Новый законопроект существенно расширяет полномочия бизнес-омбудсмена
31 мая депутаты Верховной Рады приняли в первом чтении законопроект № 4591 об учреждении бизнес-омбудсмена. Проект закона во многом совпадает с постановлением Кабинета министров №691 от 26 ноября 2014 года о создании Совета бизнес-омбудсмена, на что и обратили внимание эксперты в выводе Главного научно-экспертного управления, рекомендовав отправить проект на доработку. Однако последующее заключение комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства нивелировало это решение, одобрив включение законопроекта в повестку Рады.
Поскольку работа бизнес-омбудсмена напрямую влияет на взаимодействие органов власти и бизнеса, Hubs внимательно изучил постановление 2014 года и новый законопроект об учреждении бизнес-омбудсмена и обнаружил, что некоторые положения отличаются не только формулировками, но и смыслом, влекущим за собой существенное расширение полномочий бизнес-омбудсмена.
Совет бизнес-омбудсмена действует в Украине с 24 мая 2015 года. По данным годового отчета, он успел сделать следующее:
- 828 жалоб получено от предприятий в каждой области Украины;
- 350 случаев успешно решены;
- 264 рекомендации переданы государственным органам;
- 67% рекомендаций применяются;
- 3 443 705 605 грн прямого финансового воздействия BOC деятельности.
Согласно его положению, совет является независимым органом, курируется только Кабинетом министров, имеет право вносить рекомендации в правительство по кандидатурам экспертов, формировать рабочие группы и готовить проекты нормативно-правовых актов, которые улучшили бы условия для предпринимательской деятельности и борьбы с коррупцией.
По сути, сейчас Совет бизнес-омбудсмена можно считать рекомендательным органом, что неплохо, но недостаточно для того, чтобы бизнес-омбудсмен мог влиять на политику государства в отношении бизнеса. В новом законопроекте это учли и расширили полномочия бизнес-омбудсмена. Согласно проекту закона, он может подавать предложения не только правительству, но и Президенту Украины, Верховной Раде и другим органам государственной власти.
Различия между существующим положением совета и новым законопроектом касаются и того, кто может занимать должность бизнес-омбудсмена. Сейчас им может стать любой гражданин Украины или иностранец, обладающий знаниями в области предпринимательства, понимающий юридические тонкости взаимодействия бизнеса и государства.
В новый законопроект внесли пункт, ограничивающий избрание на должность бизнес-омбудсмена или его заместителей лиц, которые занимали в последние 3 года государственную должность. Таким образом, бизнес-омбудсменом может стать только человек, не связанный профессиональными узами с украинским политикумом, что, конечно, снижает возможность политических договоренностей между властью и защитником бизнес-интересов.
Но в новом законопроекте есть и то, что вызывает удивление. При всем желании правительства создать орган, который был бы, с одной стороны, независим от властей, а с другой – прозрачен для общества, пункт про обязанность бизнес-омбудсмена отчитываться перед Верховной Радой за свою деятельность звучит неоднозначно. Если бизнес-омбудсмена хотят сделать независимой фигурой от государственных органов, то зачем увеличивать стопки бюрократических отчетов для власти, если можно отчитываться перед обществом? Обнародовать информацию о случаях недобросовестного поведения в сфере бизнеса, о коррупционных действиях со стороны органов государственной власти можно и перед Кабинетом министров, как и указано в старом положении.
Однако в новом законопроекте есть и то, что можно считать большим шагом вперед в отстаивании бизнес-интересов. Бизнес-омбудсмен не только перестанет быть просто рекомендательным органом, но и может стать тем самым независимым звеном между властью и бизнесом, которое позволит предпринимателям вздохнуть свободнее и избавиться от навязчивого гнета нормативных актов со стороны органов власти. Речь идет о наделении бизнес-омбудсмена рядом новых полномочий, которые отсутствуют в старом положении.
Бизнес-омбудсмен сможет:
— обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления в случаях и в порядке, установленном Конституцией и законами Украины, которые имеют право отменять или приостанавливать действие актов других органов государственной власти и органов местного самоуправления, с представлениями об отмене или приостановлении действия нормативно-правовых актов и актов индивидуального действия, препятствующие развитию предпринимательства или принятые с нарушением установленных законом требований;
Кроме того, статья 14, которая отражает права бизнес-омбудсмена, его заместителей и инспекторов, дополнена несколькими важными пунктами, которые еще раз подтверждают, что согласно новому законопроекту бизнес-омбудсмен становится не просто фигурой, отстаивающей интересы бизнеса, но и имеющей возможность участвовать в политических, законодательных и судебных процессах.
В частности, бизнес-омбудсмен имеет право:
— на первоочередной прием должностными лицами всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности;
— присутствовать на заседаниях Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, правительственных комитетов, коллегиях Генеральной прокуратуры Украины, органов центральной исполнительной власти;
— присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях при условии согласия участника процесса, в интересах которого судебное разбирательство объявлено закрытым.
Усиление независимости бизнес-омбудсмена подтверждается и тем, что в проекте нового законопроекта появляется статья «о гарантиях независимости». В старом положении она также отсутствует. Согласно ей, запрещается любое вмешательство, препятствование и/или осложнение деятельности бизнес-омбудсмена, в том числе и со стороны органов власти Автономной Республики Крым. Более того, независимость учреждения гарантируется специальным статусом, которым наделяется вся деятельность бизнес-омбудсмена и его инспектором.
Кроме того, должностным и служебным лицам не просто рекомендуется сотрудничество с бизнес-омбудсменом, а накладывается обязанность оказывать своевременную помощь. Причем, в указанный бизнес-омбудсменом срок.
А если должностные и служебные лица не предоставят отчеты, содержащие описание мер, которые необходимы для устранения недобросовестного поведения в сфере хозяйствования, то они должны будут давать мотивированные объяснения бизнес-омбудсмену, почему такие меры или действия не были приняты.
Одним из самых важных пунктов в проекте нового законопроекта, на который обратило особое внимание и Главное научно-экспертное управление, рекомендовав отклонить законопроект в первом чтении, это пункт, наделяющий бизнес-омбудсмена и его заместителей неприкосновенностью. Уголовной и административной. Возможно, таким образом правительство Гройсмана хочет защитить орган бизнес-омбудсмена от неоправданных нападок со стороны прокуратуры, которые имели место в последнее несколько месяцев.
Согласно новому законопроекту, если прокуратура захочет привлечь к ответственности кого-то из сотрудников бизнес-омбудсмена, то сначала генеральный прокурор должен будет отправить на рассмотрение Рады соответствующее заявление. Лишь после одобрения Рады прокуратура может проводить обыски, осмотры или привлекать к уголовной или административной ответственности.
В случае, если закон будет принят, Hubs узнает мнение юристов и представителей бизнеса, чтобы разобраться, как расширение полномочий бизнес-омбудсмена отразится на бизнес-сфере.