Гольф: придумали пастухи, играют миллионеры
Вскоре после избрания Дональда Трампа Президентом США стало широко известно об его страстном увлечении игрой в гольф. Гольф действительно по праву считается любимой игрой миллионеров и миллиардеров. В мировой индустрии гольфа – и как профессионального спорта, и как увлечения любителей – вращаются огромные деньги. Только на экипировку ежегодно тратится более $10 млрд, а в целом мировой оборот гольф-индустрии оценивается в $65 млрд. Звезды гольфа регулярно входят во все рейтинги самых богатых спортсменов мира. В нынешнем году гольф вернулся в программу летних Олимпийских игр. Hubs не мог пройти мимо этой популярной, но доступной далеко не всем игры.
Гольф как спорт
Гольф зародился в XV веке в Шотландии как развлечение пастухов, загонявших своими посохами овечьи катышки в сусликовые норки. В XIX веке были оформлены современные правила игры, в которой нужно пройти дистанцию на поле определенных параметров, загоняя мячик в лунки клюшками и стараясь затратить наименьшее число ударов.
Как игра на свежем воздухе, не требующая специальных физических данных и не зависящая от возраста, гольф со временем стал излюбленным времяпрепровождением аристократов – подобно теннису или крикету. Джентльменские корни сказались на создании и соблюдении гольф-этикета, свода правил, предписывающих честное поведение во время игры. Игра в гольф дает прекрасную возможность для неспешного общения в хорошей обстановке.
«Каждый из нас выпускает пар по-своему, — говорит Дональд Трамп. – Всем нам время от времени нужно избавляться от напряжения и менять образ мыслей. Каждый выбирает тот способ, который лучше всего подходит именно для него, и это правильно, если такой выбор не идет во вред самому человеку или окружающим. Вот почему я так люблю гольф. Гольф – игра, требующая размышлений, но в то же время она позволяет полностью расслабиться. Во время игры мой разум полностью открывается для новых возможностей. На поле для гольфа я могу решать сложные проблемы».
Неудивительно, что гольф достаточно скоро встал на профессиональные рельсы. С 1860 года проводится старейший в мире турнир – Открытый чемпионат Британии, известный просто как The Open Championship. Ровно сто лет назад, в 1916 году, в США была создана Профессиональная ассоциация гольфистов (PGA). Сегодня главными профессиональными турнирами среди гольфистов-мужчин являются Мастерс, Открытый чемпионат США (US Open), Открытый чемпионат Британии и чемпионат ПГА (PGA Championship).
(См. таблицу «Главные мировые турниры по гольфу»)
В 2016 году после 112-летнего перерыва гольф снова вошел в программу летних Олимпийских игр. В Рио-де-Жанейро прошли турниры среди мужчин и женщин, чемпионами стали Джастин Роуз (Великобритания) и Пак Ин Би (Южная Корея).
В силу вовлеченности в гольф влиятельных бизнесменов этот спорт стал предметом внимания масс-медиа, а его звезды, особенно в телевизионную эпоху, начали зарабатывать большие деньги. Топ-гольфисты зарабатывают как на призовых от выступлений на турнирах, так и на доходах от рекламы. Согласно данным издания Golf Digest, в 2015 году только 30% дохода у гольфистов из топ-50 мирового рейтинга составили призовые от соревнований. Остальные деньги, а речь идет о сумме $446 млн, они заработали за пределами полей.
(См. таблицу «Топ-10 самых богатых гольфистов всех времен»)
Американец Тайгер Вудс долгое время считался одним из самых богатых спортсменов мира. Именно с его приходом в профессиональный гольф началась отсчет новой финансовой эры. И если тогда, в 1995 году, самый успешный гольфист Грег Норман зарабатывал в год $1,6 млн, то в 2015 году 22-летний Джордан Спит поднял $23 млн только на турнирах. А сам Вудс в 2015 году на призовых заработал всего $550 тыс., зато на рекламных и спонсорских контрактах обогатился на $48 млн.
(См. таблицу «Топ-10 гольфистов с самым высоким заработком в 2016 году»)
Гольф как бизнес
Гольф по определению — удовольствие не из дешевых. Средняя стоимость обустройства классического поля для гольфа на 18 лунок находится на уровне $5 млн. Игрокам необходимо раскошелиться на экипировку и оснащение, где цифры также впечатляют. Так, комплект клюшек обходится примерно в $2000-3000 (хотя, конечно, можно купить клюшки бывшие в употреблении, тогда их цена будет намного ниже). Сумка для хранения инвентаря обойдется в $200-500, комплект мячей – в $20-60, майка поло (является обязательным условием посещения поля) – не менее $100, специальные ботинки с шипами – $100-500, перчатка – от $10 и т.д.
