Украинские предприниматели на чужом поле показали высокий уровень игры
На состоявшейся в Польше Континентальной Битве стартапов украинские проекты победили с разгромным счетом 5:0. В состав Национальной Сборной Украины вошли команды, выборовшие это право в результате победы в конкурсном отборе и Битве Стартапов, организатором которых является Startup.Network. Эта же организация, совместно со Startup Academy, Университетом Экологии и Управления, Centrum Invest Group, Ассоциацией Украинского Бизнеса в Польше и Startupunity, выступила организатором Континентальной Битвы Стартапов.
Нашу страну представляли следующие проекты:
- Viosk — стартап автоматического создания рекламного видео из клиентского контента;
- Raccoon — гаджеты для взаимодействия с виртуальной реальностью и роботизированными решениями;
- Wepster — набор инструментов для мессенджеров, позволяющих автоматизировать привлечение клиентов, продажи и поддержка клиентов;
- Wolfchange — стартап, занимающийся обменом криптовалют;
- bNesis — интеграция мобильных приложений со сторонними системами: социальными сетями, облачными решениями и т. д.
На днях в Киеве, в образовательном пространстве DEC Place, состоялся «разбор полетов»: панельная дискуссия при участии представителей всех стартапов-победителей украинско-польского соревнования. Основными вопросами обсуждения стало участие украинской команды в Континентальной Битве Стартапов и практическая польза от поездки в Польшу. Второй частью мероприятия стал осенний финал Битвы Стартапов.
Прикладная польза стартап-баттлов
Все участники, говоря о Битве Стартапов и ей подобных мероприятиях, отметили, что, несмотря на довольно серьезную потерю времени, участие имеет много положительных моментов. Среди них: возможность проверить идею и характеристики продукта на стадии разработки, получить обратную связь от инвесторов, клиентов и менторов, а также — высокий уровень нетворкинга.
«Несмотря на то, что подготовка и участие в Битвах Стартапов отнимает много времени, считаю, что это обязательная часть работы. Участие в Битвах позволило познакомиться с будущими партнерами по бизнесу и получить от клиентов обратную связь, реально повлиявшую на процесс разработки продукта», — считает Светлана Малеванная из Raccoon.
«Примерно год назад, когда мы только начинали, в Битве Стартапов мы не попали даже в пятерку. Это заставило нас пересмотреть продукт и выйти с кардинально другим решением. Такие мероприятия учат продавать свой проект, свою идею. Битва Стартапов — это наименее затратный вариант тестирования своего стартапа перед большой аудиторией», — отметил Александр Ярмолатий, стартап Viosk.
«Фандрейзинг и непосредственно бизнес занимают по 50% времени. Для начинающих проектов мероприятия типа Битва Стартапов — это реальная возможность показать себя и получить обратную связь. К тому же это возможность проверить идею, познакомиться с единомышленниками и проверить продукт», — подтверждает Василий Рий из Wepster.
Андрей Великий, являющийся ментором стартапа Wolfchange, а также инвестором, в Битве Стартапов видит один неоспоримый плюс: «Это «ковровая бомбардировка» инвесторов, когда за пять минут можно охватить множество полезных людей и найти инвесторов, клиентов и сотрудников. Это сильно оптимизирует процесс поиска инвестиций».
Проекту bNesis, который на дискуссии представлял Андрей Песчаный, стартап-битвы позволили попасть в американский инкубатор, в котором сейчас работает основная часть команды: «Такие Битвы Стартапов позволяют не столько найти инвестора, сколько найти smart-money и «правильного» инвестора, с экспертизой и опытом. Всё это позволяет выстроить бизнес-модель, понять принципы работы маркетинга. Кроме того, такие мероприятия позволяют найти клиентов и предметно поговорить с ними, помогают нетворкингу и позволяют здорово потренироваться в питчинге».
Польский опыт
Отвечая на вопрос, какую практическую пользу стартапы получили от участия в Континентальной Битве, ребята выделили следующие моменты: основной — знакомство с польской венчурной экосистемой, также они получили несколько действительно важных инсайдов.
«Поездка в Польшу позволила провести питч перед людьми, которых видишь впервые в жизни, не зная, в чём они специалисты, что их интересует. Поездка дала понимание того, как работает экосистема в Польше. Не так, как у нас: в Польше есть деньги, но получить их может тот, кто создает в стране рабочие места или планирует монетизацию», — рассказала Светлана Малеванная.
bNesis, по сложившейся вокруг стартапа традиции, получил приглашение в инкубатор, в этот раз действующий под эгидой мэрии Кракова: «Кроме того, мы познакомились с местными инвесторами и поняли, что будет, если привлечь средства в Польше: какая там экосистема и насколько она соответствует нашим бизнес-задачам», — рассказал Андрей Песчаный.
