Почему защитники Сакварелидзе и противники Шокина пришли на разбор шапок
Наконец-то отправить в отставку Виктора Шокина и добиться назначения на его место независимого и честного генпрокурора – задача не то чтобы совсем уже невыполнимая. Но участники акций в поддержку таких требований опоздали со своими инициативами.
Протестными акциями под стенами Генеральной прокуратуры мало кого удивишь. Начиная с 1998-го, когда хозяином здания на ул. Резницкой стал Михаил Потебенько, Украине хронически не везло с генпрокурорами, и требовать их отставки всегда находилось немало желающих.
Как с удивлением, перерастающим в негодование, выяснили украинцы, такого хода событий не смогла переломить даже Революция достоинства: три последних генпрокурора – череда сплошных разочарований. Ни «националист» Олег Махницкий, ни «честный мент» Виталий Ярема, ни «крепкий профессионал» Виктор Шокин не оправдали и десятой доли надежд: ни на решительную борьбу с беззаконием, ни на наказание деятелей «преступного режима», ни даже на внутреннее очищение органов прокуратуры.
Поэтому митинг на Резницкой 25 марта мог бы стать очередной акцией, удел которой – 30-секундный сюжет по ТВ и полторы тысячи знаков в новостных лентах. Мог бы, если бы не несколько обстоятельств.
Из ряда вон выходящее обстоятельство: кроме отставки действующего генпрокурора, более сотни человек собрались в защиту тех, кого они считают олицетворением «честных прокуроров» и с кем связывают очередные надежды на очищение ведомства и широкую борьбу с коррупцией.
А считают таковыми заместителя генпрокурора Давида Сакварелидзе и «его команду». Причем, назвать хотя бы несколько фамилий соратников грузинского экспата на самой акции смогли бы разве что народные депутаты из группы «Еврооптимисты». Зато в том, что Сакварелидзе борется с коррупцией в стенах ГПУ, а ему ставят палки в колеса, уверены (рискну предположить, не опираясь на данные соцопросов) свыше 90% тех, кто вообще знает, кто такой Давид Георгиевич.
Поддержка Сакварелидзе, конечно, по своей природе – почти чистая эмоция. Он «свой и честный» потому что – приезжий, с «оборотнями в прокурорских погонах» не связанный. А «оборотням» этим как раз больно наступил на хвост – инициировал дело «бриллиантовых прокуроров»: Александра Корнийца и Владимира Шапакина. Ниточки от них потянулись на самый верх – и тут же включилась круговая порука.
Эмоциональную мотивацию сложно погасить рациональными аргументами, но упомянуть их все же стоит. Сакварелидзе популярен и едва ли не любим почти исключительно от полного отсутствия конкуренции в своем антикоррупционном кластере. Вспомним, что у генпрокурора был еще один заместитель – Виталий Касько. Тоже молодой и настроенный расчистить коррупционные завалы. Но, во-первых, он не был иностранцем, плюс, во-вторых, всплыли две служебные квартиры в столице и земельный участок, которые Касько якобы незаконно приватизировал. Поэтому, когда чуть больше месяца назад Касько ушел в отставку, митингов в его поддержку не собирали.
К Сакварелидзе же тоже немало вопросов (даже будучи озвученными помощником генпрокурора Владиславом Куценко, они достойны рассмотрения). Здесь и не вполне прозрачная история с несоответствием уровня зарплаты и стилем жизни; и откровенные пробелы в знании украинского законодательств. Да и сама борьба с коррупцией далека от безупречности. Шапакин и Корниец были задержаны еще 6 июля минувшего года – о многих ли громких успехах Сакварелидзе мы слышали с того времени, особенно – доведенных до суда? А когда в СМИ попал обвинительный акт в отношении «бриллиантовых прокуроров» — в нем уже не оказалось упоминания о взятке в размере $400 тыс. А мистическая история о предложенной ему неизвестным в ботсаду взятке в $10 млн?
Впрочем, эти аргументы действительно второстепенны с точки зрения тех, кто считает, что небезгрешный Сакварелидзе все равно предпочтительней Шокина и Со. С ними сложно не согласиться хотя бы из эстетических соображений: в конце концов, пикет под ГПУ выглядит куда более прилично, чем «коллективное письмо», в котором руководители областных прокуратур «возмущенно осуждают» Сакварелидзе и требуют его отставки.
