Нынешняя долговая политика приведет к тому, что придется отдавать за долги более половины бюджета
Тарифные «качели» никоим образом не повлияют на благосостояние рядовых украинцев. Богатые будут платить по полной программе, а необеспеченных граждан посредством продуманной политики субсидий защитит государство. Это ключевые тезисы, касающиеся социальной сферы, которые во время презентации проекта госбюджета-2017 озвучил премьер-министр Владимир Гройсман. Несмотря на то, что Украина фактически находится в состоянии войны и в крайне сложной экономической ситуации, глава правительства рисует следующий финансовый год для страны исключительно в светлых тонах.
Но насколько реалистичны ключевые показатели госбюджета на грядущий год? Свою экспертную оценку в беседе с Hubs высказал экс-вице-премьер-министр экономики Украины (1992 г.), бывший народный депутат нескольких созывов Владимир Лановой.
— Представителей всех парламентских фракций, которые комментировали вчера проект бюджета-2017 объединил тезис о том, что едва ли не впервые в истории независимости главный финансовый документ страны представлен в законные сроки — 16 сентября, а не «под елку». Почему, как вы считаете, бюджет часто принимается в условиях, когда депутаты даже с титульной страницей не успевают ознакомиться?
— Я слышал эти комментарии. Что могу сказать? Эти люди либо не знают истории, либо никогда ею не интересовались. Как правило, проект бюджета на рассмотрение ВР у нас подавали вовремя, за исключением постмайдановских лет. Руководство и министры этих правительств считали, что они герои и им все простят. Это первое.
Второе. Ранее проект бюджета был подготовлен не на десяти страницах, как сейчас, а в трех-четырех томах и еще раз подчеркиваю: подавался документ вовремя: для рассмотрения, проверок, пересчетов и так далее. Так что люди, которые последние годы занимали правительственные посты, на мой взгляд, желают возвеличить сами себя.
— На днях бывший глава Администрации Президента Борис Ложкин, который теперь будет заниматься привлечением инвестиций в Украину, заявил, что для нас норма в следующем году получить $10 млрд инвестиций. С учетом того, что мы, во-первых, воюющая страна со всеми вытекающими последствиями, во-вторых, у нас среди бела дня расстреливают иностранных бизнесменов, насколько это, в принципе, возможно?
— Он все верно говорит, но умалчивает о других обстоятельствах, таких как, к примеру, провал денежной единицы, невозможность сотрудничать с украинскими банками, которые закрываются, в результате чего их клиенты становятся заложниками системы. Какой, спрашивается, бизнес можно вести в таких условиях? К тому же бюджетная политика «душит» бизнес в налоговых объятиях.
Экономика каждый год проваливается на 10-15%. Как можно жить и работать в условиях экономической стагнации и деградации? Покупательская способность населения уменьшается, какой смысл инвестировать в такую страну?
— То есть ключевая причина, отпугивающая инвесторов, наша экономическая деградация?
— Именно. Плюс к этому — экономический строй, когда коррупционеры работают ради олигархов, у которых они состоят на содержании. В итоге в любых конкурсах конкуренция — это фикция, и это прекрасно видят иностранные предприниматели.
— Во время представления в Верховной Раде проекта госбюджета Владимир Гройсман заявил, что в случае принятия депутатским корпусом (а по информации Hubs, голоса за поддержку данного законопроекта есть) законопроекта о спецконфискации «коррупционных» средств, украденных прежними режимами (в т.ч. ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества), в бюджет поступит 10,5 млрд грн. Это реальная цифра?
— Думаю, можно делать голословные заявления и ничего при этом не делать. У нас за многие годы никакие обращения и жалобы в международные суды, уголовные суды Стокгольма или Лондона не подавались. В результате имеем то, что имеем: в Крыму идет голосование за депутатов Госдумы РФ, а мы не можем опровергнуть все это действие и сказать, что это — наша территория, которую аннексировали. Хотя многие функционеры, особенно из «Народного Фронта», постоянно кричат, что обращаются в международные организации. Тем не менее, никаких юридических последствий нет. Нам даже Интерпол отказывает в задержании и выдаче уголовных преступников бывшего правительства Януковича. Вот и вся «эффективная» деятельность.
Именно поэтому можно предполагать, что со спецконфискацией будет аналогичная история. Лично я считаю, что существует сговор между бывшими и сегодняшними олигархами.
— Это лишь гипотезы, фактов нет. А я хочу сейчас процитировать вам экс-министра финансов, а ныне — народного депутата Виктора Пинзеника, который в комментарии Hubs сказал, что цифры доходной части проекта бюджета-2017 значительно преувеличены. «Реальный дефицит в проекте государственного бюджета на следующий год значительно выше, чем 77 млрд грн, как указано в документе, поданном Кабмином», — сказал он. По его словам, эта сумма составляет не менее 100 млрд грн. Вы согласны с такой оценкой?
