Госбюджет-2017, согласно документам Минфина, снова грозит стать бюджетом проедания

Основные тенденции — отсутствие капитальных расходов и увеличение субсидий для населения

До конечного срока подачи в Верховную Раду проекта государственного бюджета на следующий, 2017 год остается всего лишь одна неделя (согласно Бюджетному кодексу Украины срок — до 15 сентября). И в преддверии этого важного события в распоряжении Hubs оказались рабочие материалы Министерства финансов, которые используются при составлении проекта Бюджета-2017.

В последние годы правительство при содействии руководства Верховной Рады благополучно нарушает сроки подачи проекта Бюджета на рассмотрение парламента путем несложного мошенничества. Законопроекту, которого, по сути, еще не существует, 15 сентября в ВР присваивают регистрационный номер, после чего этот «документ» благополучно отзывают, а настоящий проект Бюджета на самом деле появляется уже ближе к концу года. С большой долей вероятности так произойдет и в нынешнем году. Тем более, что, как оказалось, перспективы составления документа в текущем году даже хуже, чем прежде.

Во-первых, проекты постановлений ВР об Основных направлениях бюджетной политики на будущий год (Бюджетную резолюцию) народные депутаты ни разу не утверждали, начиная с 2013 года. Та же участь, вполне возможно, постигнет и проект о направлениях бюджетной политики на 2017 год, который все еще находится на рассмотрении профильного парламентского комитета (по вопросам бюджетной политики).

Но в 2013-2015 годах парламент хотя бы удосуживался обсудить этот документ на весенне-летней сессии, а в текущем году даже этого не сделал. Ведь правительство одобрило этот проект слишком поздно — 24 июня, из-за этого у народных депутатов просто не дошли до него руки, поскольку через месяц, 22 июля, они ушли на летние каникулы, а пленарные заседания предыдущей сессии закончились и вовсе 15 июля.

Во-вторых, существуют большие сомнения относительно того, что Министерство финансов сейчас в состоянии подготовить такой большой и сложный документ, как Государственный бюджет на будущий год. И причины вот в чем. Многие годы бюджетные законопроекты готовились в Минфине под руководством замминистра финансов Анатолия Мярковского, а в последние два года — замминистра Игоря Уманского. Сегодня же не просто некому возглавить бюджетный процесс, дела обстоят значительно хуже. Дело в том, что обязанности между руководящим составом Минфина сегодня распределены таким образом, что за бюджетный процесс в целом никто из заместителей министра не отвечает! И такой порядок был одобрен нынешним министром финансов Александром Данилюком. Так, госбюджет находится в ведении первого замминистра, местные бюджеты и расходы гуманитарной сферы — в ведении одного из замминистров, бюджеты органов власти и социальные расходы — в ведении еще одного зама. В конечном итоге ответственной за написание проекта госбюджета, видимо, будет первый замминистра Оксана Маркарова.

В то же время есть достаточно веские причины сомневаться в том, что в Минфине сейчас наберется команда квалифицированных специалистов, способных подготовить качественный бюджет. Например, как утверждают источники Hubs, совсем недавно из общения с чиновниками Минфина выяснилось, что там никто не знает, какие ставки местных налогов сейчас по факту установлены в различных регионах и административно-территориальных единицах. Речь идет о налоге на недвижимость, отличную от земельного участка, земельном налоге, арендной плате за землю, едином налоге и т.д. Как министерство собирается без этих данных рассчитывать баланс местных бюджетов, — остается загадкой.

Но еще большая загадка, как в Минфине собираются рассчитывать объемы межбюджетных трансфертов, учитывая предыдущий пробел! Приведем простой пример. В одном регионе устанавливают минимальные ставки вышеуказанных налогов и требуют максимальных трансфертов из госбюджета, в другом устанавливают максимальные — и, соответственно, получают минимальный финансовый ресурс из центра. Но дело в том, что в Минфине просто не знают, где они максимальные, а где — минимальные!

