Мининфраструктуры: бизнес ставит под угрозу модернизацию «Укрзализныци»

А предприниматели считают, что повышение тарифов на ж/д перевозки не поможет ей модернизироваться

В Министерстве инфраструктуры Украины засомневались в том, удастся ли им в 2016 году повысить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки. Причиной стало слишком сильное сопротивление со стороны крупного бизнеса. Чиновники считают, что это противостояние ставит под вопрос планы по модернизации «Укразализныци». Однако представители бизнес-среды считают, что модернизация может сорваться вовсе не из-за отсутствия денег у госкомпании. По их мнению, главная угроза — коррупция в государственном сегменте транспортной отрасли.

Тарифная проблема

В четверг, 11 февраля, по инициативе Государственной регуляторной службы Украины состоялись общественные консультации на тему «Железнодорожные тарифы: в поисках баланса интересов». Обсуждали проекта приказа Министерства инфраструктуры Украины от 22.01.2016 года «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства транспорта и связи Украины», которым вводится повышение тарифов на ж/д грузоперевозки с марта 2016 г. на 15%.

Среди участников встречи были представители крупных металлургических предприятий, агробизнеса и других отраслей. Предприниматели считают, что удорожание ж/д грузоперевозок создаст существенные риски для экспортоориентированных отраслей экономики и снизит их конкурентоспособность на международных рынках.

«Общественные консультации по железнодорожным тарифам нужны для того, чтобы найти баланс интересов. Мы даем возможность участникам рынка и государственным органам донести свои позиции и только потом принимать окончательное решение», — заявила председатель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина.

В результате обсуждения, как и следовало ожидать, всплыл вопрос о прозрачности и обоснованности существующей методики формирования тарифов на грузовые ж/д перевозки. Это проблема, которую в Украине обсуждают не первый год, и никто не может найти для нее приемлемого решения. В итоге некоторые участники предложили ввести мораторий на повышение ж/д тарифов.

 Инвестиционный коллапс

А уже на следующий день, 12 февраля, в Минтрансе, при участии министра Андрея Пивоварского, прошло совещание с производителями в сфере железнодорожной инфраструктуры.

Глава ведомства посетовал, что бизнес давит на «Укрзализныцю», из-за чего, по его мнению, могут быть сорваны инвестиционные планы госкомпании.

«В конце прошлого года мы задекларировали, что в 2016 году «Укрзализныця» будет иметь в распоряжении больше 10 млрд грн на закупки, необходимые для обновления инфраструктуры, основных фондов, подвижного состава и т.д. В то же время в обществе идет дискуссия относительно (повышения) тарифов на железнодорожные перевозки. Но если мы так и не увеличим их на 15%, то лишимся возможности обновить инфраструктуру. Вероятнее всего, мы даже не выйдем на уровень инвестиций 2015 года», — сказал министр.

Андрей Пивоварский не оставил без внимания и предложение ввести мораторий на повышение ж/д тарифов.

«Когда растут цены на электроэнергию, мы же не требуем ввести мораторий на рост цен на энергоресурсы. Когда растут затраты на топливо, мы не говорим о том, чтобы ввели мораторий на рост цен на топливо», — посетовал он.

После этого министр предложил производителям, поставщикам продукции и услуг для «Укрзализныци» следить за происходящим с ж/д тарифами. «От этого зависит, что будет с инвестициями в «Укрзализныцю», — подчеркнул он.

Что же касается вопроса об экономической обоснованности тарифов, то, по мнению Пивоварского, дать внятный ответ здесь сможет исключительно Национальная комиссия по регулированию в сфере транспорта (НКРТ), которую пока еще не создали.

«Сейчас мы предоставили свой анализ, расчеты, которые поддержали все министерства. Взамен получаем популизм. Договорились до того что из-за «Укрзализныци» в стране девальвирует гривна», — сказал министр.