Василий Рий познакомился в Польше с инвесторами, и пока все участвовали в afterparty, успел с ними встретиться: «Самое важное — то, что каждый проект выступал как минимум перед одним-двумя целевыми инвесторами. Такой питч позволяет представить себя перед следующей встречей с инвесторами. Они знают, кто ты, знают, откуда ты и что ты делаешь».
Интересную пользу от участия в польской Битве Стартапов обнаружил Андрей Великий: «Хочу отметить, что украинские инвесторы с большим уважением относятся к украинским проектам, которые заинтересовали польских инвесторов. Они начинают активнее шевелиться. Континентальная Битва Стартапов и победа в ней — это элемент позитивного PR».
Однако самый интересный вывод, сделанный всеми без исключения участниками поездки, заключается в том, что европейский рынок венчурного инвестирования сильно отличается от украинского. Так, в Европе очень много денег, но очень мало стартапов. Общая, довольно стабильная ситуация и социальные дотации не способствуют созданию инноваций. Чем благополучнее общество в плане социальных дотаций, тем меньше вероятность появления в нём стартапов.
Что дальше?
Со своей стороны организаторы первой Континентальной Битвы Стартапов говорят, что приложенные усилия окупились сполна и приглашают спонсоров поддержать Сборную Стартапов Украины на следующей Битве — Continental Startup Battle, 300К. В ней примут участие команды из России, Украины, Казахстана, Беларуси и Франции, а состоится она 30 октября в Москве.
Осенний финал. 60-ая Битва Стартапов
В рамках осеннего отбора 16 команд, ранее ставшие победителями битв, представили свои проекты экспертному жюри и онлайн-аудитории. Результаты голосования зрительского и профессионального жюри оказались различными.
Эксперты признали лучшим проект-победитель 57-ой Битвы Стартапов «BIOsens». Это — мобильная лаборатория для экспресс-диагностики безопасности продуктов, благодаря которой можно провести необходимую экспертизу в течение всего 15 минут. Устройство подключается к смартфону или планшету, на котором установлена соответствующая программа.
Второе место — NOZzER Watch, Харьков. Универсальная и компактная технология предотвращения нежелательного засыпания человека, которую автор проекта воплотил в форме наручных часов. Продукт мгновенно получил отклик от потенциальных пользователей, уже 200 человек сделали предзаказ.
Третье место — уже известный Raccoon, ранее победивший в 56-ой битве и достойно представивший Украину в Польше. Четвертое место — также упомянутый ранее Wepster.
Пятое место — PURYSH.
Шестое место — Pixpie.
Седьмое место — EVEREST.
Восьмое место — bNesis.
Девятое место — Crane Locator B.V.
Десятое место — Cycling.
Одиннадцатое место — Центр адитивних технологий.
Двенадцатое место — B4U.
Тринадцатое место — Ideaschecker.
Четырнадцатое место — Интернет портал.
Пятнадцатое место — PharmGuide.
Шестнадцатое место — ProxyMed.
Результаты пользовательского онлайн-голосования
Победитель — проект «PharmGuide» из Сум. Мобильное приложение, функционирующее на операционной системе Android и позволяющее пользователю быстро находить необходимую информацию (дозу, кратность приема и продолжительность курса лечения) о лекарственном препарате.
Второе место — и снова Wepster.
Третье место — Crane Locator B.V. — площадка для игроков рынка проектной логистики, объединяющая владельцев техники и сервисных услуг с потребителями по всему миру.
Четвертое место — Raccoon.
Пятое место — Pixpie.
Шестое место — NOZzER Watch.
Седьмое место — Cycling.
Восьмое место — EVEREST.
Девятое место — BIOsens.
Десятое место — bNesis.
Одиннадцатое место — Ideaschecker.
Двенадцатое место — PURYSH.
Тринадцатое место — Интернет портал.
Четырнадцатое место — B4U.
Пятнадцатое место — Центр адитивних технологий.
Шестнадцатое место — ProxyMed.
Участники Осеннего Финала Битвы Стартапов в очередной раз доказали, что Украина — страна перспективных предпринимателей, не ограничивающихся идеями, а создающими своё будущее и будущее своего государства каждый день.