Он защитит фермеров от недобросовестных конкурентов
Интерес к органическому производству в Украине растет, но постепенно. Так, по данным Федерации органического движения Украины, в 2007 году выращиванием органической продукции в стране занимались 92 хозяйства на 250 тыс. га, а на начало 2016 — уже 210 хозяйств обрабатывали 410 тыс. га. Это 1% от общей площади сельскохозяйственных угодий Украины (41,7 млн га). (См. таблицы «Количество органических хозяйств» и «Общая площадь органических хозяйств в Украине»).
Для сравнения отметим, что во многих странах этот показатель достигает 2,5% и выше (см. таблицу «Площади, занятые органическим производством»), а значит, перспективы развития органических хозяйств еще есть. По прогнозам специалистов Министерства аграрной политики и продовольствия, в 2020 году органическим производством будут заниматься 525 предприятий на 750 тыс. га, что составит 1,8 % общей площади угодий.
Развиваться более быстрыми темпами производителям органической продукции мешает несовершенное украинское законодательство, которое не позволяет защитить их от недобросовестной конкуренции со стороны компаний, производящих псевдоорганическую продукцию. Как известно, последние, не производя натуральной продукции, используют в названиях своих товаров слова «органик», «био», «экологически чистый», «натуральный» и т.п. исключительно с целью их маркетингового продвижения.
Неработающие законы
Напомним, в Украине органическим производством начали заниматься около 20 лет назад. Но Закон №425-VII «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», регулирующий это направление, был принят только в сентябре 2013 года. Да и то не соответствует нормам «органического» законодательства ЕС. Например, согласно украинскому закону, в составе органической продукции должно быть 90% органических ингредиентов, европейскому – 95%. А ведь большинство отечественных хозяйств занимаются этим видом деятельности исключительно ради экспорта. Благо, сертификация в нашей стране производится по органическим стандартам ЕС (постановление Совета ЕС 834/2007 и постановление комиссии ЕС 889/2008), а также по американским (NOP) и японским (JAS).
В частности, на сегодня в Украине проводят сертификацию 16 аккредитованных организаций. Это такие международные компании, как CERES Certification of Environmental Standarts GmbH (Германия), Control Union Certifications (Нидерланды), IMO (Швейцария) и др. Есть в этом списке и одна украинская компания — «Органик стандарт», которая прошла аккредитацию в 2009 году.
А вот собственной системы сертификации органической продукции в Украине пока нет. Хотя в стране есть Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите потребителей, которая должна заниматься этим вопросом. Но пока эта структура подобным вопросом не озаботилась. А зря. Ведь создание украинской системы сертификации, которая была бы признана на национальном и международном уровнях, способствовала бы более широкому внедрению органического производства в нашей стране. А заодно усиливала бы контроль, в том числе, и за маркировкой органической продукции (см. таблицу «Статус-кво ЕС и украинские органические стандарты»). Поскольку, как уже говорилось, уловив возрастающий интерес потребителей к органическим товарам, слова «органик», «натуральный продукт» и «био» в оформлении этикеток вовсю используют производители традиционной продукции. Цены на такие товары, естественно, ниже, чем на сертифицированные.
«Это вводит в заблуждение потребителей органической продукции, создает основу для недобросовестной конкуренции с производителями органики и формирует в отношении Украины элемент негативного имиджа на мировом рынке», — не скрывает возмущения председатель Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Владимир Лапа.
Решение
Решением этого вопроса, по мнению экспертов, могло бы стать принятие нового закона об органическом производстве. МинАПК уже разработало его новую редакцию, и сейчас она находится на стадии согласования с другими министерствами и ведомствами. Когда законопроект попадет в Верховную Раду и будет ли принят – отдельный вопрос.
Правда, МинАПК не бездействует и летом этого года утвердило порядок ведения реестра производителей органической продукции. По словам чиновников, эта информационно-справочная база даст возможность потребителям получать данные об оценке соответствия производства международным стандартам и о наличии сертификата на продукцию. Данная база будет опубликована на сайте Госпродпотребслужбы.
Также 1 сентября 2016 года правительство утвердило правила производства органической продукции растительного происхождения. Но все эти документы разрабатывались и адаптировались под новый закон, который до сих пор даже не попал в Верховную Раду.
Украинские чиновники понимают, что органическое производство может стать одной из движущих сил в развитии сельской местности. Так, Министерство АПК включило органическое производство в Стратегию развития аграрного сектора «3+5». Что означает три основных приоритета: запуск прозрачного оборота земли, господдержка малых и средних фермеров, реформа госпредприятий; и пять направлений: расширение рынков сбыта, органическое производство и нишевые культуры, развитие сельских территорий, орошение и безопасность пищевой продукции.
Директор департамента земледелия министерства Владимир Топчий сообщил, что развитие органического производства позволит обеспечить занятость сельского населения.
