Повышение минимальных цен на сигареты увеличит объем теневого табачного рынка на 12 млрд грн

Пострадают, прежде всего, легальные производители дешевых сигарет

Уже в начале следующего месяца в Украине могут быть введены минимальные цены на табачные изделия. Соответствующий проект постановления Кабинета министров «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака» сейчас размещен на сайте Государственной фискальной службы. Cрок, отведенный на его обсуждение, истекает уже 6 июля.

Как подсчитали в ГФС, минимальная розничная цена (МРЦ) на сигареты без фильтра должна составлять 15 грн за пачку, а на фильтровую группу — 15,75 грн за пачку. Однако нужно учесть, что эти «проектные» цены рассчитаны без учета розничного акцизного налога в 5%, который взимается в местные бюджеты. А вместе с ним пачка сигарет без фильтра обойдется курильщику почти в 15,75 грн, а сигареты с фильтром — в 16,5 грн за пачку.

Но и это еще не итоговая цифра. В розничной торговле цены на сигареты сейчас округляют в сторону увеличения, и МРЦ на сигареты без фильтра и с фильтром будут на уровне 16 грн и 17 грн соответственно.

сигареты

Напомним, что в конце прошлого года Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 г.» среди прочего были внесены изменения в «Переходные положения» Налогового кодекса, которыми правительству поручалось разработать и ввести МРЦ на сигареты. Кроме того, как подчеркивают в налоговой, в 2015 г. бюджет недополучил 546,3 млн грн поступлений от табачного акциза из-за того, что производители продавали сигареты слишком дешево.

Вместе с тем, Минфин, в подчинении которого находятся налоговики, еще в феврале этого года разработали законопроект, отменяющий норму об МРЦ в Налоговом кодексе. Вместо этого, министерство предложило пересмотреть в сторону увеличения ставки акцизного налога на сигареты, что должно до конца 2016 г. принести в бюджет 600 млн грн дополнительных поступлений.

 Европейская реакция: вводить нельзя

Однако никакой особой интриги в таком «плюрализме мнений» в системе одного министерства искать не стоит. ГФС просто исполнила свою техническую функцию и в соответствии с Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс…» разработала проект постановления о минимальных оптово-розничных ценах на табачные изделия. И если предложение Минфина об упразднении МРЦ не будет принято, правительство будет вынуждено принять постановление, разработанное налоговиками.

Интересно другое: и сторонники, и противники МРЦ на сигареты, продвигая свои противоположные по содержанию инициативы, ссылаются на европейскую практику налогообложения производства и оборота табачных изделий.

Действительно, в разные годы минимальные розничные цены на табачные изделия устанавливались в целом ряде европейских стран: Франции, Ирландии, Бельгии, Люксембурге, Греции, Австрии и Италии.

Но, вместе с тем, в начале 2016 г. глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский в письме к министру финансов Украины рекомендовал отменить МРЦ на сигареты как несоответствующие европейской практике и нарушающие обязательства Украины в рамках Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Так в чем же причина таких расхождений?

Ларчик открывается просто: МРЦ в европейских странах действовали в период 2000-2010 гг. и были отменены решениями Европейского суда (European Courtof Justice).

Так, 4 марта 2010 г. вынесли решение по Франции: «Принимая и сохраняя систему минимальных цен на розничную продажу сигарет, Французская республика не выполнила своих обязательств по ст. 9 директивы Совета 95/59 / ЕС от 27 ноября 1995 по налогам, отличных от налогов с оборота, которые влияют на потребление табачных изделий».

Аргументы Европейского суда касаются трех основных аспектов. Введение МРЦ приводит к устранению экономической конкуренции, неоправданному росту доходов производителей табачной продукции и не соответствует целям общественного здравоохранения.

