Администрация портов Украины и частные стивидоры выступают против
Стивидорная компания ГП «Бердянский морской торговый порт» планирует арендовать все девять причалов в Бердянском морском порту. Об этом Hubs стало известно из письма Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины (ФГИ) в Запорожской области от 17.08.2016 г. № 11-13-04599 в адрес Бердянского филиала «Администрации морских портов Украины», которое имеется в распоряжении редакции. Таким образом государственный стивидор ГП «Бердянский морской порт» может стать монополистом по доступу к причалам в Бердянском порту.
При этом, помимо указанного государственного портового оператора, стивидорной деятельностью (перевалкой грузов на суда и т.д.) в Бердянском порту занимаются еще три частные компании: «Аскет-Шиппинг», «Новая Хортица» и «Агро Класс».
Вся девять причалов Бердянского морского порта находятся на балансе Бердянского филиала «Администрации морских портов Украины», которая взымает плату за их использование как с государственного оператора, так и с частников. На сегодня доступ портовых операторов к причалам порта является специализированной услугой в соответствии со ст. 21 Закона Украины «О морских портах Украины». С 1 января 2016 Бердянским филиалом ГП «АМПУ» с портовыми операторами Бердянского морского порта заключен договор об обеспечении доступа портовых операторов к причалам.
В то же время, как сообщает руководитель Бердянского филиала «Администрации морских портов Украины» Вячеслав Резников, Фонд государственного имущества Украины разместил в «Ведомостях приватизации» объявление о конкурсе по отбору субъектов оценочной деятельности, которых должны привлечь к проведению независимой оценки объектов аренды причалов Бердянского порта. Плательщиком работ по оценке указана государственная стивидорная компания ГП «Бердянский морской торговый порт».
Региональное отделение ФГИ по Запорожской области обратилось в Бердянский филиал АМПУ за дополнительной информацией относительно девяти причалов, находящихся на его балансе. Начальник БФ ГП «АМПУ» Вячеслав Резников в ответе на этот запрос пишет, что АМПУ выступает против передачи в аренду всех девяти причалов Бердянского порта одной государственной компании. Он напоминает, что «в соответствии с заключенными договорами по обеспечению доступа портовых операторов к причалам», кроме государственного стивидора хоздеятельность ведут еще три компании. И «в случае предоставления одному портовому оператору, ГП «БМТП» в аренду причалов №1,2,3,4,5,6,7,8,9 Бердянского морского порта, другие (три) портовых оператора будут лишены возможности ведения своей деятельности на конкурентных условиях, или вообще лишены таковой».
В то же время Законом Украины «О морских портах Украины» «закреплены принципы обеспечения конкуренции среди субъектов хозяйственной деятельности, которые производят одинаковую продукцию (товары, работы, услуги) в морском порту», и дискриминация в доступе к объектам инфраструктуры порта общего пользования не допускается.
Резников подчеркивает, что согласования на передачу в аренду причалов нет как с БФ ГП «АМПУ» как балансодержателя, так и с Министерством инфраструктуры Украины, которое является органом государственного управления.
Начальник филиала АМПУ обращается к министру инфраструктуры Владимиру Омеляну. В письме Резников просит не согласовывать аренду причалов порта, аргументируя теми же причинами. Кроме того, он просит обратить внимание «на законность и обоснованность использования средств госпредприятия на финансирование мероприятий по оценке имущества и наличие в финансовом плане ГП «БМТП» средств на аренду указанного имущества».
Также, по информации Hubs, против передачи в аренду всех причалов Бердянского морского порта одному государственному стивидору выступила частная стивидорная компания, работающая в этом порту — «Аскет-Шиппинг», обращение которой в ФГИ имеется в распоряжении редакции.
Для разъяснения ситуации Hubs обратился с информационными запросами в Фонд госимущества Украины, а также в стивидорную компанию ГП «Бердянский морской порт».