Аналогичные месседжи звучат и от нардепов. Так, народный депутат, заместитель председателя комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений ВР Вадим Ивченко считает, что Украина имеет все шансы стать главным местом для выращивания органической продукции. «А это — и создание дополнительных рабочих мест в сельской местности, и новые возможности для малых и средних фермерских хозяйств, и улучшение качества питания, укрепление здоровья нашего народа», – отметил депутат.
Правда, в проекте закона о госбюджете на 2017 год поддержка органического производства отдельной строкой не выделена. Там предусмотрены только расходы по бюджетной программе «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей» в общем объеме 2973 млн грн, которые будут направлены на поддержку фермерства, малого и среднего бизнеса. А это означает, что фермерам, занимающимся органическим производством, будет сложнее получить финподдержку.
В то же время без субсидирования фермерам вести хозяйство именно в переходный период, когда продукция еще не имеет органического сертификата, непросто. Ведь они еще не могут повышать цены на продукцию, а технологически им уже необходимо придерживаться всех установленных правил и рекомендаций от сертифицирующего органа.
Отметим, что в европейских странах фермерам, которые занимаются органическим производством, оказывают существенную финансовую поддержку. Например, во Франции фермеры получают дополнительные субсидии в течение первых пяти лет, во время которых переходят к органическому сельскому хозяйству. Первые два года объем субсидий максимален: так, при производстве овощей он составляет €511 в год на 1 га. Следующие два года господдержка уменьшается в два раза — до €255. А в последний год составляет только €170.
Один из самых высоких уровней субсидий — в Швейцарии. Даже после переходного периода фермеры, производящие органические продукты, получают дотации в размере €625 на 1 га. В Германии данный показатель равен в среднем €500 на 1 га.
Годовой размер государственных субсидий для производства продукции органического земледелия в Австрии — €600 млн. Дотации на 1 га при выращивании овощей — €800, 1 га садов — €508, 1 га пашни — €327.
Но, несмотря на отсутствие господдержки, украинские производители продолжают заниматься органикой. Ведь спрос у населения на нее постоянно растет. «Если посчитать в денежном эквиваленте, то лечиться дороже, чем питаться органическими продуктами. В развитых странах поняли это не так давно. Но, осознав важность органических продуктов, зарубежные специалисты достигли в этом направлении очень высокого уровня. И у нас это направление развивается стремительно — с каждым годом органических производителей становится все больше», — убеждена директор компании Organic Villa Валентина Сабельникова.
Сбыт
В Украине органическую продукцию можно найти как в специализированных магазинах, так и в крупных торговых сетях («Ашан», «Велика Кишеня», GoodWine, «Караван», «Мегамаркет», Novus, «Сильпо» и пр.).
Правда, экономический и политический кризис в стране сказывается на покупательной способности населения, и органической продукции в магазинах покупают не так много, как хотелось бы производителям. По этой причине большинство из них нацелены на европейские страны, где более высокий уровень благосостояния, и на такую продукцию существует стабильный спрос. Поэтому в ближайшие годы, по словам экспертов, перспективным для производителей органической продукции будет оставаться именно экспорт.
Хотя далеко не каждый вид органической продукции можно вывозить за рубеж. Например, органическую молочную продукцию сложно экспортировать из-за короткого срока реализации. Из всего ее ассортимента только ПАО «Житомирский маслозавод» (ТМ «Рудь») организовал экспорт органического пломбира без глазури «Эскимос‑Organic» в Грузию.
Несколько проще и выгоднее экспортировать в Европу ягоды. Например, закупочная цена на малину у трейдеров, готовящих партии на экспорт, в прошлом сезоне колебалась от €2,5 до €3,5 за кг. Если же заключить прямой контракт с европейским переработчиком органической продукции, то охлажденная до 5 градусов малина может стоить и все €10 евро за кг. На замороженные по европейским стандартам ягоды цены еще выше – €15-20 за кг. В то же время цены на внутреннем рынке на свежие ягоды в прошлом сезоне колебались в районе €1,4-1,7 евро за кг.
«Для того, чтобы говорить о выгодности или прибыльности бизнеса, надо смотреть на спрос, — считает Сабельникова. — Например, органическую зелень очень выгодно выращивать. Ее потребляют в большом количестве».
В то же время коммерческий директор «ЭтноПродукт» Андрей Николаюк предостерегает предпринимателей от поспешных шагов, которые могут привести к ошибкам и потерям инвестиций.
«Сейчас в Украине ощущается всеобщая эйфория насчет производства органической продукции. Хочу обратить внимание будущих производителей, что по всем направлениям деятельности у них ограничены возможности: с вредителями и сорняками бороться очень сложно, вносить в землю азот традиционно запрещено, склады фумигировать запрещено, зерно протравливать запрещено, гормональные добавки в корма коров запрещены. И это еще не все ограничения», — подчеркивает он.
Вера Фролова
По-больше бы нам органических фермерских хозяйств. Здоровая пища сейчас популярна как никогда, и люди готовы за нее отдавать больше денег, чем за остальные продукты. Слово «органика» притягивает как магнит.