Прогноз на ближайшие месяцы неутешительный
В мае ГФС впервые в 2016 г. не выполнила задание Минфина по сбору налогов в общий фонд госбюджета (бюджетную роспись) – инфографика. Перспективы сбора доходов до конца года не радужные. Через систему электронного администрирования НДС продолжают проводить схемы по минимизации налоговых обязательств перед бюджетом (ДОКУМЕНТ)
Согласно отчетности Государственной фискальной службы (ГФС), в мае фискалы впервые в 2016 г. не собрали запланированную Минфином сумму налогов в общий фонд госбюджета – см. ниже «Объем бюджетных поступлений в Украине, млрд грн».
Вместо запланированных на май 56,4 млрд грн «грязный» сбор (без учета возмещения НДС) составил лишь 49,9 млрд грн, или 88,6% от плана. Недобор за месяц составил 6,4 млрд грн.
Заметим, что в предыдущие месяцы план неизменно перевыполнялся. Соответственно по итогам пяти месяцев нарастающим итогом план перевыполнен на 9,6 млрд грн, или на 4,2%. Отметим, по итогам четырех месяцев 2016 г. сумма перевыполнения была гораздо выше – плюс 16 млрд грн. Если в дальнейшем налоги будут собираться так же плохо, как в мае, то уже в августе недобор будет зафиксирован и нарастающим итогом.
Любопытно, что в мае не были использованы по максимуму и средства, запланированные к возмещению НДС. Было возмещено 6,7 млрд грн при плане в 8 млрд грн. Однако даже такая экономия не позволила выполнить план и по «чистым» поступлениям (сальдо поступлений с учетом возмещения НДС). По «чистым» поступлениям недобор составил 5,1 млрд грн. План оказался выполнен на 89,4%. Нарастающим итогом и тут пока все достаточно благополучно – с начала года собрано на 10,9 млрд грн, или на 5,7% больше запланированного.
Однако тенденции явно настораживающие. Тем более, что в мае у налоговиков не задалось практически со всеми основными платежами. Именно у налоговиков, так как таможенники свой план все же выполнили.
Во-первых, одновременно недобор случился по:
— налогу на прибыль: минус 260 млн грн, или минус 3,3%;
— НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг): минус 1,6 млрд грн, или минус 12,1%;
— рентной плате за пользование недрами: минус 4,2 млрд грн, или минус 72,8%.
Во-вторых, нарастающим итогом за пять месяцев 2016 г. план не выполняется по сбору НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг): на минус 0,8 млрд грн, или минус 1,2%. А также – по рентной плате за пользование недрами: на минус 2,1 млрд грн, или минус 11,4%.
Фактор Коломойского?
Сама структура недобора наталкивает на мысль о том, что новому Кабмину передает «пламенный привет» совладелец «Укрнафты» Игорь Коломойский. Думается, львиная доля недобора по рентным платежам приходится именно на эту компанию. Это предположение подтверждается и словами главы ГФС Романа Насирова о том, что налоговый долг «Укрнафты» вновь вырос к 11 млрд грн. По состоянию на 01.05.16 г. формально этого долга у компании не было ввиду того, что он был в очередной раз рассрочен. Однако в мае рассрочка, видимо, была расторгнута по причине невыполнения обязательств налогоплательщиком.
Причем об 11 млрд грн долга г-н Насиров заявил 30 мая. «На сегодня долг «Укрнафты» составляет примерно 11 миллиардов гривен», – заявил Насиров, отметив при этом, что в ГФС до сих пор ждут выплаты задолженности компанией. Почти наверняка по состоянию на 1 июня долг еще подрос в связи с начислением налоговых обязательств по декларации за апрель.
Верить в то, что г-н Коломойский погасит более 11 млрд грн налогового долга перед государством, может только очень наивный человек. Особенно на фоне информации о его встречных претензиях к Украине на $4,7 млрд. Гораздо вероятнее, что налоговый долг будет расти и дальше. А, значит, «дыра» в поступлениях по этому платежу будет лишь увеличиваться.
Игры НДС
Теоретически можно было бы рассчитывать, что недобор по ренте будет перекрыт дополнительными поступлениями НДС. В частности, в рамках действия системы электронного администрирования (СЭА), которую проталкивал и рекламировал сам г-н Насиров. Однако всплывает все больше фактов, свидетельствующих о том, что СЭА является проблемой для добросовестных налогоплательщиков. Тут и усложнение процедур регистрации налоговых накладных, и зависимость от контрагента-продавца, и отвлечение оборотных средств на НДС-счетах.
А вот для мошенников СЭА вполне оставляет возможности для обхода препятствий. Ранее Hubs писал об огромных суммах фиктивного налогового кредита, легализованного через сельхозпроизводителей. Теперь же появилась информация об еще более серьезных проблемах в ее работе. В апрельской служебной записке (см. ниже документ), подписанной директором департамента мониторинга доходов и учетно-отчетных показателей ГФС Николаем Чмеруком, говорится о том, что некое ЧП «Фервест», зарегистрированное в Киевской области, преспокойно регистрировало в СЭА абсолютно «левые» расчеты корректировок к налоговым накладным. В результате чего увеличивалась сумма лимита в СЭА: на 08.04.2016 г. «Фервест» зарегистрировал налоговые накладные на сумму НДС в 55,5 млн грн. Вместе с тем суммы лимита по расчетам в СЭА для этой компании составляли всего 645 тыс. грн. То есть предположительно СЭА не смогла предотвратить возникновение «схемного» налогового кредита почти на 55 млн грн.
И несмотря на то, что нелегитимная разница в 55 млн грн была сформирована на 8 апреля, служебная записка была составлена только 15 апреля (крутой on-line режим). Кроме того, несмотря на то, что СЭА в автоматизированном режиме сигнализировала о проблеме, сумма для ухода от уплаты налогов росла. Это означает, что контроль в системе либо по каким-то загадочным причинам не действует (действует избирательно), либо может каким-то образом отключаться в ручном режиме.
Видимо, именно из-за избирательного администрирования сальдо поступлений НДС за январь-май 2016 г. выросло, в сравнении с аналогичным периодом 2015 г., лишь на 14,6%: при росте сбора на 41,9% возмещение НДС увеличилось на 68,2%.
Поэтому теоретический расчет на компенсацию недобора рентных платежей за счет НДС на практике вряд ли оправдается. Согласно закону о госбюджете на 2016 год сальдо поступлений НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) должно вырасти на 52,1% по сравнению с 2015 г.! Но, во-первых, в мае уже наблюдается недобор по НДС на 1,6 млрд грн. Во-вторых, много шансов на то, что и в этом доходном источнике будет расти «дыра», связанная со схемами ухода от уплаты налогов. Других же более-менее серьезных компенсаторов в бюджете нет.
Таким образом, несмотря на заявления премьер-министра Владимира Гройсмана о наличии резервов по увеличению поступлений, реально резервов не просматривается, а план уже не выполняется. Что в сложившейся ситуации следует делать?
На наш взгляд, руководству Кабмина, наконец, надо принять кадровые решения по поводу смены руководства ГФС. Минфину, который должен контролировать работу ГФС, вместе с профильным комитетом ВР следует принять решение о проведении инвентаризации СЭА. После чего все-таки следует начать нормальную реформу ГФС, а не говорить только о контрабанде, когда проблем на самом деле куда больше в работе налоговых, нежели таможенных подразделений службы.
Просто надо заставить платить в бюджет Рошен и компании друзей Порошенко