Сейчас вместо указанного документа в Евросоюзе действует Директива ЕС 2011/64/ЕС от 21.06.2011 г. аналогичного содержания, в частности ее ст. 15  «О структуре и ставках акцизов, применяемых к табачным изделиям». А вот именно эта директива в числе прочих прямо значится в обязательствах Украины. В ней, например, указано, что «производители и импортеры табака свободны в определенные максимальной розничной цены каждого из своих продуктов».

сигареты_1

Вместо нормативного регулирования цен в ЕС действует система акцизного налога на табачные изделия, препятствующая как снижению бюджетных поступлений, так, в общем-то, существенному снижению цен на табак. Сейчас ставка европейского акциза составляет минимум EUR90 за 1 тыс. сигарет (для стран Центральной Европы до 2018 г. — EUR64 за 1 тыс. шт.). При этом доля акциза в цене пачки должна быть не менее 60% от средневзвешенной цены на сигареты (она рассчитывается по цене наиболее популярного ценового сегмента).

Стоит отметить, что действующая в Украине система налогообложения табачных изделий вполне отвечает европейской. В частности, в соответствии с установленным минимальным акцизным налоговым обязательством (425,75 грн за 1 тыс. шт.), содержание акциза в каждой пачке должно быть не менее 8,5 грн (что составляет примерно 50-55% от цены наиболее популярного сегмента).

Причины: официальные и неофициальные

Впрочем, на практике все выглядит несколько иначе. В конце прошлого — начале нынешнего года на табачном рынке Украины разгорелась настоящая ценовая война между четырьмя основными производителями сигарет, которые суммарно обеспечивают более 90% оборота табачных изделий. (См. Таблицу «Объем уплаченных налогов крупнейшими производителями табачных изделий в Украине».)

Дошло до того, что некоторые сорта сигарет с фильтром в рознице стоили 9-10 грн за пачку несмотря на то, что в цене пачки 8,52 грн – минимальное обязательство по акцизу, 2 грн — НДС (плюс себестоимость, маржа оптовика и розницы).

В какой-то мере в демпинге поучаствовали все компании, но более всего в нем была замечена «Империал Тобакко», снизившая цены на отдельные виды продукции на 3,5-4 грн за пачку.

При этом, как отметили в «Джей Ти Интернешнл Украина», повышение адвалорного компонента акцизного налога с 12% до 15% от розничной цены, предлагаемое Минфином в качестве метода борьбы с потерями бюджета, не поможет — в реальности адвалорный акциз «включается» при цене сигарет в 17-18 грн за пачку. До этой цифры действует минимальное акцизное обязательство — 8,52 грн за 1 пачку. И увеличения поступлений в бюджет тут ждать не стоит.

Правда, это не значит, что табачные компании не платят акцизный налог. По словам Романа Насирова, продавая сигареты по ценам ниже 14-15 грн за пачку, производители, в результате, минимизируют НДС и налог на прибыль. Это, собственно, и стало официальным объяснением необходимости введения МРЦ.

Звучит, скажем прямо, несколько неубедительно. В конечном итоге для повышения поступлений от табачной отрасли проще всего увеличить специфическую составляющую акцизного налога. Сейчас она унифицирована и вне зависимости от вида сигарет (с фильтром или без фильтра) или цены за пачку составляет 318,26 грн за 1 тыс. шт. И, опять-таки, можно увеличить минимальное акцизное налоговое обязательство, о котором уже было сказано.

Зачем, имея в руках простой и понятный механизм,  нужно было идти по пути введения громоздких в администрировании МРЦ, из официальных пояснений непонятно. Тем более, как показывает практика алкогольного рынка, размер МРЦ в любой момент может быть оспорен в суде.

Как поясняют эксперты, в вопросе МРЦ табачные компании разделились поровну: «Филипп Моррис Украина» и «Джей Ти Интернешнл Украина» поддержали изменения в Налоговый Кодекс, в то время как «Империал Тобакко Продакшн Украина» и «Табачная компания «В.А.Т.-Прилуки» выступали против минимальных цен, предлагая свои варианты изменения ставок акцизного налога.

