Команда Пицца-бара ТОМАТО — об успехах, неудачах и полученном опыте
За первый год работа команда Пицца-бара ТОМАТО не смогла вернуть вложенные средства, однако сумела удержаться на плаву, выстроить бизнес-процессы и убедиться, что за клиентами не стоит гоняться по всей стране. Второй год работы стартап уличной еды посвятит созданию стационарной площадки, тусовке для фуд-траков и обучению персонала.
Фуд-стартап в цифрах
Инвестиции в Пицца-бар ТОМАТО составили $40 000. Вопреки прогнозам, выйти на прибыльность не удалось, но стало четко понятно: инвестиции удастся вернуть спустя 27-32 месяца (два-три года) с момента запуска. На данный момент фуд-трак существует за счет операционной прибыли.
С точки зрения объема продаж — достичь удалось уровня в 28% от запланированного. В цифрах это — 8 000 пицц, 4 000 бутербродов-«панини» и 10 000 единиц напитков.
Уроки года
Минувший год стал для команды проекта годом отлаживания работы: от закупок до работы с конечным клиентом. В частности, за год удалось полностью автоматизировать бизнес. Закупки происходят в один клик в программе, отображающей актуальные остатки в реальном времени. Установлен кард-ридер: клиент обязательно получает чек и может расплатиться картой VISA или MASTER CARD, что очень удобно на фестивалях, у посетителей которых к обеду часто заканчиваются наличные деньги.
Несколько ажиотажных выходных научили работать с очередью: в течение трех-четырёх минут хостес ТОМАТО принимает заказ и на чеке указывает время выдачи. Такая схема работы стала результатом оценки ситуации на фестивалях и упущенных возможностей: посетители не хотят ожидать заказа в очереди, предпочитая здоровой и вкусной пище плохую, но быстро поданную.
Положительные результаты
Из всех гипотез, выдвинутых перед запуском стартапа, подтвердилась лишь одна: о нишевости рынка. В Украине действительно существуют клиенты, которых можно назвать ценителями уличной еды. Эти люди разбираются в ассортименте, интересуются поставщиками продуктов, оценивают рецепты. При этом им удобно питаться именно на улице.
Независимо от специализации стартапа он должен быть представлен в социальных сетях. Не стал исключением и ТОМАТО. За год команде своими силами удалось привлечь более 1 000 подписчиков в Facebook-группу и более 500 — в Instagram. Согласно аналитике, подписчикам больше всего нравятся посты, касающиеся ежедневной реальной работы компании. В следующем году планируется усиление digital-направления, для чего планируется взять на работу сотрудника, в задачи которого будет входить создание, публикация и продвижение контента в социальных сетях.
За время работы удалось посетить множество фестивалей — не только в столице, но и в Белой Церкви, Харькове, Житомире, Каменец-Подольском, Затоке, Херсоне, Черноморске, Прилуках, Умани и в Одессе. В целом около 50 фестивалей.
Стартап стал партнером фестивалей «Уличная еда», «Мистецький арсенал» и самого масштабного киевского пробега — Kyiv Half Marathon. Это партнерство даёт ТОМАТО стабильную, планируемую, прогнозируемую загрузку: заранее известны даты, примерное количество посетителей, их платежеспособность и прочие параметры, важные для бизнеса уличной еды.
Отрицательные результаты
Несмотря на активность, путешествия по городам принесли практически нулевую прибыль: не подтвердилась ранее сделанная ставка на сезонную миграцию клиентов ТОМАТО. Ранее команда планировала переезжать зимой в Западную Украину, обслуживая любителей горнолыжного спорта, а летом — выезжать «на моря». Стационарное место в Затоке, где стартап проработал весь летний сезон, принесло в четыре раза меньше прибыли, чем ожидалось.
Единственным неоспоримым достижением поездок по Украине и участия в различных фестивалях в Киеве можно считать полученный опыт и сделанные выводы: ребята верят, что при правильном анализе они помогут внести правки в стратегический план развития бизнеса и более точно спрогнозировать 2017 год.
Перспективы
В ближайших планах стартапа — запуск нового гастрономического проекта, посвященного уличной еде, продаваемой с фуд-траков. А именно, в середине декабря в Киеве состоится организованная командой ТОМАТО фуд-трак-тусовка. Суть мероприятия в том, что еда из многих передвижных ресторанов будет представлена в едином меню. Если проект будет успешным, его развитие будет вестись на постоянной основе.
В планах команды — оптимизация и совершенствование бизнес-процессов и производственных цепочек. Определена четкая схема закупок продуктов: в основном на «Столичном рынке» и в сети «МЕТRO». Будет повышаться уровень клиентоориентированности и скорость обслуживания: в 2017 году весь персонал ТОМАТО пройдет обучение в школе сервиса при Киево-Могилянской академии.
Также планируется расширение бизнеса. Сейчас команда ТОМАТО заканчивает получение официальных документов на открытие стационарного торгового павильона в центре Киева.