Именно поэтому формой существования гольфа являются гольф-клубы, членство в которых обходится в круглые суммы. Средства идут на содержание полей, проведение турниров и всевозможных мероприятий.
Основной бизнес в гольфе связан с полями. При том, что проектирование оборудование поля по всем требованиям стоит очень дорого, а окупаемость составляет 5-6 лет. Добавьте сюда стоимость земельных участков. Зато наличие поля для гольфа, будучи частью более масштабного девелоперского проекта, способствует росту стоимости входящих в него объектов. Примыкающее к полю жилье продается быстрее и по более высоким ценам. Как свидетельствуют результаты многолетних наблюдений, гольф способствует повышению спроса на гостиницы и апартаменты. Наличие поля для гольфа может использоваться как инструмент позиционирования для возведения более дорогих и элитных объектов.
Наконец, профессионально спроектированное, построенное и управляемое поле может само по себе приносить хороший доход. По данным исследования компании KPMG, желание увеличить добавленную стоимость соседних объектов недвижимости стало причиной строительства поля для гольфа в 39% случаев, а в трети случаев основной целью было получение прибыли собственно на игре.
Во многих странах поля для гольфа является важной частью туристического и ресторанно-гостиничного бизнеса. Связанные с гольфом турниры и мероприятия собирают в мире более $2 млрд в год. Объем рынка гольф-туризма, который особенно быстро растет в Азии и на Ближнем Востоке, превышает $1 млрд.
Всего полей для гольфа в мире сегодня насчитывается свыше 34 тыс. Большинство проектов реализуется в традиционных для игры регионах – Северной Америке и Европе, но отмечается рост в Азии, прежде всего – за счет Китая. Кстати, Дональд Трамп построил по миру 17 полей.
(См. таблицу «Топ-10 стран с наибольшим количеством полей для гольфа»)
В бизнесе, связанном непосредственно с игрой в гольф, тоже вращаются большие деньги. По данным исследования американской компании Golf Datatech, в 2014 г. объем мирового рынка экипировки для гольфа (клюшки, мячи, сумки, перчатки и обувь) составил $8,65 млрд. Первое место на нем с 40,7% заняли США, где количество игроков превышает 24 млн, а полей – около 15 000. В общей сложности продажи элементов экипировки составили $3,5 млрд, в том числе клюшек – $1,8 млрд и мячей – $760 млн. За США следует Япония (24,3%), где около 8 млн игроков тратят на экипировку $2,1 млрд, затем с большим отрывом идут Корея (7,1%), Великобритания (5,2%) и Канада (4,6%), где в гольф играет более 15% населения против 5-8% в других ведущих странах.
Данные о продажах одежды для гольфа не собирались, но на основных рынках, таких как США и Япония, они равны примерно 25-35% от продаж экипировки. Если в мире соотношение аналогичное, продажи одежды составляют $2,2-3 млрд в год, делает вывод Golf Datatech.
Гольф как отражение жизни
Исследование британского банка HSBC «Концепция развития гольфа до 2020 года» отмечает, что развитие гольфа определяют те же тренды, которые формируют будущее всей планеты в целом. Речь идет о смещении центра в Азию, росте участия женщин, урбанизации и распространении цифровых технологий.
Опросы показывают, что максимальный интерес к гольфу сегодня отмечается в Корее и Таиланде, а наибольший рост строительства полей в ближайшие пять лет ожидают в Китае и Индии.
Отмечается приход гольфа из загородных клубов в города и связанное с этим упрощение игры и строительство полей с 10 лунками вместо традиционных 18.
Участие в гольфе все большего количества женщин ведет к тому, что владельцам гольф-клубов нужно переоборудовать помещения так, чтобы они подходили скорее для семейного отдыха, чем для мужского времяпрепровождения.
Еще один набирающий силу фактор – распространение гаджетов и приложений, которые позволяют игрокам, например, определить расстояние до лунки, необходимую силу и направление удара, моментально загрузить свои результаты в интернет. Организаторы игр получили возможность использовать технологии для демонстрации и пояснений при трансляции партий.
В Украине гольф тоже отражает жизнь – но уже нашу, с ее спецификой и реалиями. Гольф в нашей стране динамично развивался до кризиса. Но затем проблемы в экономике, а потом – ситуация, связанная с АТО (в Луганске работал один из ведущих гольф-клубов страны), опустили украинский гольф до весьма скромного уровня. Сегодня в Украине функционируют два клуба в Киевской области, клуб в Харькове и Гольф-центр с учебным полем в Киеве.