Такое деление не случайно — отношение компании зависит от того, какую долю в обороте занимают сигареты нижнего ценового сегмента. Производителям дешевых сигарет не выгодно повышение минимальных цен, поскольку оно ослабляет конкурентоспособность их продукции. А производители дорогих сигарет, наоборот, получат конкурентное преимущество, поскольку разница в цене на дешевые и дорогие сигареты будет минимальной.

Основным же лоббистом МРЦ специалисты назвали «Филипп Моррис». И это не случайно. Во-первых, у компании дорогие сигареты занимают значительную долю в объеме всей продукции, а, во-вторых, в ходе ценовых войн она потеряла примерно 3-3,5% рынка. В 2015 г. отгрузка сигарет с фабрики «Филипп Моррис Украина» упала на 17,5% — до 19,195 млрд шт. В то же время остальные производители нарастили объемы продаж.

 Последствия: потеря оборота

Следует сказать, что в «Империал Тобакко» объясняют политику снижения цен вовсе не стремлением «отжать» у конкурентов долю рынка, а борьбой с теневым сегментом. В результате девальвации гривны и повышения акцизного налога в РФ, Молдове и Беларуси, контрабандные сигареты значительно прибавили в цене. На рынке сложилась ситуация, при которой у легальных отечественных производителей появился шанс сократить теневой оборот табачной продукции.

Трудно сказать, насколько это пояснение правдиво, но результат действительно есть. По данным исследовательской компании TNS Ukraine, теневой табачный рынок в Украине в начале 2016 г. сократился до 2% от оборота (в прошлом году — порядка 3-3,5%). Притом, что в 2009-2010 гг. объем нелегальной табачной продукции на рынке оценивался в 15-20%, в 2013 г. — в 8,5%, 2014 г. — 5,6%. Произошло это в основном благодаря тому, что украинские производители смогли предложить дешевые сигареты по конкурентным ценам по сравнению с контрабандными.

Если МРЦ будут введены в указанных размерах, первыми с рынка вылетят легальные сигареты без фильтра (а это 10-12% оборота). Кроме того, еще около 20% оборота сейчас обеспечивают дешевые фильтровые сигареты по 11-14 грн/пачка. По словам экспертов, нелегальный рынок сейчас может предложить аналогичную продукцию по тем же ценам. Таким образом, ценовое преимущество теневой розницы составит 3-7 грн за пачку, что и определит выбор покупателя. В итоге эта значительная часть дешевого сегмента (сигарет без фильтра и с фильтром) — 30% оборота рынка — может уйти в тень.

сигареты_2

Правда, как рассказал Hubs менеджер одной из торговых сетей, реальное падение легального оборота составит примерно 25% — часть потребителей сможет подтянуться к новой ценовой планке. Для сетевиков это будет довольно болезненным. Сигареты давно уже не являются маржинальным товаром (розничная наценка не превышает 5-7%), но обеспечивают поступление значительных оборотных средств, поскольку более 50% табачных изделий  сейчас продается в супермаркетах.

По данным Госстата, в 2015 г. оборот всей табачной продукции в Украине составил примерно 48-49 млрд грн. Если исходить из этих цифр, то потери оборота составят около 12 млрд грн (а сетевики недосчитаются более 6 млрд грн).

И, конечно же, рост теневого рынка может привести к потерям бюджета. В прошлом году поступления от табачного акциза составили 21 млрд грн, а на этот год, после повышения ставок налога на 40%, ГФС запланировала поступления в 29 млрд грн. Но этот план вряд ли можно будет выполнить, прибегнув к спорным инструментам регулирования в виде минимальных розничных цен.

А вот оценку действиям производителей, устроившим демпинг, должен дать Антимонопольный комитет Украины, в ведении которого такие вопросы и находятся.

*

Top