Почему День металлурга становится в Запорожье все менее радостным
17 июля Украина отметила День металлурга. Для Запорожья, где сегодня работают десять предприятий металлургической промышленности, это особый и значимый день. Однако в силу ряда причин этот праздник становится для запорожских металлургов все менее радостным. Собственный корреспондент Hubs в Запорожье разбирался в сегодняшних праздниках и буднях металлургов.
Чем привлечь людей в металлургию
Вообще-то профессиональный праздник металлургов с 2006 г. официально называется День работников металлургической и горнодобывающей промышленности Украины. Истоки чествования людей тяжелой и сложной профессии ведут в 1957 год, когда в СССР был учрежден День металлурга. Причем, если августовский День шахтера приурочен, как оказалось, к весьма сомнительному трудовому подвигу Алексея Стаханова, то у металлургов третье воскресенье июля для праздника вообще было взято с потолка. Некоторую ясность в ситуацию внесло название фильма «Самый жаркий месяц» (1974) по нашумевшей постановке МХАТа «Сталевары». Фильм, в отличие от спектакля, оказался абсолютно заурядным, но намекнул, что июль – самый жаркий месяц у мартеновской печи, когда от запредельной температуры не спасает даже войлочный костюм.
Возможно, по этой самой причине, несмотря на телевизионные бравурные марши по поводу и 100-, и 200-миллионной тонны стали, а также воспевание «покорителей огня» в советском искусстве, к 1980-м годам металлургию поразил кадровый голод. Не спасали ситуацию ни горячий стаж, ни бесплатная газировка – народ к мартену не спешил. Бывший многолетний директор «Запорожстали» Виталий Сацкий, придя на предприятие в 1986 г., первым делом начал премировать 25 рублями каждого, кто привел на комбинат нового работника. Кто-то скажет – своеобразная форма сетевого маркетинга, но выхода у директора в ту пору просто не было.
С 1991 года в экономике Запорожья началось новое время, когда в общем и целом сохранила свои позиции лишь металлургия. Конечно, и здесь были потери – но куда меньшие, чем в машиностроении, химии, электронике и даже электротехнике. Поэтому очень быстро наступил период, когда для того, чтобы устроиться на предприятие металлургии, стали давать сотни долларов взятки. Но коррупция приветствуется лишь в государственном секторе, а в частном требуются подготовленные, работящие и надежные кадры. Поэтому каждый завод решал кадровые проблемы по-своему.
Например, «Днепроспецсталь» принимала молодых специалистов едва ли не целыми потоками – при гарантиях качества подготовки со стороны, например, ректората Запорожской государственной инженерной академии. А вот на «Запорожстали» внедрили систему заблаговременного сопровождения учеников и студентов металлургических и родственных металлургии лицеев, колледжей и университетов, и адаптации их на рабочих местах. И сегодня конкурс среди выпускников вузов здесь – восемь человек на место. Впрочем, хорошие студенты знают о своем трудоустройстве задолго до получения диплома.
Почему такой конкурс? Потому что средняя зарплата по ведущим предприятиям запорожской металлургии составляет 7-10 тыс. грн. Кроме того, на всех заводах и комбинатах подписаны коллективные договора, гарантирован соцпакет, обеспечен постоянный медицинский контроль и все более комфортные условия труда. «Соцпакет ферросплавщика» (он существует не только в Запорожье, но и на других ферросплавных предприятиях Украины) уже, кажется, оброс легендами. И другие заводы стараются к нему подтянуться. Хотя было время, когда трудовой коллектив Запорожского завода ферросплавов из-за почти двухлетнего периода вынужденного простоя согласился с частичным сворачиванием социальных гарантий. Но вскоре после возобновления работы соцпакет был восстановлен практически в прежнем объеме.
Государство не дружит с металлургами
Как видим, запорожские капиталисты довольно заботливо относятся к своему персоналу. Здесь есть свой экономический интерес. Ведь, обучив работника, вооружив его промышленными тайнами и секретами, затем потерять специалиста из-за чрезмерной жадности просто себе дороже.
Председатель Запорожского обкома профсоюза металлургов и горняков Валерий Серов отмечает, что иметь дело с бизнесменами лучше, чем с государством. Да, бывают трудные переговоры с менеджментом и особенно – с владельцами предприятий, но в конечном счете всегда находится какой-то разумный компромисс, и аргументы профсоюзов всегда выслушивают. Гораздо сложнее разговаривать с государством в лице его сегодняшних чиновников. «Нигилизм, лицемерие, цинизм – вот с чем приходится сталкиваться в кабинетах, где, казалось бы, все просто обязаны чем-то интересоваться, кого-то выслушивать и принимать согласованные решения», — говорит профсоюзный лидер.
Профсоюзы в борьбе за рабочие места нынче оказались чем-то типа «толкачей» советского образца. Они пытаются на пальцах объяснить чиновникам пагубность все более высоких железнодорожных тарифов, растущих тарифов на электроэнергию, перебоев с возвратом НДС и прочего.
Например, сейчас возникла проблема субсидий. Как известно, правительство рапортует о колоссальных суммах, выделяемых на поддержку населения из-за подорожания газа и теплоснабжения. Говорят о 60 процентах охвата субсидиями квартир и домовладений. Но металлурги никак не попадают в число соискателей субсидий из-за своих относительно высоких зарплат. Средняя зарплата на металлургических предприятиях Запорожья сегодня составляет около 6300 грн в месяц, и среднедушевой доход на каждого члена семьи металлурга выше установленной правительством планки.
