Для улучшения экологической ситуации металлургическому гиганту необходимо строить конвертерный цех
Комбинат «Запорожсталь» одновременно является флагманом запорожской индустрии, крупнейшим налогоплательщиком и работодателем в городе – и главным загрязнителем окружающей среды. Предприятие тратит большие средства как на строительство очистных сооружений, так и на штрафы. Проблему может решить строительство конвертерного цеха, но на такой проект сегодня нет денег. В ситуации разбирался собственный корреспондент Hubs в Запорожье Леонид Романовичев.
Министр в цехах: нашлось, что показать
В начале июня в Запорожье побывал министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак. Он посетил облгосадминистрацию и посмотрел цеха комбината «Запорожсталь». Если встречу с чиновниками можно рассматривать как ритуальную необходимость, то визит на металлургический гигант для министра экологии – работа по специальности. Потому что «Запорожсталь» — главный загрязнитель окружающий среды в Запорожской области и один из главнейших источников техногенной нагрузки в Украине.
Посетив предприятие, министр выразил сдержанный оптимизм. Что и неудивительно, ведь с 2012 года на выполнение экологической программы «Запорожсталь» потратила без малого четыре миллиарда гривен. Причем любимое слово строителей «освоили» тут не подходит, деньги на предприятии потратили с толком. Вот, например, на строительстве мостов в Запорожье при смете в 5,3 млрд грн с 2004 года «освоили» почти 2 млрд грн, а самих мостов нет и близко. На «Запорожстали» же министру Семераку показали три цеха, где уже построены и работают объекты, предусмотренные трехсторонним соглашением от 2009 г. – между Минэкологии, Запорожским облсоветом и «Запорожсталью».
В частности, в самом пыльном агломерационном цеху обеспечены газоочисткой четыре агломашины для подготовки шихты на основе железной руды для доменных печей. В процессе строительства газоочистка пятой агломашины, а к концу октября будут завершены работы на шестой. В доменном цеху министр посетил устройство аспирации (сухой очистки пыли) т.н. литейного двора и подбункерной эстакады домны №4. Конечным пунктом визита стала линия соляно-кислотного травления в цеху холодной прокатки №1.
Обозначим масштабы работ. В случае агломашин речь идет об огромных сооружениях высотой до 30 метров. Что касается линии травления, то она представляет собой полностью закрытую ванну почти километровой длины с 17 тыс. кубов кислоты, по которой на бешеной скорости проносится лента стального листа. Это заключительный этап его подготовки к холодной прокатке.
Итоги работы названного оборудования впечатляют. Можно ли себе представить металлургический завод без дыма и пыли? На «Запорожстали» теперь могут: в частности, из одной трубы агломерационного цеха сегодня идет белый пар, а другая просто украшает ландшафт. Что касается линии травления, то все 17 тысяч кубов кислоты проходят рециркуляцию и в Днепр ныне ничего не попадает – цикл полностью замкнутый.
Но, тем не менее, при всех этих по-настоящему выдающихся достижениях «Запорожсталь» остается загрязнителем номер один в области, а Запорожье — одним из самых техногенно нагруженных городов Украины.
Экологические проблемы: так исторически сложилось
Причины этого явления уходят в историю. Свыше ста лет Александровск (так до 1921 г. называлось нынешнее Запорожье) оставался захудалым уездным городком. К 1916 году за счет беженцев Первой мировой войны население выросло до 73 тысяч. Однако по состоянию на 1923 год уже в городе Запорожье было снова немногим более 40 тысяч населения.
Но в это время, порывшись в царских бумагах, большевики нашли проекты, ставшие основой известного плана ГОЭЛРО (плана электрификации России). Среди них было и строительство Днепрогэса. С задачей получить гидростанцию и за счет высокой плотины сделать судоходным участок реки Днепр от нынешнего города Днепра до Запорожья. В то же время сталинское правительство остро нуждалось в танках и самолетах. А значит — в бронелисте, тонком стальном листе и алюминии. Это и предопределило судьбу уездного городка, оказавшегося на полпути с Кривбасса на Донбасс и превратившегося в огромную стройплощадку.
