ключ может выдать сотрудник АЗС, а сотрудники, которые убирают помещение станции, уберут и номер. Покушать же гость сможет в том же кафе на АЗС.

Отметим, что опыт подобного бизнеса у владельцев АЗС есть. К примеру, в России мотели у АЗС открывала компания «ЛУКОЙЛ». Да и в Украине несколько лет назад на некоторых АЗС стали организовывать комнату отдыха с расчетом на дальнобойщиков: с душем, экспресс-прачечной и телевизором. Например, этим путем пошли SOCAR и «БРСМ-Нафта».

Впрочем, украинские операторы топливного рынка готовы и к более смелым экспериментам. Например, «Концерн Галнафтогаз»  (сеть АЗК ОККО) создал отдельное бизнес-направление — «ОККО Агротрейд», которое будет отвечать за спотовые и форвардные закупки зерновых. В период полевых работ компания будет поставлять аграриям горюче-смазочные материалы и удобрения, а они будут рассчитываться уже новым урожаем. Под залог будущего урожая или при наличии аграрных расписок аграриям также обещают финансирование под 10,5% годовых.

«Финансирование будет осуществляться как за счет собственных ресурсов концерна, так и в партнерстве с другими компаниями», — уточняет первый вице-президент Концерна «Галнафтогаз» Василий Даниляк.

*

Top