Так или иначе, но в качестве макроэкономических ориентиров для Бюджета-2017 выбран сценарий 1 Основных прогнозных макропоказателей социального и экономического развития Украины на 2017 год, утвержденных постановлением КМУ №399 от 01.07.16 г. (см. ниже)

бюджет_2

Однако этот макропрогноз, на который будет опираться Бюджет-2017, в основе своей чересчур оптимистичный и малореальный. Также следует добавить, что он (макропрогноз) в свою очередь опирается на своего «предшественника» — макропрогноз на 2016 год (постановление КМУ №558 от 05.08.15 г.), который уже точно не будет  выполнен.

К этому следует добавить, что среднегодовой курс доллара США, который Минфин закладывает в проект госбюджета-2017, составляет 27,2 грн за $1. Чтобы понять степень реалистичности такого прогноза, достаточно посмотреть на курс в ближайшем обменнике и на его динамику за последние пару недель… Как недавно писал Hubs, эксперты прогнозируют, что уже до конца текущего 2016 года курс доллара будет достигать 28,8 грн.

Доходы сводного бюджета на 2017 год Минфином пока запланированы на уровне 785,5 млрд грн. Если учесть, что в 2016 году, согласно данным Государственной казначейской службы, по плану доходы сводного бюджета должны составить 727,5 млрд грн, то прирост должен быть на уровне 8%, или 58 млрд грн. Однако в рабочих материалах Минфина значится, что прирост запланирован несколько больший — 12% или 84 млрд грн. То есть данные, указанные в этих документах, не соответствуют результатам расчетов, на основе которых они должны быть получены.

Вполне возможно, что это — простая ошибка. Однако не исключено, что речь может идти о планируемом Минфином секвестре бюджета. В любом случае после удовлетворения аппетитов народных депутатов, которые традиционно во время обсуждения в парламенте стремятся перераспределить в свою пользу соотношение государственных расходов, план доходов почти наверняка вырастет.

бюджет

Дефицит традиционно планируется в размере 3% ВВП. Тогда как расходы и предоставление кредитов запланированы на уровне 851,6 млрд грн, что, по версии Минфина, превышает план 2016-го года на 77,9 млрд грн, или на 10%.

бюджет_6

В то же время приоритеты в рабочих материалах будущего бюджета расставлены довольно четко. Например, в лидерах по темпам роста расходов остаются льготы и жилищные субсидии, что четко указывает на продолжение тенденции к повышению стоимости коммунальных услуг и постепенному загону все большего количества украинцев в число малообеспеченных. Бросается в глаза и минимальный прирост по направлениям пенсионного обеспечения и медицины. Таким образом, Украина остается социальным государством только в тексте Конституции, а на практике речь идет о естественном отборе и выживании сильнейших.

Не собирается правительство отказываться и от практики устанавливания необоснованных показателей прожиточного минимума, которые традиционно чуть меньше минимальной зарплаты, но к самой возможности прожить на эти деньги полный месяц не имеют никакого отношения. До конца 2017 года запланировано повышение прожиточного минимума до 1700 грн, а минимальной зарплаты — до 1762 грн.

Судя по составу расходов в разрезе распорядителей бюджетных средств, можно предположить, что в 2017 году воевать мы не собираемся: расходы на Минобороны, МВД и СБУ запланированы пока на уровне 2016 года. Зато собираемся много судиться (резкий рост расходов на судебную администрацию, Генпрокуратуру и Минюст). Резкое сокращение собственных расходов Минобразрования и Минздрава говорит, прежде всего, о продолжении тенденции сокращения образовательных и здравоохранительных учреждений, а по-простому — школ и больниц.

бюджет_4

В целом же Минфин предлагает очередной бюджет проедания и обнищания. Капитальных расходов в нем, по сути, нет. Это следовало еще из проекта Бюджетной резолюции, о которой речь шла в начале.

*

Top