При этом он заверил, что многое было сделано, чтобы «отбелить» процесс закупок, но это еще не все. «В прошлом году мы «отбелили» систему закупок, сделали ее более прозрачной. Благодаря этому нам удалось изыскать несколько миллиардов гривен, которые пошли на развитие инфраструктуры. Когда будет подписан Закон «О публичных закупках», тендеры перейдут в электронный формат, вам станет проще продавать, а «Укрзализныця» получит средства для инвестирования. Но есть старые схемы, которые могут обходить систему электронных закупок, например, формирование ремкомплектов. Поскольку один производитель не может сделать ремкомплект своими силами, несколько производителей вынуждены использовать компанию-прокладку. Гражданскому обществу нужно за этим следить и привлекать внимание, чтобы мы могли это устранить», — считает Пивоварский.

Идите-ка вы…  на экспорт!

После этого представители Минэкономразвития (МЭРТ) намекнули производителям, что в условиях отсутствия спроса на их продукцию в Украине, следовало бы искать потенциальных покупателей на внешних рынках. И даже рассказали о том, куда бы они могли уйти с украинского рынка, и как там будет хорошо.

После этого представители Минэкономразвития (МЭРТ) намекнули производителям, что в условиях отсутствия спроса на их продукцию в Украине, следовало бы искать потенциальных покупателей на внешних рынках. И даже рассказали о том, куда бы они могли уйти с украинского рынка, и как там будет хорошо.

«На сайте Министерства экономики есть информация обо всех договорах по зонам свободной торговли, в которые входит Украина. К сожалению, мало кто из производителей знает, с какими странами у нас есть договора о зоне свободной торговле. У нас все говорят только о ЕС, но есть еще Канада, Черногория и другие страны и объединения стран. К слову, самая большая одноразовая поставка из Украины в Канаду — это поставка железнодорожных колес. В данный момент мы ведем переговоры о зоне свободной торговле с Израилем и Турцией. Мы готовы всячески способствовать украинским производителям, чтобы они смогли выйти на зарубежные рынки. Готовы помогать, чтобы они могли участвовать в госзакупках в разных странах», — рассказала Наталья Микольска, заместитель Министра экономического развития и торговли Украины.

На что тратит деньги «Укрзализныця»

Данил Мизин, начальник филиала «Центр обеспечения производства» ПАО «Укрзализныци», рассказал об основных затратах «Укрзализныци» в 2015 году.

«В прошлом году для нужд «Укрзализныци» «Центр обеспечения производства»  приобрел топлива, запчастей, материалов и прочих товаров и услуг на 8,4 млрд грн. Из них затраты на топливо — 5,9 млрд грн, прочие расходы — 2,5 млрд грн. То есть около 70% затрат это — топливо. Сейчас мы покупаем топливо дешевле, чем в 2015 г., при этом большинство закупок идет через посредников, а не напрямую у производителей. Если говорить об украинском производителе топлива, то такой компанией могла бы стать «Укртатнафта». Но по результатам торгов эта компания всегда предлагала цены выше, чем другие поставщики», — сказал он. (См. Таблицу Результаты закупок ПАО «Укрзалізниця» в 2015 г. в 2015 г.)

Что думают производители об «Укрзализныце»

Но производители и поставщики, присутствовавшие на мероприятии, выразили сомнение в том, что предложение МЭРТ по выходу на внешние рынки можно выполнить при условиях, которые сложились сегодня в стране. Также они не видят возможности даже для свободного участия в тендерах «Укрзалиныци». Более того, бизнес выразил сомнение в том, что повышение тарифов на ж/д перевозки действительно стимулирует рост инвестиций в материально-техническую базу «Укрзализныци».

«Возможно, повышение тарифов могло бы исправить ситуацию с плачевным состоянием материально-техничной базы «Укрзализныци». Но при том уровне коррупции, который есть в этой компании, такое невозможно, — сказал Виталий Руденко, директор ТОВ АТ «Механик». —На «Укрзализныце» никогда не было прозрачных тендеров. Например, в 2014 и 2015 гг. мы не смогли выйти на тендер, блокируется участие нашей компании в тендере. Как именно? Прописываются условия под определенного производителя. Есть договоренности со старыми поставщиками, новых производителей и поставщиков рассматривать не хотят. В существующих условиях производитель не может выйти даже на внутренний рынок, не то что на внешние. На сегодня прозрачных закупок нет, поэтому общество и не считает, что повышение тарифов необходимо».

*

Top