— По доходной части бюджет 2017 года больше бюджета 2016 года на 120 млрд грн, или на 17% «с хвостиком». То есть ВВП фактически не растет, есть только инфляция. В этом году она составит 12-13%, в следующем обещают 8-9%. В любом случае, только лишь инфляция является способом номинального увеличения доходов бюджета. Еще один источник увеличения бюджетных поступлений — увеличение налогов. В первую очередь это касается увеличения рентных ставок, налога на зарплату, который уже для бюджетников составляет целых 17%.
То есть бюджет увеличивается за счет искусственных источников. Это происходит уже третий или четвертый год. Каждый год ненормальными объемами увеличиваются доходная и расходная части бюджета более чем на 100-150 млрд грн. Мы за четыре года в два с половиной раза «перепрыгнем» бюджет 2013 года, когда при власти был Янукович. Тогда было 400 млрд грн, а сейчас уже 771 млрд грн. То есть можно говорить о том, что это искусственный, «надутый» бюджет. Он может, и, вероятнее всего, будет выполнен, точно также, как в 2014-2015 гг. был выполнен бюджет (за счет искусственных денег, закачанных в экономику) правительства Яценюка. Тогда они сами себе возводили памятники и радовались. Но мы все потеряли: инвестиции уменьшились, доходы упали, банки развалились и т.д.
— Можно ли говорить о том, что мы сейчас пребываем в замкнутом кредитном круге? То есть берем очередные транши, кредиты, а когда встает вопрос, на что идут эти средства, оказывается, что на погашение предыдущих долгов.
— Я вам скажу больше. Наполнение бюджета и других финансовых фондов, необходимых для олигархов и коррупционеров происходит сейчас, в первую очередь, за счет увеличения долгов страны и кредитов, которые берет украинское государство. В бюджете на следующий год написано, что долг государства возрастет на 130 млрд грн. Из них 90 млрд грн будут покрыты за счет внутренних кредитов, а 40 млрд грн — за счет иностранных.
Вы говорите, что это замкнутый кредитный круг. А я скажу более жестко: это кредитная яма, в которую мы погружаемся все глубже и глубже. С каждым следующим годом мы будем тратить все больше средств для погашения и обслуживания долгов. Если в следующем году долговая сумма составит более 100 млрд грн, то дальше будет больше. Так мы придем к тому, что больше половины бюджета мы будем отдавать только на погашение внешних и внутренних долгов. То есть, мы будем отказывать себе во всем, попрошайничать, зато бюджетные деньги как «пилили», так и будут «пилить».
— Один из ведущих спикеров фракции «Батьківщина», депутат ВР всех созывов Сергей Соболев в беседе с корреспондентом Hubs отметил, что 17 млрд грн от приватизации, заложенные в бюджете-2017, являются «липовой цифрой». Как вы можете это прокомментировать?
— Откровенно говоря, там (в проекте бюджета – Ред.) очень завуалированная формулировка. В документе не указано, что это прямые доходы от приватизации. Возможно, те, кто готовил проект бюджета, не знают, о чем говорят. А говорят они много, куда больше, чем написано на десяти страницах проекта госбюджета-2017. В целом эта сумма погоды не делает, а в стране продолжают создаваться олигархические группы. Когда продают такой большой объект, как «Одесский припортовый завод», то априори создается новая влиятельная олигархическая группа или возрастает влияние групп старых. То есть олигархи хотят возобновить свою власть в Украине, которой у них немного поубавилось благодаря Майдану.
— Как все, описанные вами процессы и тенденции скажутся на бизнесе (малом, среднем, не соль важно)?
— Вы знаете, после Революции достоинства, к сожалению, к власти пришли олигархические (и, не исключаю, коррупционные) группы, которые действуют нечестными и манипуляционными методами. Эти методы наносят вред нашим согражданам. Не буду перечислять все методы и их последствия. Как мы видим, есть огромная инфляция, трехкратное обесценивание гривны, новые налоги и тарифы. Я уже говорил о том, что ежегодно они наполняют экономику искусственными деньгами.
Первые два года после Майдана власть печатала деньги посредством Нацбанка. Сейчас «надувают» экономику с помощью долговых операций, выпуска облигаций (как я говорил ранее, 90 млрд грн в следующем году будет только внутренних кредитов). При этом они подчеркивают, что могут менять эту цифру без согласования с парламентом. Это — наводнение Украины искусственными деньгами, а фактически — диверсия против нашей экономики, бизнеса, производства и рядовых граждан.