OpenADV позволит увеличить бюджет Киева на 80 млн гривен в год
OpenADV – стартап, действующий на стыке открытых государственных данных и «больших данных» (big data). Будучи разработанным командой специалистов рекламного рынка, он попал в программу Инкубатора открытых данных «1991», успешно её завершил и в начале июля 2016 года официально стал частью нового портала Киевской горгосадминистрации.
Появлению платформы предшествовало постановление Кабинета министров Украины №2067 от 29 декабря 2003 года, которым утверждались Типовые правила размещения наружной рекламы. Постановление предполагало, что местные власти составят информационные банки рекламных носителей и планы их будущего размещения. При выдаче любых новых разрешений на размещение рекламных конструкций соответствующая информация должна была вноситься в кадастр.
Как это часто бывает в Украине, принятое распоряжение игнорировалось на всех уровнях. Ситуация не менялась до тех пор, пока в конце минувшего года тот же Кабмин не заставил органы государственной власти раскрыть часть данных. Согласно его решению, на рекламном рынке должны быть открыты следующие наборы данных:
-
информация о рекламных носителях;
-
информация о субъектах хозяйствования, получивших разрешения на размещение рекламы;
-
заключенные договоры (для операторов, размещающих рекламу на коммунальной собственности).
По мнению основателей OpenADV, именно третий набор данных должен больше других заинтересовать горожан. Ведь именно бесплатное использование коммунальной собственности является одним из самых распространенных нарушений в данной сфере. Со своей идеей и платформой на начальной стадии команда пришла в Инкубатор открытых данных «1991». В результате активной позиции руководства Инкубатора, приглашенных менторов (в частности, ментора и советника проекта Юрия Назарова) и столичного руководства в лице первого зама мэра Геннадия Плиса, было налажено сотрудничество.
Создав платформу, команда проекта в результате бесплатно передала её для использования киевскими властями, планируя в скором будущем внедрить прозрачную систему контроля рекламных носителей по всей стране и усовершенствовать существующую версию.
Продукт
Разработанная OpenADV система делает работу госорганов проще, быстрее и прозрачнее. Последовательность следующая: орган власти, следуя требованиям законодательства, открывает данные. С помощью платформы стартапа они представляются в удобном для пользователей виде, а также, будучи дополненными и расширенными, предоставляются всем желающим. У системы есть собственный API, то есть все желающие могут использовать данные в своих целях.
Раскрытые государством данные, хоть и выкладываемые в машинно-читаемом виде, полны недоработок: например, нет координат многих конструкций. Команда OpenADV работает над тем, чтобы соответствующий орган власти раскрыл координаты и сделал возможным увязать разные наборы данных.
В проекте есть картографическая и табличная части. С картографической частью все понятно (это обычная привязка данных к карте Киева), а вот с табличной ситуация сложнее. Пока нет государственных координат, приходится использовать другие базы данных, в частности, базу Ассоциации операторов наружной рекламы Украины.
Проект OpenADV— это тот случай, когда открытые данные объединяются с «большими данными» и сразу же получается интересный результат. После обработки открытых городом данных оказалось, что около 13% из них — некорректны: на годы просрочены разрешения, данные относительно размещения на коммунальной собственности не полны и т.д.
Ещё одно направление развития проекта — это сервис взаимодействия для игроков рынка. В частности, к команде проекта обратился один из операторов рынка, который ознакомился со всеми данными и не смог обнаружить свои конструкции. Документы есть, носители есть, а записей — нет. Непосредственная польза для этого оператора заключалась в том, что там наконец поняли, прочему их конструкции регулярно демонтируют. Таким образом взаимодействие общественных активистов, бизнеса и городских властей позволяет совместными усилиями сформировать реальную картину происходящего в городе.
В рамках системы также сформирована система электронных обращений. Сейчас в Киеве желающий проверить законность размещения носителя или сообщить о нарушении может пойти по одному из двух путей. Первый — запрос. Проблема с ним в том, что необходимо четко описать носитель и его расположение. По одному адресу вполне может быть зарегистрировано несколько носителей, что дает лазейку для нечестного ответа или ответа «для галочки».
Второй вариант — письменное обращение. Активистами в этом деле является молодежь, у которой на это нет времени, зато есть гаджеты. Поэтому команда сделала модуль, позволяющий сфотографировать носитель и отправить запрос, который обязателен к выполнению. Пока схожий сервис реализован лишь на сайте КП «Киевреклама», но там указано, что все сообщения «носят информационный характер». То есть на них могут отреагировать или игнорировать.
Проект OpenADV— это попытка бесплатно дать городу электронный инструмент, который нужен и который должен быть внедрен в соответствии с требованиями законодательства. Как оказалась, Киеву такая система очень нужна, поскольку здесь очень сложная ситуация с рекламой, грядут изменения и их заряд — положительный или отрицательный — зависит от этих данных, от того, что горожане знают о наружной рекламе столицы.
Команда
Владимир Покрасенко — CEO проекта. Предыдущим запущенным продуктом Владимира является коммерческая платформа ADV.VG, которую он решил запустить в социальной версии.
Александр Плива — CVO проекта. Его зона ответственности: связи с общественностью, представление проекта в публичной отрасли и активное продвижение мысли о том, что требования законодательства необходимо выполнять.
Наколай Бабичев — CTO, возглавляет техническую группу проекта, в которую частично входят специалисты, имеющие опыт работы с ADV.VG, частично — ребята, набранные во время инкубационной программы в Инкубаторе «1991».
Бизнес-модель
OpenADV относится к так называемым социальным стартапам, являющимся по сути своей общественной нагрузкой для бизнеса.
Требования законодательства по рекламе относятся ко всем городам Украины, которых около 450 и в каждом городе на создание подобной системы тратятся бюджетные средства. Поэтому команда активно ищет способы внедрить свою платформу во всех городах страны.
При этом, говорят в OpenAVD, формирование рынка открытых данных само по себе создает монетизацию. Например, есть момент монетизации для городов, ведь обнаружив несколько десятков/сотен незаконных конструкций, город может либо демонтировать их, либо легализировать и получить дополнительные поступления в бюджет.
К тому же непосредственную выгоду от контроля и учета использования имущества громады получит сама громада: например, в Киеве в прошлом году деньги от размещения рекламы шли на питание школьников. Если же работают нечестные, «серые» операторы, сообщество не получает денег, их просто крадут. А так общественность может самостоятельно контролировать всю ситуацию.
Перспективы
Согласно законодательству от 2009 года, средства за размещение рекламных конструкций должны поступать в городской бюджет. В Киеве лишь недавно, стараниями активных городских депутатов, оплата за размещение наружных рекламных носителей на коммунальной собственности стала полностью перечисляться на бюджетный счёт.
Тем не менее, не всё так просто. Сначала средства засчитываются на счет коммунального предприятия, которое и определяет эти средства в бюджет, хотя деньги должны идти напрямую. На данном этапе существует возможность отслеживать эти платежи, правда, пока без особой детализации.
OpenADV развивается сейчас в этом направлении: хотят сформировать платформу для прямых рекламных платежей в городской бюджет, возможностью для горожан отслеживать ситуацию с рекламой в городе и влиять на неё.
Во время презентации своего проекта команда OpenADV приводила цифры возможного недополучения бюджетных средств: основываясь на официальных рекламных поступлениях за прошлый год и на подсчетах МЭРТ по тенизации бизнеса, только 2015 году киевский бюджет мог бы быть больше примерно на 80 миллионов гривен.