Около 70% крестьян-единоличников уклоняются от уплаты налогов
25 июня на поля южных районов Запорожской области вышли первые комбайны. Началась уборочная страда 2016 года. По прогнозам, область выйдет на традиционный показатель всех последних лет – валовый сбор 2 млн тонн зерна. Hubs проанализировал факторы, которые усложняют жизнь аграриям Юга Украины – дороговизну сельхозтехники, слабое кредитование, недобросовестную конкуренцию фермерам со стороны единоличников, состояние оросительных систем.
Тревожная осень и счастливая зима
В конце ноября 2015 года вряд ли нашелся бы кто-то смелый, кто поставил бы пятак против гривны, что на Запорожье летом нынешнего года вообще что-либо соберут. Поскольку из 556 тыс. гектаров посеянных озимых всходы появились лишь на 15 процентах площадей. Катастрофа – это была самая точная оценка ситуации. Особенно с оглядкой на то, что обработка одного гектара посевов стоила фермеру от 2700 грн.
Столь печальная концовка ноября случилась из-за сухой осени: ни одного, хотя бы плохонького дождика! Оптимальные сроки посевов пшеницы на Запорожье – месяц, начиная с 10 сентября. Тут же сеяли и в ноябре, уже отчаявшись дождаться спасительных осадков. Фермеры рисковали фактически всем. Некоторые так и не рискнули вносить зерно в пересохшую почву – недосев озимых составил 119 тыс. гектаров.
Впрочем, в зоне рискованного земледелия, а запорожская степь таковой является со времен, когда ее величали Диким полем: не рискуя – ничего не получишь. Запорожские агропроизводители в очередной раз рискнули и были вознаграждены. Декабрь выдался теплым и дождевым, и сводки с полей стали менее трагичными. Да, на примерно семи процентах площадей вообще ничего не взошло, а 80% посевов дали разреженные и слабые всходы. Но они все же появились.
И тут благодаря просто идеальной в подобных условиях зиме – все взошедшее успешно выжило. Весна же, да и первая половина июня, по своим климатическим условиям скорее напоминала Волынь, нежели Приазовье. Это позволило не только подняться озимым, но и посеять – с видами на хороший урожай – и яровые культуры. Весенняя посевная кампания завершена, обработано 931 тысячу гектаров (102% запланированного). Притом уже очевидно, что король здешних полей – подсолнечник, существенно потеснил с первого места царицу тех же полей – пшеницу. Ведь осенью кроме пшеницы на Запорожье сеют еще немного ржи и ячменя, а также рапс. Данные статистики посевов говорят о том, что площади подсолнечника (571 тыс. гектаров) перекрыли площади всех посеянных осенью зерновых (уже упоминавшихся 556 тыс. га).
Кроме того, во время весенней посевной кампании посеяно 204 тыс. га ранних зерновых (в основном ячменя), 47,6 тыс. га кукурузы на зерно и 13 тыс. га сои. Все культуры, кроме кукурузы, посеяны с заметным перекрытием прогнозных (плановых) показателей.
Сегодня агропроизводителей области тревожит разве что 5-я степень пожарной опасности, объявленная во многих районах. Ведь резкое потепление, тут же перешедшее в 36-градусную жару, делает хлебные поля очень уязвимыми к неосторожному огню. Но все, понятное дело, надеются на лучшее. И угроза повторения 2003 года, когда запорожцы (кроме Приазовского района) собрали меньше, чем посеяли – до 4 центнеров с гектара, в любом случае области не угрожает.
Очень дорогое «удовольствие»
Теперь поговорим о финансах. Стоимость посевов одного гектара в прошлом году уже называлась (2700 грн), а в нынешнем сезоне этот показатель возрос в 1,3 раза. Таким образом, чтобы посеять весенние 931 тыс. гектаров, потребовалось 4,3 млрд грн.
В основном это были собственные средства фермерских хозяйств. Кредитных ресурсов удалось привлечь всего лишь 200 млн грн. Как сообщил Hubs директор департамента агропромышленного развития Запорожской ОГА Андрей Ревуцкий, основными кредиторами агропроизводителей области традиционно выступили «Райффайзен банк Аваль», «Мета Банк», «Укрэксимбанк», «ОТП Банк», «Креди Агриколь Банк» и «ПроКредит Банк».
Основные получатели кредитов — фермеры, которые обрабатывают порядка 800-1000 га земли. Но до цивилизованного рынка кредитных услуг нам еще далеко: сегодня фермерами из банков привлекается даже меньше пяти процентов средств. Банкиров не устраивает недобросовестность части фермеров-заемщиков, а аграриев отпугивают высокие проценты.
«Сейчас сложилась такая ситуация, что льготное кредитование предусмотрено только для крупных товаропроизводителей. Конечно, коммерческие банки предлагают для физических лиц потребительские кредиты, но процентные ставки при этом достаточно высокие. А финансовое положение сельского хозяина такое, что он сидит без денег от урожая до урожая. Без банковских кредитов аграриям не обойтись. Только не каждый имеет залог, не каждый решится заставить дом», — отмечает руководитель фермерского хозяйства Виктор Яхница.