Днепрогэс начали строить примерно в шести километрах от Запорожья (Александровска), а металлургическую промплощадку — Днепровский промышленный комбинат, основу которого составляли нынешняя «Запорожсталь» и ныне уже почти покойный Запорожский алюминиевый комбинат — на таком же удалении. Неудивительно, что сегодня площадь 755-тысячного Запорожья (334 кв. км) в три раза больше площади 2,2-миллионного Парижа.
Пик пуска Днепрогэса и сопутствующих ему заводов пришелся на 1932-1933 годы. Стройки требовали дармовой рабочей силы и колоссальных денег в валюте на оборудование и иностранных специалистов. Выход был найден в масштабной акции, известной как Голодомор. Весь хлеб отняли на экспорт, а крестьян вытолкали голодом из сел – на работы за пайку хлеба. Понятно, что в подобных условиях экономили на всем. И на экологических вопросах, и вопросах охраны труда — в самую первую очередь.
А население росло огромными темпами: к 1939 году в Запорожье было уже 300 тысяч жителей. Началась массовая застройка. Реже в виде рабочих поселков, а чаще — в виде самостроев. Так в санитарных зонах предприятий, возведенных, с игнорированием всех экологических норм, начали расти дома не только частного сектора, но и многоквартирные, а после войны — и высотные. Естественно, что смертность из-за онкологических заболеваний в городе всегда просто зашкаливала – так же, как и в настоящее время. Хотя самого термина «экология» еще не было в широком обороте, проблема для Запорожья стояла со всей остротой.
Поиски выхода
Правда, в годы «развитого социализма» о проблемах экологии заговорили. Но как каждый год выдавать рекордную тонну стали? Поэтому разговорами все и заканчивалось. Не спасли ситуацию и массовые акции протеста, прогремевшие в конце 1980-х на весь бывший СССР. В новейшее время уже новые владельцы предприятий пытались выдавить из оборудования 1898/1930 года выпуска максимум прибыли. О какой экологии могла идти речь, когда в 2006 году юристы комбината «Запорожсталь» благополучно оспорили в суде даже выполнение подписанной с облсоветом программы защиты окружающей среды? Хотя в этот же период появлялась информация о снижении выбросов на 1000 тонн в год, и комбинатом даже были получены два диплома Национальной академии наук Украины именно за экологию. Но никакой системной работы не было.
В 2009 году появилось упомянутое трехстороннее соглашение («Запорожсталь» — облсовет — Минэкологии). Однако в силу разных причин к его выполнению так никто фактически и не приступил.
В 2012 году на предприятие пришел «Метинвест» Рината Ахметова. Именно этот холдинг, при всем неоднозначном отношении к его хозяину, впервые реально взялся за решение экологических проблем предприятия. В частности, пуск газоочистки агломашины №1 состоялся в 2013 году, и далее последовательно воплощались в жизнь семь из 14-ти пунктов трехстороннего соглашения.
Тем не менее, по состоянию на сегодня «Запорожсталь» все еще остается главным загрязнителем окружающей среды Запорожской области. После падения алюминиевого комбината у комбината практически не осталось конкурентов в этом печальном соревновании. На всех остальных заводах выбросы на порядок ниже. Но тут, конечно, и масштабы разные: ведь «Запорожсталь» — это 500 гектаров территории и 50 различных цехов и производств.
И главное то, что «Запорожсталь» — это прежде всего мартеновский цех, который эту самую запорожскую сталь выплавляет. Правда, уже в 1950-х годах мартеновское производство считалось устаревшим. Однако по отмеченным выше причинам ни у советской власти до модернизации руки не дошли, ни позже ничего не изменилось. Только решение этой проблемы (а именно она тормозит выполнение остальных семи пунктов трехстороннего соглашения), то есть – строительство на «Запорожстали» конвертерного цеха, более прогрессивного и экологичного производства, позволит коренным образом решить проблему окружающей среды в городе.
