В ноябре-декабре фискалы будут ее затыкать за счет вышибания переплат и невозмещения НДС
В январе-октябре текущего года без учета межбюджетных трансфертов и с учетом возмещения НДС в госбюджет поступило 461 млрд грн. Это на 35,8 млрд грн (или на 8,4%) больше, чем за тот же период прошлого года (см. «Доходы госбюджета в январе-октябре 2009-2016 гг.»). Что само по себе нездорово, так как за указанный период потребительская инфляция составила 14,3%, производственная 16,4%, а доллар в среднем подорожал на 18,7%. То есть как ни крути, рост доходов госбюджета отстает от упомянутых «маяков».
Причем, преимущественно отстает он из-за того, что НБУ стал вливать в госбюджет меньше эмиссионной гривны (см. «Структура наполнения общего фонда госбюджета в январе-октябре 2014-2016 гг.») Если по итогам 10 месяцев прошлого года было «напечатано» 52,1 млрд грн, то по итогам 10 месяцев нынешнего – 10 млрд грн. Правда, в ноябре-декабре данный процесс ускорится. Недавно образовавшийся кворум в Совете НБУ состоялся, в том числе, и потому, что нужно было как-то «спасать бюджет». Первые 10 млрд грн были перечислены Нацбанком как раз в октябре. За оставшиеся 2 месяца он вольет в казну еще 28 млрд грн. Что наверняка отразится и на курсе гривны, и на ценах (хотя еще большее влияние на инфляцию оказывают тарифные «реформы»).
Впрочем, для выполнения госбюджета по итогам года в ноябре-декабре в казну должно быть собрано значительно больше — 151,1 млрд грн! Что является абсолютно нереальным даже с учетом вышеназванного вклада НБУ. Достаточно сказать, что за последний месяц Государственная фискальная служба (ГФС) обеспечила госбюджет поступлениями на 41,6 млрд грн, тогда как в ноябре-декабре на долю налоговиков должно прийтись более 115 млрд грн.
Тот факт, что Минфин до сих пор благодушно отчитывается о текущем выполнении плана (а по итогам 10 месяцев оно составило 107,3% по общему фонду и 108,4% по госбюджету в целом) свидетельствует лишь о «ловкости рук» самих составителей плана. С помощью переноса значительных сумм на последние месяцы (особенно на декабрь) им удается в течение года демонстрировать благостную картинку. Кстати, белые нитки, которыми в Минфине шьют бюджетную роспись, уже начинают просматриваться: в октябре налоговые подразделения ГФС обеспечили поступление лишь 84,2% запланированных доходов. Недобор составил 3,7 млрд грн (19,8 млрд грн вместо 23,5 млрд грн). Частично ситуацию удалось поправить за счет таможни, которая собрала на 3,5 млрд грн больше запланированного и дала бюджету больше, чем налоговики. По факту же имеем «дыру» в доходах госбюджета в январе-октябре примерно в 15 млрд грн.
Заткнуть ее можно проверенными методами: вышибанием переплат и невозмещением НДС. Однако и тут ресурс ограничен. Дело в том, что задолженность по возмещению НДС на текущие счета составляет немалые 22,4 млрд грн (см. «Задолженность по возмещению НДС на текущие счета по состоянию на 1 января 2010г. — 1 января 2016 г.»). С начала года она выросла на 2,5 млрд грн (на 12,6%).
Кому Роман Насиров, председатель ГФС, раздает рекордные суммы возмещения НДС (см. «Возмещение НДС в январе – октябре на текущие счета, млрд грн»), остается только гадать. Ведь при стагнирующей экономике, падающем экспорте и резко растущих объемах возмещения задолженность по возмещению по всем законам и экономики, и математики должна падать. А она растет! Волей-неволей напрашивается вывод, что даже не миллиарды, а десятки миллиардов гривен возмещения НДС идут «налево». К проблемам бизнеса, связанным с НДС, следует добавить «заморозку» еще не менее 10 млрд грн на НДС-счетах.
С переплатами в текущем году дела обстоят чуть лучше в том смысле, что их объем хотя бы перестал расти – с начала года произошло даже сокращение на 0,3 млрд грн. Однако сама сумма переплат остается огромной – 36,1 млрд грн (см. «Переплаты в госбюджет в 2010-2016 гг. по состоянию на 1 января 2010 г. — 1 января 2016 г.»).
Бизнес вряд ли захочет и дальше спонсировать государство. Как ввиду своего собственного бедственного положения, так и вследствие отношения к власти, которое укрепилось после обнародования данных е-деклараций высших госчиновников.Насильственное же изъятие средств может стимулировать бизнес подпитать социальные протесты, которые и без того набирают обороты в стране.
Отдельно стоит упомянуть и единый социальный взнос (ЕСВ). В январе-октябре его собрано на 28,9% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. А вот по итогам октября – на 32,8% меньше, чем в октябре 2015 г. Эта тенденция свидетельствует о продолжающемся сокращении легальных рабочих мест. Что в свою очередь говорит о том, что рост экономики наблюдается исключительно в фантазиях наших чиновников.
По ЭСВ треба більш детально вивчити ситуацію, як мені здається, адже ставку податку було знижено.