Видимо, чрезвычайно высокая кредитная ставка и горький опыт отдельных коллег вынуждают фермеров в основном пользоваться кредитами практически исключительно для приобретения дорогостоящей техники. Она и вправду фантастически дорога, но никто не станет сегодня использовать советские трактора и комбайны с их расходом топлива и склонностью к поломкам.
Сегодня нагрузка на один комбайн составляет по области 278 гектаров. Для северных областей Украины это, может, и многовато, но для южных – в самый раз. Здесь норматив – до 300 га на комбайн.
Что же до стоимости популярных моделей (б/у) комбайнов John Deere, то она составляет 247,5 тыс. евро – с минимальным пробегом, и до 10,5 тыс. евро – агрегаты 1984 года выпуска. Всего на запорожских полях сегодня работают примерно 2700 комбайнов.
Даже приблизительные подсчеты приводят к неутешительному выводу: удержать цены на продовольствие в этом году вряд ли получится.
Единоличник как проблема областного масштаба
Впрочем, есть одно «но». Хотя, как нам представляется, факторы снижения закупочных цен на зерно никак не повлияют на конечный продукт – хлеб и другие продукты питания, речь вот о чем. Кроме фермеров, различного рода агрофирм, КСП и т. д., в селах работают единоличники. Это люди, которые самостоятельно обрабатывают свой земельный пай.
Пару лет назад лишь соседи-фермеры жаловались областному начальству, что поля единоличников – с их низкой культурой производства – служат источниками вредителей и сорняков для всей округи. Позже в разговор вступили и сельские головы. Учитывая, как формируются бюджеты наших сел, только добрый фермер (а ему просто деваться некуда) фактически содержит сельский водопровод, без которого в степи не выживешь, школу, дом культуры, садик. Единоличник же в глазах сельских руководителей превратился в жадного «куркуля», у которого копейки не выпросишь даже на церковь.
Нынче же в колокола забило и руководство области. Которое вполне резонно полагает, что «единоличие» постепенно превратилось в форму сокрытия налогов и недобросовестной конкуренции. К примеру, в некоторых селах уже упоминавшегося Приазовского района, самого мощного и по посевным площадям, и по валовому сбору в области, нет фермеров. То есть формально все жители обрабатывают свои паи самостоятельно – для своих собственных нужд. Что даже теоретически невозможно.
Обычная картина по области выглядит таким образом: 25% земель находятся в государственной собственности, 40% — в официальной аренде (в области работают 2300 агрофирм), 35% зарегистрированы за селянами-частниками, которые самостоятельно обрабатывают свой пай и при этом 70% из них не платят налоги на землю.
Что до единоличников, в условиях довольно серьезного налогового контроля возникает проблема мгновенного, прямо с колес, сбыта собранного урожая. Понятно, что если существует некая теневая схема, то посредник, который забирает зерно с поля в ближайший из портов, себя уж точно не обидит. То есть имеет место обыкновенный демпинг. Так называемый «единоличник» (вернее, агропроизводитель, притворяющийся таковым) имеет некий запас на снижение цены по сравнению с добросовестным фермером, который платит налоги. Отсюда налицо недобросовестная конкуренция. С донельзя сбитыми вниз ценами в начале кампании.
Да, сегодня большинство фермерских хозяйств выстроили собственные зернохранилища и продают зерно лишь тогда, когда оно в цене. Но позади тяжелейшая кампания стоимостью в 4,3 млрд грн. У многих копейки за душой не осталось, и они пытаются выручить хоть какие-то деньги, чтобы купить дизтопливо, а на рынке зерна их ждут смешные цены. И это становится проблемой не отдельного фермера, а уже целой области.
Оросительные системы как общегосударственная проблема
Есть еще одна серьезная проблема: на сегодня разграблены или приведены в негодность почти все оросительные системы. Причины этого повального для южных областей Украины явления называют разные. Главная же – то ли не найденный, то ли бесследно канувший в лету балансодержатель этих самых оросительных систем. Сегодня его нет. При том, что площадь сельскохозяйственных угодий Запорожской области составляет 2246 тыс. га, орошаемых земель там учитывается 240 тыс. га.
Поэтому там, где местный фермер из бывших председателей и крепко держит руку на пульсе, еще что-то сохранилось. Там же, где хозяйства раздроблены между бывшими главными специалистами (кстати, говорят, что самыми удачливыми производителями зерна из них оказались ветврачи или инженеры), уже ничего нет. В дело вступили сельские головы, а дальше коррупция – и трубы благополучно сданы на металлолом.
И это проблема уже и не областей вовсе, а украинского государства. Потому что из семи регионов, которые дают вал от двух до трех миллионов тонн зерна ежегодно, пять находятся в зоне рискованного земледелия, а проще – на Юге. И каждый раз молиться, как прошлой осенью молились на Запорожье, свечей не хватит.
Автор: Леонид Романовичев