Получается, что металлурги, которые находятся в авангарде тех, кто своим трудом формирует бюджет страны, расплатятся за газ и тепло дважды. В этом, конечно, ничего плохого нет. В условиях экономического форс-мажора сильные и вправду должны помогать тем, кто слабее. Но все должно иметь свои разумные границы. Ведь кто-кто, а металлурги уж точно разбираются в энергоэффективности, модернизации и капитальных вложениях. Поэтому сегодня они интересуются: а в чем замысел, и как долго проблема энергоэффективности и модернизации ЖКХ будет решаться только выплатой субсидий части населения – без копейки вложений в ремонты и строительство?
Панорама разных судеб
В металлургических городах бывшего СССР и, в частности, в Запорожье День металлургов (здесь его часто называют именно так) — это один из самых важных праздников. Но и 17 июля все металлургические предприятия запорожской промплощадки работали в три смены, как это всегда бывает на производствах непрерывного цикла.
Но не все гиганты индустрии Запорожья, связанные с производством металла, трудились в этот празднично-рабочий день. В их списке до недавних пор числилось 10 комбинатов и заводов. Это «Запорожсталь», «Днепроспецсталь», Запорожский сталепрокатный завод, Запорожский железорудный комбинат (ЗЖРК, с. Малая Белозерка Васильевского района), Запорожский алюминиевый комбинат (ЗАлК), Запорожский титаномагниевый комбинат (ЗТМК), Запорожский завод ферросплавов (ЗЗФ), «Укрграфит», «Запорожогнеупор» и «Запорожкокс».
Ныне от ЗАлКа остается только громкое название, а пуск линии по производству хотя бы алюминиевой катанки перенесен с 1 июля на август. Спасибо, что на реприватизированном в марте прошлого года (решением Верховного суда Украины) алюминиевом комбинате хоть что-то заработает. Впрочем, эксперты далеки от мысли, что предприятие станет соответствовать статусу комбината без появления серьезного инвестора, способного скорее установить новое оборудование, нежели привести в рабочее состояние старое. То есть ЗАлК снова будет выпускать первичный алюминий, силумин, кремний, глинозем.
Еще более печальна участь Запорожского сталепрокатного завода. В процессе приватизации его продали анонимным российским конкурентам (скрывшимся за двумя швейцарскими компаниями), которые довольно быстро привели предприятие к банкротству. К сожалению, состояние дел на заводе мало кого интересовало (неизвестно – бескорыстно ли). Особенно тех, кто просто обязан был курировать этот актив со стороны государственных органов. Поэтому предприятие уже более года как вычеркнуто из всех списков. И только его бывшие работники пишут бесполезные бумаги во все возможные инстанции.
А вот «Запорожсталь», а также три предприятия, которые входят в сферу его интересов – ЗЖРК, «Запорожкокс» и «Запорожогнеупор» – выглядят вполне благополучно даже при всех существующих проблемах украинского и мирового рынка, а также при хронических битвах за возврат НДС и требованиях «Запорожьеоблэнерго» относительно погашения долгов.
«Днепроспецсталь» – монополист в СНГ в производстве оружейной стали. Завод в последний год, наверное, меньше всех доставлял проблем и властям, и энергетикам. При этом на предприятии удивлены весьма незначительными подвижками в заказах «Укроборонпрома», где как будто не слышали ни о АТО, ни о войне на Востоке.
Запорожский завод ферросплавов, несмотря на свои знаменитые соцпакеты, с ужасом ожидает очередного «судного дня» с повышением НКРЭКП тарифов на электроэнергию. Ведь 60% в себестоимости продукции ЗЗФ составляет именно она. Уже сейчас ситуация, используя шахматную терминологию, «висит на флажке», а что будет осенью – никто даже предположить не может.
На ЗТМК более 3,4 тыс. работающих и более 300 млн грн задолженности по электроэнергии. В силу своего расположения – через территорию комбината проложены линии энергоснабжения на другие предприятия Запорожья – титано-магниевый не подлежит отключению ни при каких обстоятельствах. Максимум – ему могут ограничить подачу электроэнергии (что в последний раз случилось 24 июня с. г.).
Бывший Днепровский электродный завод, а ныне «Укрграфит» оперативно перестроился и функционирует в нормальном режиме, обеспечивая зарплатой 2,2 тыс. работников. Возможно, именно этому предприятию в современных условиях труднее всего, ведь ближайший и мощный потребитель его анодной массы – ЗалК, который с 2010 года не работает. Кроме того – идет война, практически заблокированы отношения с Россией (при том, что круг потребителей весьма ограничен) и остановлена вся выстраиваемая годами логистика. Ведь промышленные электроды нужны только цветной металлургии. Тут стоит отметить и нынешний менеджмент завода, и экс-директора, бывшего же запорожского губернатора, а ныне одного из основных акционеров «Укрграфита» Бориса Петрова. Взятый им еще в 1990-е годы курс на модернизацию ради качества продукции и расширения ее номенклатуры, активное сотрудничество с ЕБРР дали свои плоды. Предприятие не ждет милостей от природы, а работает, выживая в сложнейших условиях. Как видим, сегодня металлургам Запорожья в большинстве своем — не до праздников.
Автор: Леонид Романовичев