Денег нет, но вы платите
Проект строительства конвертерного цеха уже готов. И даже – благодаря выполненной 3D модели цеха в документации нашли до десяти тысяч ошибок проектировщиков. Сейчас готовится площадка под строительство. Дело это небыстрое, так как придется переместить целые горы шлаковых отходов, что планируют завершить лишь к лету следующего года.
Главный вопрос упирается в финансы. Цена строительства и оснащения конвертерного цеха составляет $1,3 млрд. Это деньги, которые предприятие без получения кредитов не осилит. А кредитов «Запорожстали» зарубежные банки не дают из-за сегодняшнего низкого кредитного рейтинга Украины.
Гендиректор «Запорожстали» Ростислав Шурма попросил министра Семерака о поддержке с разблокированием процесса кредитования предприятия иностранными банками, но получил вежливый отказ («не мой вопрос»). В то же время, при в целом удовлетворительных выводах министра о ходе экологической модернизации на «Запорожстали», его позиция осталась неизменной: «Загрязняешь – плати». Чтобы бороться с выбросами было выгоднее, чем загрязнять окружающую среду.
Впрочем, с учетом всего вышесказанного (и прежде всего, «тяжелого исторического наследия»), «Запорожсталь» заслуживает не только взысканий, но и поддержки тоже. Поскольку, кроме загрязнения, это градообразующее предприятие дает сегодня работу 14,4 тыс. человек. С неплохой по нынешним временам зарплатой. Кроме того, по итогам прошлого года в бюджеты всех уровней предприятием уплачено 2,5 млрд грн. О таможенных сборах речь не идет, поскольку вся запорожская промплощадка ушла с Запорожской таможни на Одесскую, где отношение к экспортерам стало ближе к законному.
Поэтому просто сидеть на кассе, взимая штрафы за нарушение экологических норм, у государства уже вряд ли получится. Чиновникам необходимо строить партнерские отношения с реальным сектором экономики, лоббировать интересы своей промышленности и дома, и за границей. И все должны активно и слаженно (каждый на своем месте) работать над эффективностью производства, уменьшением энерго- и материалоемкости и повышением качества продукции. Одновременно решая, в том числе, и проблемы экологии Запорожского региона.
«Запорожсталь» и экология: требует очищение денег. так правильнее звучит.
Правильно было бы сказать не «очищение» а уборка за собой срача в виде шлаковых отвалов в центре города , химии и прочих коктелей всякой химической дряни. Не хотите или не можете убирать за собой срачь (например в силу нежелания , жадности или отсутствия денег) — закрывайте этот завод-вонючку . Переносите промплощадку в Париж, Лондон, Киев, Москву или еще куда где живут нынешние засранцы-владельцы этой вонючки. Слава богу что хоть алюминивый сдох- в центре города стало меньше бензоперена.
«…«Запорожсталь» заслуживает не только взысканий, но и поддержки тоже…» Поддержки?!! Наверное за то, что в выходные, праздничные дни и на ночь эти твари отключают очистные и травят моих детей и весь город невыносимой вонью?!! Или за то, что летом, когда дышать из-за жары и так нечем, приходиться дышать этим сморидом? Наверное из-за того, что в нашем доме вымерли все пенсионеры от хорошей экологии? Ах, наверное у Рината нет денег, так как у нас даже за коммуналку заплатить? Прибыль есть, а денег нет. Нет денег, а в Конче Заспе поместье есть построить и в офшорах достаточно… Хочу сказать так — нет денег: не хочешь с*****, не мучай ж***! Бизнес в убыток никогда не работает, а зарабатывать за счет экологии на смертях украинцев, отравляя их, — тоже не нужно!