Да и акция от 25 марта – не последняя. Схожий по замыслу митинг анонсирован на понедельник, 28 марта, под стенами Администрации Президента. Среди организаторов – все те же «Еврооптимисты», общественники-антикоррупционеры, внепарламентские политики «нового поколения». Акцент акции будет слегка смещен: требование назначить независимого генпрокурора. Мотивация: после провальной деятельности Яремы и Шокина «президент утратил моральное право предлагать нового генерального прокурора», «в этот раз это должно сделать общество».
Вот это требование, безусловно, гораздо важнее и значимей, чем выражение поддержки «грузинской команде»: в самом деле, без независимого главы ГПУ у Сакварелидзе перспектив в ведомстве немного. Но это-то требование как раз и растеряло актуальность.
Кандидатура нового генпрокурора, как известно (и Hubs на это указывал), рассматривается исключительно в пакете с формированием новой коалиции, назначением нового премьера и укомплектованием нового Кабмина. Что такое «пакетный принцип» в украинских условиях – долго рассказывать не стоит: все те же «договорняки» и «квоты» — вплоть до дележа мест замначальников управлений и департаментов.
А этот процесс прошел вообще без участия и общественников, и общества в целом. Никакого обсуждения кандидатуры Владимира Гройсмана на пост премьера не было и не планировалось (как выяснилось, его выдвинули даже в обход фракции БПП). Нет и не будет обсуждения кандидатов в министры – не говоря уже о такой «мелочи», как программа действий Кабмина. Был трагифарс с якобы альтернативной Натальей Яресько и якобы запасными Павлом Климкиным и какими-то именитыми иностранцами.
И, соответственно, прокуратура так и останется разменной монетой в закулисном торге, который Банковая ведет уже второй месяц с бывшими соратниками по «Европейской Украине». И не может быть при таких торгах «независимых генпрокуроров». А могут (и есть) впопыхах раскручиваемые кандидатуры то ли Юрия Столярчука, то ли Сергея Горбатюка – все равно до назначения кого-либо из них на должность общество не успеет и близко разобраться, кто есть ху.
С этой точки зрения митинги под ГПУ или АП – паллиатив, да еще и запоздалый. Бой за «прозрачность и независимость» проигран активистами по причине их неявки к началу матча.
Для того, чтобы понять глубину игнорирования властью общественного мнения, достаточно вспомнить, что всего два года назад политики представляли состав КМУ со сцены Майдана. А почти полтора года назад формирование правительства было обусловлено результатами свободных парламентских выборов.
Майдан, конечно, место отнюдь не идеальное для назначения министров. Но и политика «вас не спрашивали, кого поставим – тот и будет, главное – никаких досрочных выборов» — в итоге приводит к Майдану. Или к чему похуже.
Фото: Константин Макульский
Якщо Петро Олексійович не доб»ється відставки Шокіна,який вже пару років імітує боротьбу з корупцією і в той же час переслідує чесних прокурорів,які замахнулися на честь самої Генпрокуратури,яка в багатьох випадках дискредитувала себе покриттям або навіть прямою учвастю у корупції.Так от ,якщо Петро Олексійович не звільниться від Шокіна 29.03.,то він знову викличе гостру критику з боку народу:не здатність ефективно керувати країною(слабкість волі і характеру,занадто велику компромісність на межі з безвідповідальністю) ,а друге свою любов до інтриг і підкилимної політики.Адже ми вже бачили,як він загрався з Яценюком і країна потрапила у позорну політичну кризу.А зараз він почав таку саму гру з Генпрокурором Шокіним,який відкрито підтримав брилл»янтоваих прокурорів і почав терор проти команди,яка в Генпрокуратурі вирішила очиститися від корупції всередині системи.
Якщо Петро Олексійович буде і далі грати в такі «візантійські» ігри,то народ зробить висновок,що його заяви про необхідність побороти корупцію-це ніщо інше,як брехня.А на самому ділі він своєю бездіяльністю тільки сприяє розвитку цього найнебеспечнішого зла в нашій країні.
Є помилки,які народ ніколи йому не зможе простити.Це -брехливе визнання АТО,а не війни з Росією,це прикриття злочинів Генштабу України під Іловайськом і Дебальцево,це здача українського суверенітету, підписанням Мінська -2 і це -покриття корупції(Шокіна).
Олександр.